Отчет по науке за 2009 год доцента кафедры философии, истории и культурологии.

Опубликовано 19.10.2011 14:40

Отчет по науке за 2009 год доцента кафедры философии, истории и культурологии.

Имидж как социокультурное явление.

Объектом исследования является имидж как социокультурное явление. Предмет исследования - роль и место феномена имиджа в социальной парадигме и социальной практике на всех этапах развития общества, а также анализ философских концепций, раскрывающих основные подходы к рассмотрению этого феномена. Методологической базой данного исследования являются труды классиков мировой философии, истории, работы современных западных и отечественных исследователей в области истории, социологии, психологии, культурологии, антропологии, связанных с раскрытием различных аспектов феномена имиджа. Эмпирической базой исследования являются материалы публицистики и периодической печати, которые, не претендуя на философское обобщение, отражают современное состояние проблемы и ее актуальность. Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах к анализу социокультурных явлений, применяются методы структурно-функционального, системного и сравнительного анализа. Характер работы делает необходимым и междисциплинарный подход, позволяющий исследовать проблему комплексно. Научная новизна работы определяется содержанием авторского подхода к рассмотрению имиджа как социокультурного феномена, как способа бытия и социальной жизнедеятельности людей.

В этом году предметом исследования стал образ женщины в древнерусской истории и исторические образы в творчестве Т. Г.Шевченко, по результатам исследования были подготовлены и опубликованы соответствующие статьи. С тезисным вариантом статьи «Історичні образи у творчості Т. Г. Шевченко: історіософський аспект» выступила 19 марта 2009 г. на Межвузовской конференции к 195-летию со дня рождения Т. Г.Шевченко, проходившей в ЮФ НУБиПУкраины. В статье было показано, что историософские размышления Т. Г. Шевченко являются вполне оригинальным мировоззрением. Фундаментальной основной историософии Т. Г.Шевченко стала народная жизнь, его собственный жизненный опыт, а главной формой проявления - художественно-образное мышление, поэтическое творчество. Шевченко создал собственные оригинальные взгляды на прошлое, настоящее и будущее украинского народа.. Главными особенностями историософского видения Т. Г. Шевченко стал образ Украины, осмысление ее судьбы в контексте прошлого, настоящего и будущего на фоне человеческого развития при решении проблем «Добра» и «Зла». При этом мировоззрение Т. Г. Шевченко совмещало и синтезировало мифологические, религиозные и историософские аспекты. Историософское видение Т. Г. Шевченко имело и четкий геополитический смысл, который предусматривал рассмотрение исторической судьбы Украины в контексте украинско-польских и украинско - московских (российских) отношений. Их содержание привело поэта-мыслителя к выводу, что Украина является самобытной страной, а украинцы должны быть свободным народом в демократической федерации славянских народов. Кобзарь поднял также важную проблему украинской элиты и народа. Поэт-пророк образно рисуя события прошлого, выделяет уроки правды, чести, достоинства, свободы и любви для порабощенного народа не только своей нации. Ищет внешние и внутренние факторы такого состояния, пробуждает дух и вдохновляет на глубокое философское осознание того, Кем Мы являемся на самом деле. Именно от этого понимания зависит будущее не только Украины и ее народа, но и современной цивилизации в целом. (Наукові праці ПФ НУБіПУкраїни «КАТУ». Гуманітарні науки. Випуск 116 – с.31 -42 – 0,7 др. а.)

Опубликована научная статья «Образ женщины в древнерусской истории» (Наукові праці ПФ НУБіПУкраїни «КАТУ». Гуманітарні науки. Випуск 117 – с. - – 0,5 др. а.), с тезисами которой выступила 28 апреля 2009 г. на Научной конференции профессорско-преподавательского состава ЮФ НУБиПУкраины «КАТУ», посвященной Дню науки. В данном исследовании было показано, что центральным объектом в исследованиях гуманитарных наук является человек. В изучении этого уникального объекта заложены определенные, философские методологические основы, связанные с существованием в природе мужского и женского начал. Исследователи отмечают, что весь комплекс гуманитарных знаний о человеке делится на две отнюдь не равные части, где образ женщины занимает иногда значительно меньшее место. Поднятая еще в XIX веке проблема равноправия женщин и мужчин во всех жизненных сферах дала толчок к проведению отдельных исследований, связанных с изучением и формированием образа женщины. В настоящее время, когда появилось много «мужественных» женщин и «женственных» мужчин, а материнская любовь часто превращается в путы материнского чувства - интерес к такого рода исследованиям стал, несомненно, расти. Представляется достаточно актуальным изучение динамики женского образа в историческом пространстве. В статье было показано, что с учетом древних ведрусских традиций и функциональной природы женщины главная задача Женщины как считали наши предки - нести в Мир Любовь, создавая Пространство Любви. Для этого у нее есть доброта, мудрость, чуткость, красота. Все это предназначено для того, чтобы Любить, ибо Женщина своей Любовью формирует истинного Мужчину. Женщина по своей функциональной природе наполняет Пространство Любви. Если здесь любовь, уважение к отцу, мужчине, к людям, к миру – Мужчина становится творцом добрых дел, т. е. каково качество Пространства, так и действует он в нем. Забыв свою главную задачу – творить Пространство Любви, женщина в наше время порой направляет основные силы на получение профессии, на карьеру, на воспитание детей, обустройство дома. А ее задача – заниматься своим телом, расширять сознание и раскрывать свою Любовь, иными словами – Учиться Любить. Главный вывод статьи состоял в том, что образ женщины в исконной природе ее функциональности – это не только физическая, но и духовная, и душевная составляющая одного из двух основополагающих основ гармонии и целостности Мира. Как только женщина вспоминает о своей главной задаче – творить Пространство Любви – она мудро правит в семье и государстве, ибо это знания в любви, она мудро расставляет систему ценностей, живя в РАдости, вдохновляет мужчину, будучи сотворцом всех его творений.

Подготовлены к изданию «Научно-методические указания по составлению генеалогического дерева Рода», план работы студенческого научного кружка «Родоведение».

Подготовлены к изданию тезисы «Итоги внедрения кредитно-модульной системы в процессе изучения курса «История Украины» для учебно-научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ««Итоги внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в ЮФ НУБиПУкраины «КАТУ».

С тезисами статьи «Новое мировоззрение и роль образования в его формировании» ( Наукові праці ПФ НУБіПУкраїни «КАТУ». Гуманітарні науки. Випуск 118 – с. - – 0,7 др. а.) выступила на Межвузовской научной конференции, проходившей 25 -26 ноября 2009 г. в ЮФ НУБиПУкраины «КАТУ». Были предложены: авторский аспект нового мировоззрения и конкретные шаги в организации учебного и воспитательного процесса как основы формирования нового мировоззрения. Это прежде всего: 1. Принятие Жизни во всех ее проявлениях. 2. Синтез духовных знаний Востока с наукой Запада. 3.Признание тонкоматериальной природы мироздания. 4.Овладение практическими знаниями регулирующих законов и принципов природно-космического бытия, позволяющим гармонизировать взаимодействие социальной среды с природной средой. 5. Взаимодействие социальной среды с Космосом в более тонких психологических аспектах – основа духовного самосовершенствования человека. 6. Самой главной силой, порождающей деятельность человека, является мысль. От качества мыслетворчества человечества всегда будет зависеть жизнь всего живого на планете.

Активизация и актуализация морально-духовного аспекта, лежаще­го в основе всех гуманитарных дисциплин, может стать реальной си­лой в современном воспитательном процессе. Представляется, что нравственный потенциал гуманитарных наук, а в целом и всего образования, может явиться одной из альтернатив разлагающему влиянию на детей и юношество телевидения и других средств массовой информации, взявших в качестве основной своей ориентации «массовую культуру» Запада. Сделать гуманитарное знание подлинно гуманистическим, жизнеутверждающим, несущим в себе извечные идеалы Духовности, Добра и Красоты - это актуальнейшая задача наших дней, решение которой зависит от конкретных преподавателей и всей системы образований в целом.

Здесь огромную помощь может оказать образная философская и историческая мысль в красоте художественного слова. Традиции мировой философской и исторической мысли отражались в художественной литературе в наиболее увлекательной и жизненной форме. Элементы глубокого и тонкого мистицизма, духовных прозрений нашли блестящее по своей литературной форме отражение в творчестве Д. Мережковского, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, С. Надсона, Л. Андреева, Н. Гумилева, Алексея Толстого, Льва Толстого, А. Куприна, Л. Украинки, И. Франко, Т. Шевченко, Г. Сковороды и многих других российских и украинских писателей и поэтов, произведения которых остались за рамками школьных программ. Между тем многие произведения мировой и отечественной литературы могли бы служить прекрасным материалом, образной основой нового мировоззрения.

Для преподавателя гуманитарных дисциплин очень важно помнить, что: 1. Выбор информационного материала образовательного характера по критерию - что это может раскрыть в человеке на пути его самосовершенствования; 2. Включать в программу курсов материалы новейших научных разработок, сопоставляя их с этическими духовными принципами; 3. Науки гуманитарного цикла, опираясь на традиции мировой философской, исторической мысли способны создать научно-художественную основу нового мировоззрения, ибо именно эти науки в своем творческом воздействии на человека затрагивают сферу не только интеллекта, но и глубоких эмоционально-духовных структур, обращаясь к разуму на языке чувств.

Предложения: 1.Часть часов по подготовке к лекциям включать в раздел «Научная работа». 2. Продумать вопрос о системе повышения квалификации преподавателей по ИКТ с учетом ее планирования и организации в НУБиПУкраины. 3.Учитывать при планировании научной работы осбенности горловой нагрузки преподавателей гуманитарных кафедр.