Сегодня: 20 | 04 | 2024

Лекция по дисциплине: Финансовая санация предприятия. Тема 4: Сущность, виды и процедуры банкротства предприятий.

< >< >4. Условие и порядок признания предприятия банкротом.

Условия и порядок признания предприятия банкротом основываются на определенных законодательных процедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия производится хозяйственным судом. В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают (Рис. 5):

Рис.5. Делопроизводство о банкротстве предприятий.

Подачу заявления о возбуждении судебного произ¬водства но делу о несостоятельности (банкротстве) предпри¬ятия. Такое заявление в соответствии с действующим законодательством может быть подано: предприятием должником; кредитором; прокурором.

Заявление предприятия-должника подается на основании решения его собственника, органа, уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа (если такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами). В заявлении должны указываться: сумма требовании, которые не могут быть удовлетворены причины, по которым предприятие-должник считает невозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. К заявлению предприятия-должника прилагается: и список его кредиторов и дебиторов (с указанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности, а также отчетный бухгалтерский баланс за последний период.

Заявление кредитора содержит иск к предприятию-должнику с приложением документов, подтверждающих финансовые требования к нему, которые не были удовлетворены в предусмотренный законом срок. В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации.

Заявление прокурора направляется в хозяйственный суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства предприятия и в других случаях, предусмотренных законодательством. (Рис. 6)

На основании заявления предприятия-должника, кредитора или прокурора судья хозяйственного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит соответствующее определение.

Целью судебного разбирательства является установление реальных причин неплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в предстоящем периоде.

Принятие хозяйственным судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия имеет следующие формы:

А) Об отклонении заявления при выявлении финансовой состоятельности предприятия-должника. Так, заявление отклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер ("техническое банкротство") и имеющиеся активы позволяют ему в полной мере удовлетворить все финансовые обязательства и осуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность.

Б) О приостановлении производства по делу в связи с осуществлением реорганизационных процедур. Такие процедуры направлены на предотвращение ликвидации предприятия и его выход из финансового кризиса. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом предприятия-должника и его санацию. Основанием для вынесения решения об осуществлении реорганизационных процедур является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия-должника путем реализации части его имущества, прекращения дальнейшего привлечения кредитов во всех их формах и других финансовых мероприятий. Состав таких мероприятий является содержанием антикризисного финансового управления предприятием и подробно рассматривается в последующих разделах;

В) О признании предприятия-должника банкротом и его ликвидации. В этом случае осуществляются специ¬альные ликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Ряд ликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны с функциями финансового менеджмента. Этот менеджмент возлагается на ликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота и удовлетворение требований кредиторов.

Последовательность проведения судебного разбирательства о банкротстве предприятия представлена на рисунке 6.

1. Подача заявления о возбуждении дела о банкротстве должника.

Возбуждение дела о банкротстве осуществляется при наличии формальных признаков финансовой несостоятельности должника (неплатежеспособности).

Должник в случае неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности и при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных издержек может обратиться в хозяйственный суд по собственной инициативе с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в следующих случаях:

- если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности выполнения денежных обязательств перед другими кредиторами;

- если при ликвидации должника не в связи с процедурой банкротства, должник не сможет удовлетворить денежные требования кредиторов в полном объеме;

- при наличии эффективной концепции санации, но при отсутствии времени для ее реализации.

2. Определение о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Судья, приняв заявление о возбуждении дела о банкротстве, не позже чем на пятый день со дня поступления, выносит и направляет сторонам и государственному органу по вопросам о банкротстве, Определение о возбуждении производства По делу о банкротстве.

В этом определении указывается:

- факт принятия заявления к рассмотрению;

- процедура распоряжения имуществом должника;

- назначение распорядителя имуществом;

- дата проведения подготовительного заседания суда (не позднее, чем на 30-й день со дня принятия заявления);

- мероприятия по обеспечению денежных требований кредиторов;

- факт введения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Распорядителем имущества назначается лицо, зарегистрированное госорганом по вопросам банкротства как арбитражный управляющий. Это могут быть и физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют высшее юридическое или экономическое образование, и не являются заинтересованным лицом по отношению к должнику и кредиторам и имеет лицензию арбитражного управляющего.

Распорядитель назначается на срок не более 6 месяцев, в отдельных случаях может быть продлен судом. Полномочия арбитражного управляющего как распорядителя имущества прекращаются со дня утверждения хозяйственным судом мирового соглашения, назначения руководителя санацией или ликвидатора.

Распорядитель имущества при выполнении своих функций имеет право:

- созывать сборы кредиторов и брать участие в них с правом совещательного голоса;

- проводить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности должника с целью выработки рекомендаций по его финансовому оздоровлению;

- привлекать для обеспечения выполнения своих полномочий на договорной основе специалистов с оплатой их деятельности из средств должника.

В обязанности распорядителя имущества входит:

- рассмотрение вместе со штатными лицами должника заявлений кредиторов по денежным требованиям к кредитору;

- ведение реестра кредиторов;

- уведомление кредиторов о результатах их требований должником и включения признанных требований в Реестр требований кредиторов;

- принятие мер по защите имущества должника;

- выявление признаков фиктивного банкротства или умышленного доведения до банкротства;

- представление хозяйственному суду и комитету кредиторов Отчета о своей деятельности, ведомостей о финансовом состоянии должника, предложений по возможности восстановления его платежеспособности.

До даты проведения подготовительного заседания должник обязан подать в хозяйственный суд и заявителю отзыв на заявление о возбуждении дела о банкротстве.

Отзыв должника должен содержать:

- имеющиеся у должника возражения относительно требований заявителей;

- общую сумму задолженности должника перед кредиторами, в т. ч. по заработной плате работникам должника, а также задолженности по налогам и сборам;

- сведения об имеющемся у должника имуществе, в т. ч. и средствах, находящихся на его счетах в банках или других финансово-кредитных учреждениях, почтовых адресах банков или других финансово-кредитных учреждениях.

3. Подготовительное заседание хозяйственного суда.

В подготовительном заседании судья оценивает поданные документы, заслушивает пояснения сторон, рассматривает обоснованность возражений должника.

С целью выявления всех кредиторов и лиц, изъявивших желание принять участие в санации должника, судья в подготовительном заседании выносит определение, которым обязывает заявителя подать в официальные печатные органы в 10-дневный срок за его счет объявления о возбуждении дела о банкротстве.

По результатам рассмотрения заявления кредитора и отзыва должника в подготовительном заседании выносится определение, в котором оговариваются:

- размер требований кредиторов, подавших заявление о возбуждении дела о банкротстве;

- дата составления распорядителем имущества реестра требований кредиторов, который должен быть составлен и представлен в хозяйственный суд на утверждение не позднее 2-х месяцев и 10 дней после даты проведения подготовительного заседания суда;

- дата предварительного заседания суда, которое должно состояться не позднее 3-х месяцев после даты проведения подготовительного заседания суда;

- дата созыва первого общего собрания кредиторов, которое должно состоятся не позднее 3-х месяцев и 10 дней после даты проведения подготовительного заседания суда;

- дата заседания суда, на котором будет вынесено определение о санации должника или о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, или прекращении производства по делу о банкротстве, которое должно состояться не позднее шести месяцев после даты проведения подготовительного заседания суда.

После опубликования объявления о возбуждении дела о банкротстве в официальном печатном органе все кредиторы независимо от наступления срока выполнения обязательств имеют право подать заявления с денежными требованиями к должнику. Кредиторы в месячный срок со дня публикации объявления представляют в хозяйственный суд письменные заявления о денежных требованиях к должнику и документы их подтверждающие.

Признанные должником требования кредиторов включаются распорядителем имущества в Реестр требований кредиторов.

Заявления кредиторов, по отношению к которым у должника имеются возражения, рассматриваются хозяйственным судом в процессе проведения дела.

Лица, желающие принять участие в санации должника, подают заявление распорядителя имущества в месячный срок.

Ставка госпошлины для заявлений кредиторов, которые возбуждают дело о банкротстве, также заявлений кредиторов, которые обращаются с имущественными требованиями к должнику после публикации объявления о возбуждении дела о банкротстве, установлена в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Заявления должника и санаторов госпошлиной не облагаются.

4. Предварительное заседание хозяйственного суда.

4.1. Предварительное заседание хозяйственного суда проводится не позднее трех месяцев после проведения подготовительного заседания суда. О предварительном заседании суда уведомляются стороны, а также другие участники производства по делу о банкротстве.

4.2. В предварительном заседании хозяйственный суд рассматривает реестр требований кредиторов, требования кредиторов, относительно которых были возражения должника и которые не были включены распорядителем имущества в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения хозяйственный суд выносит определение, в котором указывается размер признанных судом требований кредиторов, которые включаются распорядителем имущества в реестр требований кредиторов, и назначается дата проведения собрания кредиторов.

Реестр требований кредиторов должен включать все признанные судом требования кредиторов.

В реестре требований кредиторов должны содержаться сведения о каждом кредиторе, размер его требований по денежным обязательствам или обязательствам по уплате налогов и сборов (обязательным платежам), очередность удовлетворения каждого требования, отдельно размер неустойки (штрафа, пени).

Определение является основанием для определения количества голосов, принадлежащих каждому кредитору при принятии решения на собрании (комитете) кредиторов.

4.3. Копию определения хозяйственный суд направляет сторонам и другим участникам производства по делу о банкротстве, а также государственному органу по вопросам банкротства.

5. Проведение сборов кредиторов и создание комитета кредиторов.

5.1. В течение десяти дней после вынесения определения по результатам предварительного заседания хозяйственного суда распорядитель имущества уведомляет кредиторов согласно реестру требований кредиторов о месте и времени проведения собрания кредиторов и организует их проведение.

Участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов. В собраниях могут принимать участие представитель работников должника и арбитражный управляющий с правом совещательного голоса.

5.2. Собрание кредиторов считается полномочным независимо от количества голосов кредиторов, принимающих участие в собрании, если все кредиторы были письменно уведомлены о времени и месте проведения собрания в соответствии с п. 5.1. Количество голосов кредиторов определяется в соответствии с п. 5.4.

5.3. Собрание кредиторов созывается арбитражным управляющим по его инициативе или инициативе комитета кредиторов либо других кредиторов, сумма требований которых составляет не менее одной трети всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, или по инициативе одной трети количества голосов кредиторов.

Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов или отдельных кредиторов созывается арбитражным управляющим (распорядителем имущества, управляющим санацией, ликвидатором) в течение двух недель со дня поступления письменного требования о его созыве.

Собрание кредиторов проводится по местонахождению должника.

5.4. Кредиторы, в том числе и органы государственной налоговой службы, другие государственные органы, осуществляющие контроль за правильностью и своевременностью взимания налогов и сборов (обязательных платежей), имеют на собрании кредиторов количество голосов, пропорциональное сумме требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов кратное тысяче гривен.

5.5. К компетенции собрания кредиторов относится принятия решения о:

- выборах членов комитета кредиторов;

- определении количественного состава комитета кредиторов, определении его полномочий, досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов или отдельных его членов;

- других вопросах.

5.6. На время действия процедур банкротства собрание кредиторов избирает комитет кредиторов в составе не более семи человек.

Выборы комитета кредиторов проводятся по списку открытым голосованием большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов, определенных в соответствии с п.4.1.

5.7. Решение о создании и составе комитета кредиторов направляется в хозяйственный суд.

5.8. К компетенции комитета кредиторов относится принятие решения о:

- выборах председателя комитета;

- созыве собрания кредиторов;

- подготовке и заключении мирового соглашения;

- внесении предложений хозяйственному суду о продлении или сокращении процедур распоряжения имуществом должника или санации должника;

- обращении в хозяйственный суд с ходатайством об открытии процедуры санации, признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, прекращении полномочий арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) и о назначении нового арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), даче согласия на заключение арбитражным управляющим значительных соглашений должника или соглашений должника, относительно которых имеется заинтересованность;

- других вопросах.

В работе комитета имеет право принимать участие с правом совещательного голоса арбитражный управляющий, представитель работников должника и при необходимости представитель органа уполномоченного управлять имуществом должника, представитель органа местного самоуправления.

5.9. Решение собрания (комитета) кредиторов считается принятым большинством голосов кредиторов, если за него проголосовали присутствующие на собрании (комитете) кредиторов, количество голосов которых определяется в соответствии с п. 4.

Рис. 6. Последовательность проведения судебного разбирательства о банкротстве предприятия

При отсутствии предложений о проведении санации или в случае несогласования кредиторов с ее условиями, или если не достигнуто договоренности о мировом соглашении, хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру. Срок ликвидационной процедуры не может превышать 12 месяцев. В некоторых случаях хозяйственный суд продлевает этот срок на шесть месяцев.

Постановлением о признании должника банкротом хозяйственный суд назначает также ликвидаторов (ликвидационную комиссию).

С момента признания должника банкротом:

- прекращается предпринимательская деятельность должника;

- ликвидационной комиссии переходит право распоряжения имуществом банкрота и все его имущественные права и обязанности;

- считаются такими, что наступили, сроки всех долговых обязательств банкрота;

- прекращается начисление пени и процентов на все виды задолженности банкрота;

- известия о финансовом состоянии банкрота теряют конфиденциальность и не являются коммерческой тайной.

После признания должника банкротом по решению хозяйственного суда, собственников или в других случаях, открывается ликвидационная процедура.

Ликвидационная процедура – это совокупность мер по отношению к предприятию, по которому принято решение о банкротстве или ликвидации, нацеленных на удовлетворение требований кредиторов через продажу имущества должника и ликвидацию его как юридического лица.

5. Полномочия ликвидационной комиссии.

Отметим некоторые основные положения о ликвидации предприятий, закрепленные в нормативных документах.

Ликвидация предприятия Означает, что юридическое лицо перестает существовать как субъект хозяйствования, его права и обязанности прекращаются. В этом главное Отличие ликвидации от реорганизации, при которой права и обязанности предприятия переходят к его правопреемнику.

Правовые основания ликвидации предприятий содержаться в Законе о предпринимательстве (далее – Закон № 698), Законе о предприятиях (далее – Закон № 887), а ликвидация хозяйственных обществ – также и в Законе о хозяйственных обществах (далее – Закон № 1576).

Такими Основаниями могут быть:

1. Решение собственника.

2. Истечение срока, на который создавалось предприятие.

3. Достижение целей, которые ставились при создании предприятия.

4. Решение суда или хозяйственного суда в случае систематического и грубого нарушения законодательства предприятием; признания недействительными учредительных документов или документов о создании предприятия; признания его банкротом и др.

Таким образом, выделяют Два вида ликвидации предприятий:

- по решению собственника (так называемая самоликвидация);

- по решению суда (то есть ликвидация в принудительном порядке).

Отдельно отметим, что процедура ликвидации по решению суда вследствие признания предприятия банкротом имеет свои особенности, предусмотренные Законом о банкротстве.

При ликвидации предприятия принимается решение о ликвидации предприятия. Такое решение должно иметь определенную документальную форму, которая в зависимости от организационно-правовой формы предприятия может иметь вид:

- приказа (например, для частного предприятия);

- протокола собрания учредителей (участников) – для хозяйственных обществ.

В этом документе собственник определяет:

1) Порядок и сроки проведения ликвидации.

Предельных сроков проведения ликвидации законодательством не установлено. Хотя в ст. 21 Закона № 1576 и содержится норма о том, что оставшиеся после расчета с кредиторами денежные средства распределяются между участниками хозяйственного общества в течение шести месяцев после публикации информации о его ликвидации, однако ответственность за превышение данного срока, не предусмотрена;

2) Срок для заявления кредиторами своих претензий Согласно п. 1 ст. 35 Закона № 887 не может составлять менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации;

3) состав и компетенцию ликвидационной комиссии.

Основная работа по ликвидации предприятия возлагается на ликвидационную комиссию (ст. 35 Закона № 887).

Нормативного документа, в котором конкретно оговаривался бы состав и порядок избрания ликвидационной комиссии, не существует.

Собственник (или уполномоченный им орган) разрабатывает и утверждает документ, подробно регламентирующий деятельность ликвидационной комиссии.

Как правило, это Приказ (или протокол заседания общего собрания учредителей) либо отдельное Положение о ликвидационной комиссии.

В таком документе необходимо указать:

- персональный состав ликвидационной комиссии;

- функции председателя и членов комиссии в целом;

- периодичность заседания комиссии;

- порядок принятия решений (единолично председателем и коллегиально комиссией);

- порядок оформления результатов работы комиссии.

Закон № 887 (ст.35) допускает, что в качестве ликвидационной комиссии может выступить Орган управления предприятия. В состав комиссии включают руководителя предприятия (как председателя ликвидационной комиссии), главного бухгалтера и других сотрудников предприятия. Кроме того, для работы в комиссии могут привлекаться и сторонние специалисты, например аудиторы или юристы.

Если ликвидируется предприятие, в уставном фонде которого имеется государственная доля, то в состав комиссии обязательно включается и представитель собственника госимущества – соответствующего государственного органа.

Для удобства голосования при принятии решений количество членов комиссии должно быть нечетным (следуя логике – не менее трех человек).

В ст. 27 Закона о банкротстве говорится, что оплата труда специалистов, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения выполнения своих полномочий, производится за счет средств, полученных от продажи имущества должника, или средств, полученных в результате производственной деятельности должника.

Оплата осуществляется за каждый месяц работы в размере, указанном в договоре или соглашении.

Источником погашения расходов на оплату труда членов ликвидационной комиссии будут средства, полученные от производственной деятельности предприятия, которое ликвидируется, или от продажи его имущества. Размер же оплаты оговаривается в трудовом соглашении (для сторонних специалистов), либо непосредственно в приказе о назначении комиссии (для работников предприятия).

Действия ликвидационной комиссии в ходе ликвидации предприятия:

1. Публикация объявления о ликвидации предприятия, а также о порядке и сроках принятия претензий кредиторов в официальной прессе по местонахождению предприятия.

Объявление о ликвидации предприятия помещается в республиканском или местном печатном органе, имеющем свидетельство о государственной регистрации.

Документом, где оговариваются сроки публикации подобного объявления, является Закон № 1576, в ст. 20 которого ликвидационной комиссии дается три дня для размещения объявления, начиная с момента ее назначения.

2. Выявление дебиторов и проведение работы по взысканию задолженности.

Руководствуясь Решением Конституционного Суда Украины от 09.07.2002 г. № 15-рп/2002 (дело о досудебном урегулировании споров), такое взыскание можно произвести сразу в судебном порядке без направления претензии должнику.

3. Проведение инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов предприятия (п.12 Порядка № 419).

Результаты инвентаризации оформляются актами, ведомостями и отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

4. Оценка имущества Предприятия в целях определения его реальной стоимости (поскольку именно за счет имущества будут погашаться долги предприятия).

5. Выявление кредиторов и проведение с ними работы по удовлетворению претензий.

Очередность удовлетворения претензий кредиторов установлена ст. 31 Закона о банкротстве.

Претензии, которые остались неудовлетворенными по причине отсутствия имущества у должника считаются погашенными (п. 6 ст. 31 Закона о банкротстве). Оставшееся после удовлетворения претензий всех кредиторов имущество используется по усмотрению собственника.

6. Увольнение работников предприятия.

Правовым основанием расторжения трудового договора в этом случае является п. 1 ст. 40 КзоТ. При этом увольнение будет считаться законным только при соблюдении ряда условий: например, работники о предстоящем высвобождении должны предупреждать не позднее, чем за два месяца (ст. 492 КзоТ) и т. п.

В день увольнения работнику должна быть выдана надлежащим образом оформленная трудовая книжка и произведен полный расчет, под которым следует понимать выплату заработной платы по день увольнения, компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия в размере среднемесячного заработка (ст. 44 КзоТ).

7. Составление ликвидационного баланса и предоставление его на утверждение собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.

Достоверность и полнота данных, изложенных в ликвидационном балансе, должна быть подтверждена аудитором. Исключение из этого правила предусмотрено только для тех организаций, которые полностью содержаться за счет бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 35 Закона № 887), а также для хозяйственных обществ с хозяйственным годовым оборотом менее 250 НМДГ (ст. 20 Закона № 1576).

8. Закрытие счета Предприятия в учреждениях банка.

Порядок закрытия счетов определен Инструкцией НБУ № 527. О факте закрытия счета налоговый орган должен быть уведомлен в течение 3 рабочих дней со дня его совершения (п.4.18 Инструкция № 80).

9. Снятие предприятия с учета в налоговой службе.

Утвержденный собственником баланс представляется для проверки в налоговую службу. В соответствии с пп. 8.1.3 Инструкции № 80 сделать это необходимо в течение 10 дней с момента подачи в налоговую службу заявления о снятии налогоплательщика с учета. Такое заявление подается в налоговый орган в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации предприятия.

Ликвидационный баланс составляется на дату принятия решения о ликвидации предприятия. Очевидно, что речь идет о предварительном балансе, так как за указанный в Инструкции срок (10 дней) невозможно на практике осуществить все ликвидационные мероприятия и соответственно отразить их в балансе.

В течение месяца после получения заявления о снятии плательщика с учета орган государственной налоговой службы принимает решение о проведении проверки и начинает ее. Такая проверка носит внеплановый характер, и, к сожалению, ее продолжительность нормативными документами не оговорена.

После осуществления проверки и при условии отсутствия задолженности перед бюджетом органами выдается справка о снятии налогоплательщика с учета по форме № 12-ОПП.

10. Снятие с учета в социальных фондах и в Пенсионном фонде.

Такое снятие осуществляется на основании письменного заявления о снятии с учета после проведения документальной проверки полноты расчетов ликвидируемого предприятия с социальными фондами и погашение долгов перед ними. Нормативными актами, регулирующими этот процесс, являются Инструкции № 16, № 339, № 12 и № 16-6.

11. Сдача документации в архив.

После ликвидации предприятия, как правило, большое количество различной документации (обычно кадрового и бухгалтерского характера). Проблему, как поступить со всеми этими документами, можно решить на начальном этапе ликвидации, оговорив в решении о ликвидации (приказе или протоколе) порядок передачи документов ликвидационной комиссией в государственный или другой архив. При этом необходимо руководствоваться Правилами № 16 и Перечнем № 41. После передачи документов ликвидируемому предприятию выдается справка о приеме документов долгосрочного хранения и опись принятых дел.

12. Сдача в органы внутренних дел Печатей и штампов для их уничтожения (Инструкция № 17).

Сделать это обязан руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Подтверждением будет квитанция, выданная органом внутренних дел.

Последним этапом процедуры ликвидации предприятия является отмена его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, которая осуществляется органом государственной регистрации в соответствии с Порядком № 740.

После проведения всех ликвидационных мероприятий в данный орган следует представить (ст. 34 Порядка № 740):

1) Заявление (решение) собственника или уполномоченного им органа либо решение суда (хозяйственного суда) в предусмотренных законодательством случаях;

2) Акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденным органом, который назначил ликвидационную комиссию. В акте указывается дата создания и состав комиссии, фиксируются результаты всех проведенных ликвидационных мероприятий (выявленные дебиторы и кредиторы, конкретные суммы погашенной задолженности и др.);

3) Справку аудитора, если это необходимо в соответствии с требованиями законодательства для проверки достоверности ликвидационного баланса;

4) Справку из учреждения банка о закрытии счетов;

5) Справку органа государственной налоговой службы о снятии с учета;

6) Подтверждение об опубликовании в печатных средствах массовой информации объявления о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;

7) Справку архива о приеме документов, подлежащих долгосрочному хранению;

8) Справку органа внутренних дел о приеме печатей и штампов;

9) Оригиналы учредительных документов (устав, учредительный договор);

10) Свидетельство о государственной регистрации.

Орган государственной регистрации в течение 10 дней уведомляет соответствующие органы государственной налоговой службы и государственной статистике об отмене государственной регистрации предприятия.

Ликвидационным предприятие считается только тогда, когда оно исключено из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (п. 4 ст. 35 Закона № 887).

Начиная с 4 мая 2001 года действует с. 166 КУоАП, в которой введена административная ответственность за нарушения в области финансовой деятельности ликвидируемого предприятия.

Несут такую ответственность председатель и члены ликвидационной комиссии, а также другие лица, привлеченные к осуществлению ликвидационной процедуры.

Рассматривают дела по указанным правонарушениям и принимают решения о наложении административных взысканий органы контрольно-ревизионной службы Украины, органы государственной налоговой службы и Национальный банк Украины.

6. Очередность погашения обязательств предприятием-должником.

Главными процессуальными фигурами дела о банкротстве являются кредиторы, ибо от их инициативы, участия во многом зависит судьба должника и всего дела.

Кредитор (ст. 1 ЗУ) – юридическое лицо или физическое лицо, которое имеет в установленном порядке подтвержденные документами требования по денежных обязательствам к должнику по выплате задолженности, по заработной плате должника, а также органы государственной налоговой службы и другие государственные органы, которые осуществляют контроль за правильностью и своевременным зачислением налогов и сборов.

Согласно Закона, кредиторов можно разделить на шесть групп:

1. Инициирующие.

2. Вынужденные.

3. Обеспеченные.

4. Текущей задолженности.

5. Привилегированные (приоритетные).

6. Реестровые.

1. Инициирующий кредитор – по инициативе которого возбуждено дело о банкротстве. Этим правом обладают лица, у которых имеются бесспорные требования к должнику на сумму не менее 300 минимальных размеров заработных плат и неудовлетворенные в течение трех месяцев после установления дня их погашения (ст. 6 п.3 Закона).

После возбуждения дела о банкротстве другие кредиторы, обладающие правом инициирования процедуры банкротства уже не могут реализовать его. Дело о банкротстве возбуждается единожды. Если инициирующие кредиторы не обладают необходимой суммой требований, то они могут объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением.

Не могут быть инициирующими кредиторами: лица, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, по выплате авторского вознаграждения, учредители (участники) должника – юридические лица, по обязательствам, вытекающим из такого участия, а так же чьи требования обеспечены долгом.

2. Вынужденные кредиторы – это кредиторы, которые обращаются в суд после публикации в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве либо признания должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.

Если вынужденные кредиторы не обратились в установленный срок в хозяйственный суд, то они теряют право на получение суммы долга в рамках процедуры банкротства.

3. Обеспеченные – это кредиторы, чьи требования полностью или частично обеспечены залогом. Здесь следует понимать залог, возникший в силу договора или Закона. Не могут считаться обеспеченными кредиторы, чьи требования обеспечены в силу других нормативных актов (административный залог). Обеспеченные кредиторы не имеют право инициировать дело о банкротстве, однако обязаны подавать свои требования в суд (под страхом их потери) после публикации в газете, т. е. одновременно являются и вынужденными кредиторами. В то же время обеспеченные кредиторы имеют право на удовлетворение своих требований при ликвидации должника в первую очередь и обладают правом вето (дают письменное согласие) на заключение мирового соглашения.

4. Приоритетные (привилегированные) - это кредиторы, чьи требования не нуждаются в признании хозяйственным судом и подлежат удовлетворению в течение всей процедуры банкротства. Такие кредиторы могут обращаться в суд о признании их кредиторами и в этом случае они пользуются правами реестровых кредиторов, т. е. кредиторов, чьи требования включены в реестр. Если эти приоритетные (привилегированные) кредиторы не обращаются в суд о признании их таковыми, то в этом случае их требования, в отличии от других кредиторов, не могут считаться погашенными. Иными словами, удовлетворение требований привилегированных кредиторов осуществляется независимо от признания их хозяйственным судом. С другой стороны, на требования привилегированных (приоритетных) кредиторов не распространяется действия моратория и такие требования подлежат удовлетворению в течение всей процедуры банкротства. Привилегированными кредиторами являются, в частности, граждане по выплатам заработной платы, по возмещению вреда жизни и здоровью. Требования приоритетных (привилегированных) кредиторов погашаются во вторую очередь.

5. Реестровые – это кредиторы, чьи требования включены в реестр и признаны (утверждены) хозяйственным судом. Только кредиторы, чьи требования включены в реестр и признаны хозяйственным судом, обладают правом участи в процедуре банкротства непосредственно или опосредованно, через собрание (комитет) кредиторов. Требования таких кредиторов составляют основу процедуры банкротства.

Все кредиты разобщены друг с другом и преследуют разные интересы. Одни кредиторы хотят получить удовлетворение их требований немедленно (по заработной плате), другие вынуждены были (под страхом потери требований) принять участие в деле, третьи являются контрагентами должника и заинтересованы в сохранении производства. Таким образом, между кредиторами объективно действуют противоречия в форме конфликта интересов.

В отличие от искового производства, где удовлетворяются все заявленные требования и соблюдаются все интересы стороны, в процедурах банкротства действует принцип большинства. Интересы всех кредиторов представляет специальный коллегиальный орган – собрание (комитет) кредиторов, где кредиторы (члены комитета кредиторов) обладают числом голосов, пропорциональным сумме их требований, включенных в реестр, кратной тысяче гривен.

Основным органом, представляющим интересы всех кредиторов в деле о банкротстве, является комитет кредиторов.

Комитет кредиторов избирается на общем собрании в количестве семи лиц, по списку, открытым голосованием, большинством голосов кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.

Очередность распределения средств, вырученных от продажи имущества предприятия представлена на рис. 7.

В процессе распределения средств требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме.

 

Рис. 7. Очередность распределения средств, вырученных от продажи имущества предприятия