Сегодня: 20 | 04 | 2024

Дипломная работа анализ финансового состояния и повышение эффективности деятельности СФХ «ХОЗЯИН» НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА

Предметом анализа деловой активности является совокупность процессов производства, реализации продукции и действий финансовых менеджеров, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств[11,C.256].

1.6. Экономический эффект и эффективность.

Для оценки уровня эффективности деятельности предприятия используют относительные показатели — показатели рентабельности (доходности, прибыльности). Рентабельность измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия в целом и доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой).

Показатели рентабельности наиболее полно, чем прибыль, характеризуют результаты деятельности, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, по и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

От того, насколько правильно исчислены показатели доходности, насколько реально они отражают ее сущностные характеристики, зависят результаты ретроспективного и перспективного анализа эффективности деятельности предприятия. В настоящее время для этой цели используются многочисленные показатели рентабельности.

Не случайно в прикладных науках говорят о трех группах показателей рентабельности как относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из сторон — затраты-ресурсы-доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Три вида базовых показателей предопределяют три группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т. е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки затрат (капитал), во втором случае Стоимостные оценки ресурсов (сумма или отдельные части капитала), в третьем случае — показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

По мнению Г. В. Савицкой [73, C. 10] показатели рентабельности можно

Объединить по таким группам:

1) показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых
определяется соотношением прибыли с затратами:

—рентабельность отдельных видов продукции;

—рентабельность операционной деятельности;

—рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов;

—рентабельность обычной деятельности;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж, уровень которых определяется соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции

—рентабельность продаж отдельных видов продукции;

—общая рентабельность продаж;

3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход и уровень которых определяют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала:

- рентабельность совокупных активов или общая рентабельность;

- рентабельность операционного капитала;

- рентабельность основного капитала;

- рентабельность оборотного капитала;

- рентабельность собственного капитала.

Выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Не случайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей рентабельности, рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач.

В системе целей, формируемых собственниками и руководителями любого предприятия, задача генерирования прибыли занимает центральное место.

Прибыль — особый воспроизводимый ресурс коммерческой организации, многогранный показатель, характеризующий разные стороны бизнеса: его конечный финансовый результат, эффект хозяйственной деятельности предприятия, чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности. Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования предприятия.