Сегодня: 19 | 04 | 2024

Курсовая работа по «Экономический анализ» «АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА себестоимости МОЛОКА на премере СООО АФ «ПРИГОРОДНЫЙ» симферопольского района»

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме затраты (издержки производства) на потребленные при изготовлении продукции средства производства, оплату труда рабочих, услуг других предприятий, расходы по реализации продукции, а также затраты по управлению и обслуживанию производства. Т. е. это затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость — это денежное выражение издержек на производство и реализацию единицы продукции; часть стоимости на израсходованные средства производства и оплату труда. Себестоимость продукции сельскохозяйственных предприятий складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства сельскохозяйственных угодий, машин, механизмов и других основных фондов, материальных, трудовых и прочих производственных ресурсов и выражается в виде затрат на всю продукцию, показателя затрат (в грн.) на единицу продукции или затрат (в коп.) на гривну продукции. Кроме этого, в себестоимость включаются расходы на реализацию продукции, обязательные платежи-налоги, страховка, проценты за банковские ссуды, отчисления в централизованные фонды, расходы на подготовку кадров и другие, то есть все текущие затраты предприятия, которые ему необходимо возместить для осуществления процесса простого воспроизводства.

Себестоимость как экономическая категория объединяет все расходы предприятия в денежной форме, возмещение которых необходимо для осуществления процесса простого воспроизводства. Она показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт выпускаемой продукции.

Себестоимость продукции исчисляют на основе производственно-экономических расчетов, включающих определение величины затрат, необходимых для производства планируемого объема продукции (работ, услуг) при наиболее эффективном и рациональном использовании имеющихся сельскохозяйственных угодий, материальных и трудовых производственных ресурсов, обеспечении нормальных условий труда, соблюдении систем земледелия и животноводства и условий охраны окружающей среды. Расчеты себестоимости продукции (работ, услуг) используются при определении эффективности проектируемых и осуществляемых агрозоотехнических, технологических, организационных и других мероприятий по развитию и совершенствованию производства; планировании прибыли; организации внутрихозяйственного расчета; анализе и контроле уровня затрат.

Цель учета себестоимости продукции (работ, услуг) — своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на ее производство, исчисление фактической себестоимости каждого отдельного вида продукции (работ, услуг), а также контроль за использованием материальных, трудовых и других производственных ресурсов.

Себестоимость слагается из модифицированных стоимостных форм, выраженных в денежной форме. Они выступают хозяйственной практике как текущие расходы независимо от того, насколько точно отражают стоимость. Себестоимость является одним из важнейших обобщающих показателей деятельности сельскохозяйственных предприятий: чем данный показатель ниже, тем выше эффективность производства. В себестоимости отражаются уровень ведения хозяйства, степень использования трудовых ресурсов, земельных угодий, техники и многих других факторов. Себестоимость как экономическая категория находит свое конкретное выражение в показателе индивидуальной себестоимости продукции каждого предприятия, а обобщенное выражение — в показателе себестоимости продукции отрасли.

В соответствии с экономической природой себестоимости, имея в виду последовательность формирования затрат на получение продукции, в практике сельскохозяйственных предприятий различают производственную и полную себестоимость. В производственную себестоимость включают все затраты, связанные с получением и транспортировкой продукции к месту хранения. Кроме того, каждое предприятие несет определенные расходы по реализации продукции. Себестоимость исчисленная с учетом затрат по ее сбыту, называется полной (коммерческой).

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года и себестоимостью, принятой при утверждении цен (или сопоставимых ценах):

СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1), где

СР - себестоимость реализованной продукции

СТ - себестоимость товарной продукции

ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий. Затраты на одну гривну товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам.

Условно

Классификация затрат на производство продукции:

1. По месту возникновения затрат:

- затраты производства, цеха, участка, службы.

2. По способам перенесения стоимости на продукцию:

ü прямые затраты — это расходы строго целевого назначения, которые нормируются на единицу продукции (работ) и поэтому могут быть непосредственно отнесены на конкретные изделия, виды работ или услуг. К ним относятся: сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих и т. д.;

ü косвенные затраты — это расходы, связанные с производством всех видов продукции, вследствие чего их невозможно или трудно пронормировать и отнести непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции: РСЭО, ОПР, административные расходы, прочие производственные расходы, расходы на сбыт.

3. По экономическому содержанию:

ü основные затраты включают затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции

ü накладные затраты — затраты на организацию, управление, техническую подготовку производства и т. д.

4. По степени влияния объема производства на уровень затрат:

ü условно-переменные (пропорциональные) затраты — изменяются, прямо пропорционально росту объема производства (сырье, основные материалы, расходы топлива, энергии на технологические цели и т. д.).

ü условно-постоянные (непропорциональные) затраты — при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на освещение, отопление, амортизацию зданий и сооружений и т. д.).