11 | 12 | 2017

Урок по литературе родного края в I0-11 Тема: «ПЯТЬ СТРАНИЦ О КРЫМЕ»

Урок по литературе родного края в I0-11 Тема: «ПЯТЬ СТРАНИЦ О КРЫМЕ»

Цели урока. Формировать представление учащихся об образе малой родины на основе данных географии, истории, литературы, произведений других видов искусств; прививая и закрепляя у школьников интерес к литературе, искусству и культуре народов и народностей, населяющих Крым, воспитывать чувства патриотизма и взаимоуважения, высокую культуру межнациональных отношений; развивать навыки самостоятельной и групповой работы; прививать вкус к хореографии, пению, выразительному чтению.

Оборудование. На классной доске помещается большой рисунок с изображением пейзажа Крыма. На нём наподобие книги закрепляются страницы альманаха (размер ватманского листа). Каждая из пяти страниц, имея свой поэтический и музыкальный эпиграф, оформляется в соответствии с избранной тематикой: на каждую страницу крепятся портреты, фото, цветные и чёрно-белые иллюстрации, схемы, рисунки, ноты и Т. Д.

Литература (желательно оформить книжную выставку):

Абыэов Е. Модест Петрович Мусоргский. — М., 1985. Апетяп 3. Воспоминания о Рахманинове. — М., 1973. Волошин М. Коктебельские берега. — Симферополь, 1989.

Грин А. С. Новеллы / Сост. В. Амлинский. — М., 1984.

Дегтярёв В., Вуль Р. У литературной карты Крыма. — Симферополь, 1965.

Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В, П. Казарин. — Симферополь, 1989.

Крымский пейзаж в творчестве художников: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Р. Д. Бащенко. — К., 1990.

Кунин И. Н. А. Римский-Корсаков. — М., 1981.

Сергеев-Ценскии С. Н. Севастопольская страда // Сергеев-Ценский С. Н. Собр. соч.: В 12 т. / Под общ. ред. Н. М. Любимова. — М., 1967. —Т. 4-7.

Ступель А. М. А. Н. Серов (1820-1871).— Ленинград, 1981.

Сухоруков В. Знаете ли вы Крым? — Симферополь, 1983.

Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания: В 3 т. — М., 1990. —Т. 1.

Эфрон А. О. О Марине Цветаевой. — М-, 1989.

В1дродження. — 1993. — № 11. 12; 1994. — № 1, 9.

Ход урока

Во вступительном слове учитель сообщает тему и цели урока, а также рассказывает о его методических особенностях: занятие проходит в виде литературно-художественного альманаха и одновременно как урок-конкурс, целью которого является определение наиболее достойных на замещение вакантных должностей заместителей главного редактора, т. е. самого преподавателя. «Готовясь к этому уроку, — напоминает учитель,— вы разделились на группы по интересам, каждая из которых самостоятельно представит свою страницу. Назовём их условно так: география, история, литература, живопись и музыка Крыма. Напомню ещё одно условие. После разделения на группы каждый из участвующих в конкурсе имел полное право участвовать ещё и в качестве исполнителя вместе со своими товарищами-«соперниками» в их «страницах». Поэтому сегодня выявятся победители как на соискание должностей заместителей главного редактора, так и в плане индивидуального актёрского мастерства».

Выходит первая пара ведущих. Переворачивается страница альманаха. Видны географическая карта Крыма, цветные иллюстрации вокруг неё и надпись-эпиграф:

Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга...

/(А. С. Пушкин) 1-й ведущий. Родина!.. Какое замечательное слово... Слово, соединяющее в себе множество близких понятий, начиная от рода, происхождения человека до того чувства, которое он испытывает к своему народу, планете Земля.

Именно слово Родина, Употребляемое в широком смысле, объединяет нас, людей разных рас, национальностей и вероисповеданий, одним понятием — Земляне, Именно оно сегодня настоятельно требует от всех нас бережного отношения друг к другу, требует предпринять все усилия для того, чтобы не ширилась межнациональная вражда, а торжествовали мир, доброта, милосердие и дружба!

2-й ведущий. По своим размерам Крымский полуостров невелик: с севера на юг он протянулся на 207 километров, а с запада на восток — на 324, общая же площадь Крыма равна площади Сицилии и составляет всего 25 880 квадратных километров. Однако, несмотря на свои небольшие размеры, полуостров в природном отношении напоминает сразу несколько континентов, поскольку в нём представлены три разноликие зоны: равнинная, холмистая предгорная и горная (показывает на карте). А у каждой зоны свой особый климат, облик, жизнь.

1-й ведущий. В одном из путеводителей по Крыму эти зоны характеризуются так: «Присивашские засоленные степи переходят в плодородную равнину, напоминающую юг Украины: всюду сады, посевы, поля овощей, кукурузы, подсолнечника. Здесь царит культурный ландшафт и разместились города Красноперекопск, Джанкой, Саки, Евпатория.

Предгорная зона, окаймляющая равнину с юга, имеет иной облик. Сухие каменистые склоны, местами низкорослый лес и кустарники чередуются с садами, виноградниками и полями эфиромасличных культур. Крымские города в основном сосредоточены здесь: Севастополь, Бахчисарай, Симферополь, Белогорск, Старый Крым.

Крымские горы живописной дугой поднимаются над Чёр-Ным морем и тянутся от Балаклавы до Феодосии. Крутой, обращенный к морю склон Главной гряды Крымских гор известен как Южный берег. Это зона курортов: Форос, Алуп-ка, Симеиз, Мисхор, Ливадия, Гурзуф во главе с Ялтой»1.

1-й Ведущий. Крымская земля необыкновенно красива. Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов и, конечно же, окружающих полуостров Азовского и Чёрного морей пробуждает у людей творческое вдохновение. Не случайно по этому поводу Владимир Маяковский заметил следующее:

Не Крым,

А копия древнего рая! Какая фауна,

Флора

И климат! Пою,

Восторгаясь

И озирая2.

1-й Ведущий. Подобное чувство выразил и татарский поэт Муса Джалиль:

Вы в Крым приезжайте!

Здесь нежные бризы

Подарят вам ласковый свой поцелуй,

Вас к морю, построясь в ряды, кипарисы

Проводят до самых сверкающих струй*.

Далее ведущие рассказывают или инсценируют крымскотатарские легенды, поэтично повествующие о географии полуострова. Например, легенду о Кара-Дате — Чёрной горе, образовавшейся от гнева попавшего в ловушку, устроенную храброй девушкой Эльбис, одноглазого великана-людоеда, или о горе двух удодов Опук, или легенду о Семи Колодезях, в которой речь идёт о старом чабане, превратившемся в живительный родник ради жизни в крымской степи.

2-й ведущий. В заключение нашей географической страницы будет уместно, я думаю, вспомнить и ещё некоторых поэтов, почувствовавших и передавших в своём творчестве красоту крымских пейзажей.

(На середину класса выходят чтецы и исполняют стихотворения или отрывки из них.)

1-й чтец.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?..4

(А. Пушкин) 2-й чтец.

Светает... над морем, под пологом туч,

Лазурное утро светлеет;

Вершины байдарских причудливых круч

Неясно и мягко синеют.

Как зеркало — море... Не плещет прибой...

Под лёгкой фатою тумана,

В ущельях, где сумрак теснится ночной,

Ещё и прохладно и рано...

Но с каждой минутой в рассветных лучах

Яснеют и берег, и море...

Как чудны здесь, в этих зелёных горах,

Весенние свежие зори!..5

(И. Бунин) 3-й чтец.

...Битим шляхом та крутим Кхали ми на узпр'я Ай-Петр1; Вже поминули сади-виногради ряст, кучеряв1, Що иокривають шдшжжя гори, наче килим

Розкшгаий,

Ось уже й лавр1в, поетами люблених. Пишних магнолш не видно,

Аш струнких кипариздв, густо повитих плюшем, Am платашв розкшших намет ib. "Ильки стр1чалися нам земляки нагш, 6Ш берези, Явори й темш дуби, до негоди та борвио звикл1, Але й вони вже зостались далеко за нами, "Ильки терни, будяки та полин товаришили нам

У дорозь

Потім не стало і їх.

Крейда, пісок, червонясте та сіре каміня

Скрізь понад шляхом нависло, неплідне та голе,

Наче льоди на північному морі.

Сухо, ніде ні билини, усе задавило каміння,

Наче довечна тюрма.

Сонце палке сипле стріли на білую крейду,

Вітер здійма порохи,

Душно... води ні краплини... се наче дорога в Нірвану,

Країну всесільної смерті...

Але ось на шпилі,

На гострому, сірому камені блиснуло щось, наче

Пломінь.

Квітка велика, хороша, свіжі пелюстки розкрила, І краплі роси самоцвітом блищали на дні, Камінь пробила вона, той камінь, що все переміг, Що задавив і могутні дуби, І терни непокірні...

Квітку ту вченії люди зовуть 8ахі£га£а, Нам, поетам, годиться назвати її ломикамінь І шанувать її більше від пишного лавра6.

(Леся Украинка)

4-й чтец.

Виноградники Ай-Даниля, салерави, токай, мускат, птичья стан, легкие крьілья, многоцветньїй живой каскад. По крутьім и пологим склонам, как на праздник, бежите вьі, наполняя долиньї звоном молодой кудрявой листвм. Вьі хлопочете и цветете, поспешая за летом вслед, не на празднике, на работе уж котормй десяток лет.

Виноградники Ай-Даниля, ркацители и пино-гри, в смугльїх ягодах сохранили краски сумерек и зари, силу солнца и звон прибоя, горных трав ночной аромат. До чего ж ты хорош собою, крымский труженик — виноград!7

(М. Алигер) 5-й чтец.

Волны мчатся, как всадники, Скалы просятся ввысь, А домишки — рядами По холмам разбрелись. Крым, увитый цветами, Вешний, розовый сад; Здесь — цветут виноградники, Там — платаны шумят8.

И. Бахшиш (Пер. А. Тарковского)

(Здесь можно использовать также фрагменты стихотворений других крымскотатарских поэтов — Дж. Шерфедина, К. Джаманаклы, А. Алтанглы, М. Сулеймана.)

Переворачивается страница альманаха. Перед классом — трое ведущих его исторической части. На появившейся странице эпиграф:

Каких последов в этой почве нет Для археолога и нумизмата От римских блях и эллинских монет До пуговицы русского солдата!..9

(М. Волошин)

1-й ведущий. Крым — древняя земля, которая, как считают учёные, могла быть одной из частей прародины человечества. Во всяком случае, найдены убедительные доказательства того, что ранние неандертальцы жили здесь уже не менее чем 250-300 тысяч лет тому назад.

2-й ведущий. Не вызывает сомнения у учёных и тот факт, что по ходу эволюции человечества роль Крыма как экономического субъекта европейского и мирового сообщества постоянно возрастала - Здесь скрещивались морские и сухопутные торговые пути, бурно развивались ремёсла, росли поселения и города, появлялись и исчезали целые племена и народности, оставляя после себя па-мятные знаки, которые сегодня предстают перед вами то в виде всевозможных усыпальниц и погребальных украшений (показывает на фотографии, часть которых находится на странице альманаха, часть В книгах), То в виде музейных экспонатов, то в виде пещерных городов и остатков мощных крепостных сооружений, то в виде фресок, икон, мифов и легенд, устных и письменных сказаний, как, например, «Одиссея» Гомера.

3-й ведущий. Невозможно за короткое время поведать о всех исторических процессах, которые происходили в Крыму. В разное время его населяли разные народы со своими обычаями, традициями и культурой. Но жизнь не терпит застоя, постоянных границ. Они исчезают там, где люди желают понять друг друга, где хотят мира, дружбы, любви, где думают о счастливой судьбе своего народа.

1-Й ведущий. Как раз об этом и говорится в стихотворении поэта Ильи Львовича Сельвинского, кстати караима по национальности. (Выходят чтецы.)

1-Й чтец.

Бывают края, что недвижны веками.

Зарывшись во мглу да мох. Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох, Где и версты по горам не проехать,

Не обогнуть мыс, Чтоб скальная надпись иль древнее эхо

Не пробуждали мысль, Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,

Яснее дня становясь, Вдруг величайшая тайна на свете Не окликала вас...

2-й чтец.

Были здесь орды, фаланги, когорты,

Кордовы, колонны и «цепь». Школою битвы зовёт себя гордо

Кровавая крымская степь. Недаром по ней могильные знаки

Уходят во все концы.

Недаром цветы её — красные маки

Да алые солонцы. За племенем племя, народ за народом,

Их лошади да божества Тянулись к просторам её плодородным,

Где соль, вода и трава.

3-й чтец.

И не на чем было врагам примириться:

Враги попирали врагов. Легендой туманились здесь киммерийцы

Еще на заре веков; Но вот налетели гривастые скифы,

Засеяла степи кость — И навсегда киммерийские мифы

Ушли, как уходит гость.

4-Й Чтец.

Затем прорываются рыжие готы

К лазури южных лагун; Пришёл и осел на долгие годы

Овеянный ржанием гунн, Хазары кровью солили реки.

Татары когтили Крым, Покуда приморье держали греки, А греков

Теснил

Рим,

5-й Чтец.

Чтоб, наступая на польский панцирь Медью швейцарских лат,

I Дрались с генуэзцами венецианцы

Кровью наёмных солдат. Мешались обычаи, боги, жёны. Народ вливался в народ, Где победивший, где побеждённый — Никто уж не разберёт. Копнёшь язык — и услышишь нередко Отзвуки чуждых фраз, Семью копнёшь — и увидишь предка Непостижимых рас.