11 | 12 | 2017

ОТЧЕТ О производственной практике учетно-финансового факультета в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» 2009

 

ОТЧЕТ О производственной практике  учетно-финансового факультета в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» 2009

 

ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство является поставщиком продуктов питания на потребительский рынок. Кроме того, сельское хозяйство является поставщиком сырья и для других отраслей хозяйства, в частности легкой промышленности (текстильной, пищевой, кожевенно-обувного производства, химической промышленности). При этом надо отметить, что в состав агропромышленного комплекса, помимо непосредственно сельского хозяйства, включены подотрасли промышленности: сельскохозяйственное машиностроение, химической промышленности (производство минеральных удобрений).

Сельское хозяйство, кроме наполнения продовольственного рынка продуктами питания, играет также и социальную роль. Социальное значение сельского хозяйства определено в обеспечении занятости населения.

Помимо наполнения внутреннего рынка государства продуктами питания (а продовольственный рынок Украины на нынешнем этапе экономического развития на 83% представлен продукцией отечественного производства), продукция агропромышленного комплекса занимает пятую позицию в структуре экспорта товаров. В 1997 году доля агропромышленного комплекса в структуре экспорта соответствовала 10% (что равно 1913,7 млн. долл. США), уступив таким видам продукции как продукция металлургической промышленности, составившую 33,4% в экспорте, продукции химической и нефтехимической продукции, составившим 9,2% от всего экспорта.

Сельскохозяйственное производство отличается от промышленного рядом существенных особенностей. Наиболее значительным из них является зависимость сельского хозяйства от природных факторов, определяющих как специализацию отрасли, так и продуктивность сельскохозяйственных культур. Другой существенной особенностью сельского хозяйства является его площадное распространение, т. е отрасль является ресурсоёмким, где в качестве основного ресурса выступает территория.

Данные отличия являются основной причиной в формировании особых положений в стандартах бухгалтерского учёта, но и существующие положения не отражают особенностей деятельности каждого отдельного функционирующего предприятия.

1. Общая характеристика предприятия ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ».

Датой основания совхоза им Фрунзе, первоначально хозяйство называлось «Красный хлопковод», считается 17 марта 1929 года. В 1930-1932 годах государство выделяет средства для строительства совхоза: построена контора, клуб совместно со столовой, два склада, конюшни, коровник, мельница, мастерская и школа. В 1933 году совхоз становится подсобным хозяйством Черноморского флота, основным занятием становится свиноводство, именно с этого года совхоз называется совхозом им Фрунзе.

В настоящее время ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» - крупнейший поставщик племенной птицеводческой продукции на рынке Украины и ближнего зарубежья. Располагая самым большим на территории Украины стадом родительских форм кроссов Хайсекс Коричневый и Хайсекс Белый, современным инкубаторным парком, специализированным транспортом для перевозки цыплят, предприятие способно произвести и поставить партнерам до 9 млн. суточной курочки и 5 млн. инкубационного яйца в год. Мощности цеха выращивания позволяют предложить до 200 тыс. голов подращенной курочки.

За последние годы на предприятии произведено обновление основных средств: полная замена 2-х комплектов клеточного оборудования и одного напольного, приобретены автомобили для перевозки суточных цыплят, большегрузный автомобиль, 3 единицы машинно-тракторного парка с оборудованием, шланго-барабанные дождевальные установки.

Предприятие неоднократно награждено дипломами Министерства аграрной политики Украины как победитель выставки «Агро», почетной грамотой Кабинета Министров Украины, знаком «Бизнес-потенциал».

Таблица № 1 – Урожайность основных видов сельскохозяйственной продукции в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ»

Показатели

2006 г

2007 г

2008 г

2008 г к 2006 г в %

Озимая пшентица, ц/га

27,80

25,90

32,70

117,63

Озимый ячмень, ц/га

25,80

35,00

32,00

124,03

Кукуруза на силос и зеленый корм, ц/га

121,10

194,00

66,20

54,67

Однолетние травы на зеленый корм, ц/га

127,70

117,00

171,00

133,91

Многолетние травы на зеленый корм, ц/га

120,00

122,00

80,40

67,00

Исходя из полученных данных, можем сказать, что в анализируемом периоде произошел рост урожайности озимых пшеницы на 17,63 % и ячменя на 24,03 %, однолетних трав на зеленый корм на 33,91 % с одновременным снижением урожайности на 45,33 % и 33,00 % по кукурузе на силос и зеленый корм и многолетним травам соответственно. При этом динамика неустойчива – изменение урожайности происходит скачкообразно.

Таблица № 2 – Продуктивность животных в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ»

Показатели

2006 г

2007 г

2008 г

2008 г к 2006 г в %

Удой молока от коровы, кг

5028,0

5618,0

5140,0

102,23

Среднесуточный привес КРС, кг

0,580

0,587

0,667

115,00

Среднесуточный привес свиней, кг

0,510

0,521

0,562

110,20

Яйценоскость, шт

324,4

312,3

316,1

97,44

Среднесуточный привес птицы, кг

0,114

0,110

0,118

103,51

За анализируемый период произошел рост следующих показателей продуктивности животных: по удою молока от коровы на 2,23 %, среднесуточному привесу КРС на 15,00 %, среднесуточному привесу свиней на 10,20 %, среднесуточному привесу птицы на 3,51 %. Упала только яйценоскость – на 2,56 %. По среднесуточным привесам КРС и свиней наблюдается стабильный прирост на протяжении анализируемых трех лет.

Таблица № 3 – Валовой выход продукции в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ»

Показатели

2006 г

2007 г

2008 г

2008 г к 2006 г в %

Стоимость валовой продукции, тыс. грн.

1986

2081

2120

106,75

Денежная выручка от реализации продукции сельского хозяйства, тыс. грн

21273

27410

38298

180,03

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. грн

23677

23416

25323

106,95

Общая земельная площадь,

В т. ч. сельхоз угодий

2541

2800

2559

100,71

Пашни

2359

2618

2455

104,07

Пастбища

122

-

-

-

Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел

322

305

236

73,29

В связи с ростом уровня автоматизации производства на предприятии среднегодовая численность работников сократилась за анализируемый период на 22,71 %. При этом стоимость валовой продукции возросла на 6,75 %, денежная выручка от реализации продукции сельского хозяйства на 80,03 %, среднегодовая стоимость основных производственных фондов на 6,95 %, площадь сельхоз угодий увеличилась на 0,71 %, паши на 4,07 %.

Таблица № 4 – Прибыль (убыток) от реализации основных видов продукции.

Наименование продукции

2006 г

2007 г

2008 г

2008 г к 2006 г в %

Зерновые и зернобобовые, тыс. грн/тыс. грн

-102,00

282,60

-543,40

532,75

В т. ч. пшеница, тыс. грн/тыс. грн

-42,00

-46,00

-470,30

1119,76

Рожь, тыс. грн/тыс. грн

3,00

1,80

0,00

Ячмень, тыс. грн/тыс. грн

-63,00

326,20

-72,90

115,71

Овес, тыс. грн/тыс. грн

0,00

0,60

-0,20

-

Другая продукция растениеводства, тыс. грн/тыс. грн

45,00

68,10

-603,40

-1340,89

Итого по растениеводству, тыс. грн/тыс. грн

-57,00

350,70

-1146,80

2011,93

КРС, тыс. грн/тыс. грн

-112,00

-205,00

-101,30

90,45

Свиньи, тыс. грн/тыс. грн

-28,00

-251,10

0,80

-2,86

Птица, тыс. грн/тыс. грн

-2214,00

-2509,40

-1393,30

62,93

Молоко, тыс. грн/тыс. грн

355,00

224,40

-29,70

-8,37

Яйца, тыс. грн/тыс. грн

-1474,00

-350,50

-2279,60

154,65

Другая продукция животноводства, тыс. грн/тыс. грн

2997,00

812,20

-3511,00

-117,15

Итого по животноводству, тыс. грн/тыс. грн

-476,00

-2279,40

-7581,40

1592,73

Итого по сельскому хозяйству, тыс. грн/тыс. грн

-533,00

-1928,70

-8728,40

1637,60

Если еще в 2007 г по статьям рожь, ячмень, овес, другая продукция растениеводства, молоко, другая продукция животноводства предприятие получало прибыль, то уже в 2008 г, что связано с мировым, а также общегосударственным финансовым кризисом, по всем статьям производства был отмечен убыток.

Таблица № 5 – Уровень рентабельности производства основных видов продукции.

Наименование продукции

2006 г

2007 г

2008 г

2008 г к 2006 г в %

Зерновые и зернобобовые, тыс. грн/тыс. грн

12,30

28,00

33,10

269,11

В т. ч. пшеница, тыс. грн/тыс. грн

6,90

11,30

59,10

856,52

Рожь, тыс. грн/тыс. грн

0,00

0,00

0,00

-

Ячмень, тыс. грн/тыс. грн

28,40

54,40

8,60

30,28

Овес, тыс. грн/тыс. грн

0,00

33,30

11,10

-

Другая продукция растениеводства, тыс. грн/тыс. грн

155,20

51,30

79,10

50,97

Итого по растениеводству, тыс. грн/тыс. грн

6,60

33,90

14,60

221,21

КРС, тыс. грн/тыс. грн

23,50

21,40

24,20

102,98

Свиньи, тыс. грн/тыс. грн

13,40

11,30

1,30

9,70

Птица, тыс. грн/тыс. грн

54,30

75,90

33,40

61,51

Молоко, тыс. грн/тыс. грн

21,70

9,30

6,70

30,88

Яйца, тыс. грн/тыс. грн

20,70

6,50

20,40

98,55

Другая продукция животноводства, тыс. грн/тыс. грн

63,10

6,60

14,70

23,30

Итого по животноводству, тыс. грн/тыс. грн

2,60

9,20

13,10

503,85

Итого по сельскому хозяйству, тыс. грн/тыс. грн

2,80

7,50

18,70

667,86

Уровень рентабельности в анализируемом периоде вырос по пшенице на 756,52 % и КРС на 2,98 %. По остальным показателям рентабельность производства снизилась, наиболее значительно по свинине на 90,3 %, другой продукции животноводства – 76,7 %, молоку – 69,12 %.

На предприятии ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» в бухгалтерской службе применяются 7 компьютеров со специализированным программным обеспечением для ведения бухгалтерского учета. Учет осуществляется в компьютерной среде программы «1С: Предприятие» версия 7.7. В ОАО применяется таблично-автоматизированная форма бухгалтерского учёта.

Бухгалтерия – это самостоятельное структурное подразделение аппарата управления, которое осуществляет бухгалтерский учет хозяйственной деятельности предприятия. Она тесно связана со всеми службами и отделами предприятия, получает от них необходимую для учета и контроля информацию и снабжает их экономической информацией. Таким образом, бухгалтерия оказывает непосредственное влияние на составление плана поставки, производства и сбыта продукции, рентабельность и экономические показатели деятельности предприятия.

Организация бухгалтерской службы предусматривает определение прав и обязанностей главного бухгалтера, определяет структуру бухгалтерской службы на предприятии, ее место в системе управления. Организация бухгалтерской службы зависит от структуры управления, а также размеров деятельности предприятия.

Численность персонала в аппарате бухгалтерии зависит от объема характера хозяйственной деятельности предприятия, его организационной структуры, оснащения техническими средствами и ряда других условий.

Главный бухгалтер - принимает, обрабатывает авансовые отчеты, осуществляет общее руководство деятельностью бухгалтерии, несет ответственность по сборам и обязательным платежам в бюджет, налогам.

Кассир - ответственный за организацию хранения денег в кассе хозяйства, ведет кассовую книгу, составляет отчет по кассе, ведет Ж-О 1 с-г и ведомость 1, подготавливает документы в банк, осуществляет сверку расчетов с банком.

Бухгалтера по оплате труда - производят начисление заработной платы аппарату управления, работникам растениеводства, производят начисление заработной платы работникам животноводства. Ведут регистр аналитического учета по заработной плате расчетно - платежную ведомость.

Бухгалтер материального отдела – Контролирует движение, правильное использование и сохранность материальных ценностей путем документирования всех операций, проверяет первичные документы и отчеты по движению материальных ценностей, составляет сальдовые ведомости, ведет Ж-О 10.1 с-г, принимает участие в составлении форм Годового отчета.

Бухгалтер по учету животных на выращивании и откорме - Принимает и проверяет от ответственных лиц первичные документы по учету животных и отчеты, предоставляет главному бухгалтеру необходимые сведения по отрасли животноводства, ведет Ж-О 9 с-г, проводит инвентаризацию животных и оформляет ее результаты.

Бухгалтер по расчетам - ведет учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в Ж-О 6 с-г, учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами, расчеты с подотчетными лицами. Ведет Ж-О 7, 8 с-г.

Бухгалтер по учету необоротных активов- ведет синтетический и аналитический учет основных средств в хозяйстве, несет ответственность за порядок переоценки основных средств и начисление износа по основным средствам и необоротным активам. Ведет учет капитальных инвестиций.

Главный экономист предприятия - организует экономическую деятельность предприятия, направленную на повышение производительности труда и рентабельности производства, снижения себестоимости и увеличения прибыли.

2. Развитие производственной структуры в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ»

2.1. Учет денежных средств и кредитных операций.

Учет денежных средств и кредитных операций осуществляется на счетах 30 «Касса», 31 «Текущий счет». Основанием для оприходования денежных средств является Приходный кассовый ордер КО-1 (прил.1). Он представляет собой бланк, занимающий половину стандартного листа формата А4, его реквизиты: название предприятия (организации), идентификационный код ЕГРПУ, название, порядковый номер, подписи главного бухгалтера и кассира. В содержании ордера указывается дата выписки, корреспондирующий субсчет, поступившая сумма (цифрами и прописью); ФИО, передавшего в кассу денежные средства и основание самого факта передачи. Аналогичное оформление имеет и Расходный кассовый ордер формы КО-2 (прил.1), использующийся на предприятии как основание выдачи денежных средств из кассы.

Данные из приходных и расходных кассовых ордеров переносятся в Оборотно-сальдовую ведомость по счету 30.1 за каждый месяц.

Учет расчетов с банками, а также кредитных операций ведется по каждому банку отдельно. Так составляется Счет по банку, который состоит из двух частей – расходной и приходной. В расходной части Счета указывается выбытие денежных средств из конкретного банка по статьям расходования, которые представляют собой отдельные счета: 63.1, 64.1.3 и т. д. В нем указывается дата осуществления операции, номер документа, корреспондирующие счета, фирма, с которой осуществляется расчет, а также краткое содержание операции. По каждому счету подводится итог за месяц. Общий итог по расходной части Счета состоит из итоговых сумм по каждому корреспондирующему счету. Аналогично учет ведется и по приходной части, с той лишь разницей, что счет банка идет по дебету. Итоговые данные по каждому банку переносятся в Оборотно-сальдовые ведомости за каждый месяц, состоящие из следующих статей: субконто, название банка, сальдо на начало периода (по дебету и кредиту), обороты за месяц и сальдо на конец периода. На основании Оборотно-сальдовых ведомостей составляется Журнал-ордер 4 с.-г.

2.2. Учет производственных запасов.

Счет 20 «Производственные запасы» в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию запасов, сырья и материалов, строительных материалов, запасных частей, материалов сельскохозяйственного назначения, топлива, тары и тарных материалов, отходов основного производства.

По дебету счета 20 «Производственные запасы» в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» отражается поступление запасов на предприятие, их дооценка, по кредиту – расходование на производство (эксплуатацию, строительство), переработку, отпуск на сторону, уценка и т. д.

Счет 20 имеет следующие субсчета:

- 201 «Сырье и материалы»;

- 202 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;

- 203 «Топливо»;

- 204 «Тара и тарные материалы»;

- 205 «Строительные материалы»;

- 206 «Материалы, переданные в переработку»;

- 207 «Запасные части»;

- 208 «Материалы сельскохозяйственного назначения»;

- 209 «Прочие материалы».

По дебету этих субсчетов отражается поступление запасов, по кредиту – их выбытие.

Стоимость остатка сырья, материалов и других ценностей, учитываемых на счете 20, в форме № 1 «Баланс» отражается в статье «Производственные запасы» по строке 100.

Первичными документами по учету сырья и материалов являются типовые формы, утвержденные приказом Министерства статистики Украины № 193 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов».

Учет производственных запасов в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» производится на основании приходных, товарно-транспортных, и расходных накладных. Каждый месяц в бухгалтерии предприятия составляются Реестры приходных и расходных накладных по счетам «63» и «27» по каждому подразделению: склад ГСМ, материальный склад, кормоцех и пр.

В Товарно-транспортной накладной (прил.2) указываются сведения о получателе груза, производителе и отправителе, ФИО водителя, пункт разгрузки, сведения о грузе (наименование товара, стоимость, его характеристики). Накладную подписывают водитель-экспедитор и грузополучатель.

В Расходной накладной (прил.2) отмечаются следующие пункты: поставщик (его наименование, юридический и почтовый адреса, расчетный счет, номера свидетельств и контактный телефон), получатель, счет-фактура, через кого (ФИО доверенного лица), доверенность №, а также сведения о товаре (номер по порядку, код, наименование товара, единицы измерения, количество, цена с НДС, цена без НДС, сумма без НДС, итого и всего прописью. Документ подписывает главный бухгалтер и получатель. В Документе, указанном в приложении, отсутствует подпись главного бухгалтера.

Реестры приходных и расходных накладных являются сводными документами. В них указывается счет контрагента, период отображения, вид документа, номер документа, контрагент (поставщик/получатель), сумма, НДС итоговая сумма.

На основании реестров составляется Ж-О 10.1 с. г.

2.3Учет и оценка сельскохозяйственной продукции.

Учет сельскохозяйственной продукции на складе производится в количественном выражении по ее видам на карточках или в книгах складского учета. В карточке или книге указываются наименование продукции, ее номенклатурный номер, единица измерения, размер, марка, цена за единицу. Учет продукции ведется по мере ее поступления или отпуска со склада по накладным (прил.3). В карточках или книгах складского учета производятся записи по приходу и отпуску продукции и ежедневно выводятся ее остатки.

Оценка сельскохозяйственной продукции осуществляется по себестоимости, в которую включаются:

- производственную себестоимость продукции, которая была реализована в отчетном периоде;

- нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы;

- сверхнормативные производственные расходы.

В производственную себестоимость продукции включают:

- прямые расходы;

- общепроизводственные расходы.

Переменные и постоянные общепроизводственные расходы распределяются на каждую единицу произведенной продукции пропорционально заработной платы.

Первичными документами по учету сельскохозяйственной продукции являются: Накладная, Лимитно-заборная карточка,..................

По первичным документам в конце отчетного периода (месяц) по грубым кормам составляется Отчет о движении грубых кормов. В нем указывается наименование корма, остаток на начало месяца, приход и расход в килограммах, остаток на первое число следующего за отчетным месяца. Документ подписывают главный зоотехник и бригадир МТФ.

2.4. Учет и оценка текущих и долгосрочных биологических активов.

Биологический актив и/или сельскохозяйственная продукция признаются активом, если существует вероятность получения предприятием в будущем экономических выгод, связанных с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена. Объектом бухгалтерского учета являются отдельный вид биологических активов или их группа.

Приобретенный (полученный) биологический актив зачисляется на баланс предприятия по первоначальной стоимости, которая определяется в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» или Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 «Запасы. Первоначальная стоимость безвозмездно полученных биологических активов равняется их справедливой стоимости с учетом расходов, непосредственно связанных с доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Для определения справедливой стоимости биологических активов создается комиссия в следующем составе: председатель комиссии: зам. по производству Колесников Р. В., члены комиссии: Максакова Л. М. – начальник департамента аналитического прогнозирования и информационного обеспечения, Шимко В. Н. – начальник департамента бухгалтерского учета и финансирования, Гудима М. М. – начальник департамента животноводства, Шуляк А. А. – начальник департамента развития и экономической безопасности

Учет текущих и долгосрочных биологических активов производится на структурных подразделениях птицеплеменного завода. По окончании срока инкубации составляется Акт на вывод и сортировку суточного молодняка (прил.4), в котором отмечаются категории полученных активов (здоровых цыплят, задохликов, неоплодотворенных и пр.), единицы измерения и их число, а также их процентное отношение к общему количеству заложенных яиц. После оприходования продукции инкубации составляется Акт на утилизацию отходов инкубации (прил.4). Данные первичные документы подписывают начальник департамента животноводства, руководитель инкубатория, ветврач. Выращенную птицу забивают на основании Акта о забое птицы и выходе продукции (прил.4 ). Документ подписывает ветврач и сортировщик.

На предприятии на 1 апреля 2009 года содержалось 428 голов дойного стада, кроме того бычков 73 головы, нетелей 17, телок 217+267.

В ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» ежемесячно составляется Ведомость на взвешивание животных (прил.4). При снятии животных с откорма, а также забое в связи с болезнью животного, падежом, составляется Акт на выбытие текущих биологических активов животноводства (прил.4).

По итогам месяца на ферме МТФ составляется Отчет о движении скота (прил.4). Данный документ является сводным и передается в бухгалтерию в конце отчетного месяца.

2.5. Учет основных средств, нематериальных активов и капитальных инвестиций.

Учёт основных средств в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» ведётся согласно приказа № 5. Об учётной политике на 2009год, в соответствии с требованиями Закона Украины «О бухгалтерском учёте и отчётности в Украине» от 16.07.2000г № 996-XIV (стандарта) бухгалтерского учёта 1 «О требования к финансовой отчётности», утверждённого приказом Министерства финансов Украины 31.03.99г. №87.

Поскольку единицей учёта основных средств остаётся объект, бухгалтерский учёт объектов основных фондов ведётся с применением типовых форм первичного учёта, утверждённых Приказом Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. № 352.

Документальное оформление учёта основных средств в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ».

Внутреннее перемещение основных средств оформляется обычной накладной, в которой указываются отправитель и получатель, передача основных средств в аренду оформляется актом приёма-передачи, приобретении основных средств оформляется расходной накладной. Ввод в эксплуатацию основных средств оформляется актом ввода в эксплуатацию (прил.5), реализация (продажа) основных средств оформляется расходной накладной (прил.5), также актом приёма-передачи основных средств, списание основных средств оформляется «Актом на списание основных средств» ОЗ-З. Списание автотранспортных средств оформляется «Актом на списание автотранспортных средств» ОЗ-4. Для учёта основных средств, как отдельного объекта, так и группы объектов, применяется «Инвентарная карточка основных средств» ОЗ-6.

Для правильной организации учёта основных средств (фондов), а также для выполнения расчётов, связанных с оценкой, износом в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» выполняется инвентарный учёт (аналитический учёт). С этой целью при поступлении каждому объекту присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер сохраняется за объектом в течение всего периода его нахождения на данном предприятии.

Инвентарный учёт в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» ведут на карточках. Основными реквизитами регистров инвентарного учёта являются:

1)  инвентарный номер;

2)  наименование объекта и основание для постановки на учёт;

3)  дата;

4)  первоначальная стоимость;

5)  сумма износа (если он ранее начислялся) и пробег (для средств транспорта);

6)  место эксплуатации (и дата начала эксплуатации);

7)  норма амортизации;

8)  дополнительные сведения (дата и стоимость капитального ремонта; реконструкции, модернизации; дата и основание списания; фамилии лиц, ответственных за сохранность и т. д.);

9)  отдельные технические характеристики (например, мощность двигателя для транспортных средств, т. к. от этого зависит сумма налога, уплачиваемого в бюджет с владельцев транспортных средств).

По каждому субсчету по итогам месяца составляется Инвентарная книга по основным средствам. В ней указывается наименование основного средства или расходов, инвентарный номер, счет учета, дата ввода в эксплуатацию, сальдо начальное дебетовое, обороты за период, сальдо конечное кредитовое, сумма износа и остаточная стоимость объектов.

Первоначальная оценка основных фондов в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ».

Определение первоначальной стоимости основных средств в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» ведётся согласно П(С)БУ №7- это историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов. Таким образом, себестоимость основных фондов определяется в момент их приобретения в зависимости от способа расчётов за них по одной из двух оценок:

- сумме уплаченных денежных средств;

- справедливой стоимости переданных активов.

Амортизация основных средств в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ».

Начисление амортизации основных средств осуществляется в течение срока полезного использования объекта, приостанавливается на период его реконструкции. Начисление амортизации в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» производится ежемесячно, независимо от финансовых результатов, и начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования и прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия основных средств. На предприятии применяют прямолинейный метод начисления амортизации, ежемесячно сумма определяется делением стоимости объекта, который амортизируется на количество месяцев ожидаемого полезного использования объекта.

Поступление основных средств в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ».

Поступление основных средств в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» отражается на счёте 15 «Капитальные инвестиции», который предназначен для учёта расходов на приобретение материальных необоротных активов. На субсчёте 151 «Капитальное строительство» отражаются расходы на строительство, осуществляемое хозяйственным способом.

Основные проводки расходов на строительство основных средств.

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.Начислена заработная плата строителям

151

661

2.Списан строительный материал

151

205

3.Списаны МБП

151

22

4.Оказаны услуги автогаража

151

234

5.Списана электроэнергия

151

234

Таким образом по Дебету счёта 151 «Капитальные инвестиции» отражаются понесённые расходы на строительство комплекса по переработке сельскохозяйственной продукции. На счёте 152 «Приобретение основных средств» отражается увеличение понесённых расходов на приобретение необоротных активов

Основные проводки приобретения основных средств

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, грн

1. Оплачен счёт за автомобиль

631

311

39000,00

2.Включена в налоговый кредит и отнесена на налоговые расчёты сумма НДС

641

644

6500,00

3.Получен автомобиль от поставщика (39000,00 грн-65000,00 грн)

152

631

32500,00

4.Оплачены услуги по регистрации автомобиля

371

311

120,00

5.Услуги по регистрации отнесены на капитализацию

152

371

120,00

6.Зачислен автомобиль в состав основных

Средств(32500,00грн+120,00грн)

105

152

32620,00

Бухгалтерский учет нематериальных активов ведется по следующим группам:

- другие нематериальные активы;

- программное обеспечение.

При зачислении на баланс нематериальный актив оценивается по себестоимости в соответствии с П(с)БУ-8, по каждому нематериальному активу определяется срок полезного использования. Ликвидационную стоимость нематериального актива приравнивают к нулю. Амортизация производится аналогично основным средствам – по прямолинейному методу.

Срок службы программного обеспечения исчисляется двумя годами. В случае, если балансовая стоимость какого-либо нематериального актива существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса, данный актив переоценивают до справедливой стоимости.

2.6 Учет расчетных операций.

Расчетные операции обслуживаются наличным и безналичным денежным обращением.

Они возникают в связи с разрывом во времени между событиями предоставления услуг (начисления обязательств) и оплаты за них.

В течение этого времени оба контрагента у себя в учете должны отразить величину задолженности — своей или чужой.

Таким образом, в учете у одного контрагента будет отражена дебиторская задолженность, а у другого — кредиторская.

Многообразие хозяйственных операций, по которым возникают расчеты, и многообразие форм расчетов вызывает необходимость формирования дифференцированной информации о них.

Согласно П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» и П(С)БУ 11 «Обязательства» каждый вид задолженности может классифицироваться, как текущая (погашаемая в течение 1 года или 1 операционного цикла) или как долгосрочная.

Таким образом, для отражения задолженности в учете должны быть использованы следующие классификационные признаки:

1)  наличный или безналичный способ погашения;

2)  задолженность юридических или физических лиц, в том числе состоящих в штате предприятия;

3)  долгосрочная или текущая;

4)  по формам расчетов.

На основании первичных документов в предприятии составляется Журнал-ордер и Ведомость по счетам «63.1» - Расчеты с отечественными поставщиками и «36.1» - Расчеты с отечественными покупателями (прил.6).

Первичными документами являются: Приходная и Расходная накладная, Приходный и Расходный кассовый ордера, авансовый отчет.

2.7. Учет труда и расчетов по его оплате.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» Заработная плата – Это вознаграждение, начисленное в денежном выражении, которое владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу в соответствии с трудовым договором.

Размер заработной платы в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности. Регулируют заработную плату формы и системы оплаты труда.

В ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» разработано Положение об оплате труда и штатное расписание.

Основными формами оплаты и соответственно учетными показателями в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» являются Сдельная и повременная.

При сдельной оплате труда Заработная плата работников прямо зависит от количества выполненной работы и размера расценки. Эту форму используют при оплате работникам, труд которых подлежит нормированию. Сдельная оплата труда состоит из следующих систем: Прямой, прогрессивной, аккордной и премиальной. Она может быть индивидуальной и бригадной.

При повременной форме оплаты Заработок работника зависит от отработанного им времени. Круг работников определяется наличием таких систем, как Простая повременная и повременно-премиальная.

Формы и системы оплаты труда в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» регулирует руководитель предприятия. Государство осуществляет регулирование оплаты труда путем установления минимальной заработной платы и не облагаемого минимума.

В состав затрат по оплате труда включаются выплаты заработной платы, начисленные исходя из подрядных расценок, тарифов, ставок и должностных окладов, которые устанавливаются в зависимости от результатов работы, ее количества и качества, стимулирующих и компенсационных выплат, систем премирования рабочих, руководителей, специалистов, служащих.

В ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» также выдается аванс, размер которого определяется соглашением администрации. Минимальный размер аванса в Обществе не ниже тарифной ставки работника за отработанное время. Основанием для определения отработанного времени в Обществе, за которое выдается аванс, является табель учета рабочего времени, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.

Если из заработной платы работника производятся удержания, то размер аванса может быть соответственно уменьшен, чтобы обеспечить равномерную выдачу работнику денежных средств и не допустить задолженности по заработной плате за работником на конец месяца.

Первичным документом по учету рабочего времени является Табель учета рабочего времени. На его основании рассчитывается число отработанных работником дней по каждому подразделению. На основании Табеля (прил.7) в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» составляются Расчетно-платежные ведомости, разделенные на две части: «Начислено по видам выплат» и «Удержано и учтено» по каждому отдельному работнику. В «Начислено» указывается ФИО работника, его табельный номер, наличие льгот, сальдо на начало месяца, количество отработанных дней, доплаты и надбавки, отпускные, помощь по временной нетрудоспособности, больничные, премии, итоговая сумма начисления. В «Удержано» отражается сумма, выплаченная через кассу; отчисления в различного рода социальные фонды, взносы и сборы, подоходный налог, собственные удержания. В конце раздела отражается итоговая сумма удержаний. Последней графой Расчетно-платежной ведомости является «сальдо на конец месяца» или «к выплате».

Итоговые данные по каждому подразделению ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» переносятся в Свод по зарплате ежемесячно. В нем, аналогично Расчетно-платежной ведомости, содержатся данные об общей сумме начислений и удержаний по тем же статьям.

2.8. Учёт доходов, расходов деятельности и финансовых результатов.

Целью ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности в соответствии с Законом Украины от 16.07.99г. № 996 «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине», вступившем в силу с 1 января 2000 года, является предоставление предприятиями полной, правдивой информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Источником информации о результатах деятельности предприятия служит Отчёт о финансовых результатах (прил.8), форма которого установлена одноимённым Положением (стандартом) бухгалтерского учёта 3, утверждённым приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99г № 87. Основными элементами Отчёта о финансовых результатах являются доходы, расходы, прибыли и убытки (финансовые результаты) от деятельности предприятия.

В ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» основным доходом является доход от обычной деятельности: производство и реализация сельскохозяйственной продукции, выполнение работ, предоставление услуг, которые являются целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода.

Также в Обществе получают доход от прочей операционной деятельности: операционной аренды активов (аренды инкубатора, комбайнов, машин), создания резервов сомнительных долгов.

Примером инвестиционной деятельности в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» является вложение денежных средств в приобретение новых основных средств, таких как полная замена двух комплектов клеточного оборудования и одного напольного, автомобили для перевозки суточных цыплят, большегрузный автомобиль, 3 единицы машинно-тракторного парка с оборудованием, шланго-барабанные дождевальные установки, нематериальных активов: программы «1С Предприятие 7.7». Примером финансовой деятельности предприятия является получение кредитов банка.

Доходы отражаются в бухгалтерском учёте и включаются в Отчёт о финансовых результатах согласно принципу начисления и соответствия доходов и расходов.

Доходы от основной деятельности учитываются на синтетическом счёте 70 «Доход от реализации». Доходы операционной деятельности учитываются на синтетическом счёте 71 «Прочий операционный доход». Доход от финансовой деятельности учитывается на синтетическом счёте 72 «Доход от участия в капитале», счёте 73 «Прочие финансовые доходы». Учёт инвестиционной деятельности учитывается на синтетическом счёте 74 «Прочие доходы».

Доходы отражаются в бухгалтерском учёте по отгрузке продукции, выполнению работ, предоставлению услуг независимо от сроков получения денежных средств. Предоплаты полученные не признаются доходами, а выданные - расходами, поскольку не приводят к изменению собственного капитала предприятия. Таким образом, составленная согласно принципу начисления финансовая отчётность информирует пользователей не только о прошедших операциях, которые сопровождались выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах выплатить денежные средства в будущем и о ресурсах, представленных в денежном выражении, которые будут получены в будущем.

Основные бухгалтерские проводки учёта доходов

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.

Отгружена продукция и отражён доход от реализации:

-готовой продукции;

- товаров;

- работ, услуг;

361

70

701

702

703

2.

Отражено налоговое обязательство по НДС:

-готовой продукции;

- товаров;

- работ, услуг;

70

701

702

703

641

3.

Списана себестоимость реализованных:

-готовой продукции;

- товаров;

- работ, услуг;

901

902

903

26

28

23

4.

Отражены вычеты из дохода от реализации на сумму:

- предоставления скидок покупателям;

- стоимости, возвращённой покупателем продукции;

- суммы, полученные покупателем в пользу комитента.

791

704

5.

Сформирован финансовый результат

5.1.

Списана себестоимость реализованных:

-готовой продукции;

- товаров;

- работ, услуг.

791

791

791

901

902

903

5.2.

Списан доход от реализации:

-готовой продукции;

- товаров;

- работ, услуг;

701

702

703

791

791

791

6.

Получены денежные средства за реализованные; готовую продукцию, товары, работы, услуги.

311

361

7.

Закрыты счета прочих операционных доходов, в т. ч.

- от реализации прочих оборотных активов;

- от операционной аренды активов;

- другие доходы от операционной деятельности

712

713

719

791

791

791

9.

Закрыты счета доходов от инвестиционной деятельности

741-746

793

10.

Списаны доходы, полученные от чрезвычайных событий

75

794

11.

Закрыто сальдо по счёту 79:

- прибыль;

- убыток;

79

442

441

79

В налоговой отчётности доходы и расходы, как известно, отражаются по принципу первого события, которое произошло ранее: или отргузка, или оплата.

Общепроизводственные затраты растениеводства, животноводства, а также административные затраты каждый месяц на основании первичных документов сводятся в Журнал-ордер и Ведомость по счетам «91.1», «91.2» и «92» соответственно (прил.8).

2.9. Учет капитала и резервов.

Учет капитала и резервов осуществляется в Отчете о собственном капитале Ф № 4 (прил.9). В данном документе по горизонтали указываются следующие статьи: остаток на начало года, корректировка, переоценка активов, распределение прибыли, взносы участников, изъятие капитала, прочие изменения в капитале, итого изменений в капитале, остаток на конец года. По вертикале в Отчете указываются все виды капиталов: уставной, паевой, дополнительный, прочий дополнительный, резервный, нераспределенная прибыль, неоплаченный капитал, изъятый, итого. Документ составляется главным бухгалтером на основании накопительных документов, предоставленных работниками бухгалтерии; подписывается главным бухгалтером и директором предприятия.

2.10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» состоит из следующих форм: Баланса Ф №1 (прил.10), Отчета о финансовых результатах Ф №2, Примечаний к финансовой отчетности Ф №5 и Отчете о собственном капитале Ф №4. Все итоговые документы в хозяйстве составляются непосредственно главным бухгалтером, подписываются им и директором предприятия.

В балансе предприятия отмечены следующие статьи актива:

«Необоротные активы»:

– нематериальные активы (остаточная стоимость (код 010), первоначальная стоимость (код 011), износ (код 012));

– незавершенное строительство (код 020);

– основные средства (остаточная стоимость (код 030), первоначальная стоимость (код 031), износ (код 032));

– долгосрочные биологические активы (справедливая (остаточная) стоимость (код 035), первоначальная стоимость (код 036), накопленная амортизация (код 037));

– итого по первому разделу (код 080);

«Оборотные активы»:

– запасы (производственные запасы (код 100), текущие биологические активы (код 110), незавершенное производство (код 120), готовая продукция (код 130), товары (код 140));

– дебиторская задолженность за товары, работы, услуги (чистая реализационная стоимость (код 160), первоначальная стоимость (код 161));

– дебиторская задолженность по расчетам (с бюджетом (код 170), по выданным авансам (код 180), по внутренним расчетам (код 200));

– денежные средства и их эквиваленты (в национальной валюте (код 230));

– прочие оборотные активы (код 250);

– итого по второму разделу;

«Затраты будущих периодов» (код 270);

«Баланс» (код 280).

Статьи пассива:

«Собственный капитал»:

– уставной капитал (код 300);

– дополнительно вложенный капитал (код 320);

– прочий дополнительный капитал (код 330);

– нераспределенная прибыль (код 350);

– итого по первому разделу;

«Обеспечение будущих затрат и платежей»:

– обеспечение выплат персоналу (код 400);

– целевое финансирование (код 420);

– итого по второму разделу;

«Долгосрочные обязательства»:

– долгосрочные кредиты банков (код 440);

– итого по третьему разделу;

«Текущие обязательства»:

– кредиторская задолженность за товары, работы, услуги (код 530);

– текущие обязательства по расчетам (с бюджетом (код 550), по страхованию (код 570), по оплате труда (код 580), по внутренним расчетам (код 600));

– прочие текущие обязательства (код 610);

– итого по четвертому разделу (код 620);

«Доходы будущих периодов» (код 630);

«Баланс» (код 640).

Отчет о финансовых результатах состоит из трех частей:

1. Финансовые результаты. Здесь указывается сумма доходов от реализации продукции, налог на прибыль, чистый доход от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции; валовая прибыль, убыток, прочие операционные доходы, административные расходы, расходы на сбыт, прочие операционные затраты; финансовые результаты от операционной деятельности; финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения; финансовые результаты от обычной деятельности; чрезвычайные доходы и расходы; чистая прибыль или убыток.

2. Элементы операционных затрат. Здесь указываются материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация, прочие операционные затраты.

3. Расчет показателей прибыльности акций. В ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» не ведется.

В примечаниях к финансовой отчетности отражаются нематериальные активы, основные средства, текущие инвестиции, финансовые инвестиции, доходы и расходы деятельности, денежные средства, обеспечения и резервы, запасы, дебиторская задолженность, недостача и убыток от порчи ценностей, налог на прибыль, использование амортизационных отчислений.

Вывод.

1.Так как работа бухгалтерской службы в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» полностью автоматизирована, учёт ведётся согласно Стандартам Б. У., используется программа Б. у. 1-С: Предприятие версия 7.7, то в общем можно сказать, что работа учётного аппарата достаточно налажена, и её улучшение можно представить только совершенствованием техники учётных работников: новые бухгалтерские программы, новое более современное оборудование.

2. Сельскохозяйственным предприятиям приходится работать в условиях нестабильной экономики. Одним из способов выживания в сложившейся ситуации является изыскание способов улучшения, модернизации и ремонта основных средств собственными силами, т. к на приобретение новых основных средств не остаётся доходов предприятия.

3. В целом бухгалтерский учёт в ГП «УОППЗ им Фрунзе НАУ» ведётся согласно Стандартам б. у. Финансовая отчётность сдаётся в соответствующие органы своевременно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» № 996-XIV от 16.07.99 г.;

2. План счетов бухгалтерского учёта предприятий, организаций, и учреждений, утверждённый приказом Министерства финансов Украины №291 от 30.11.99 г.;

3. Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 2 «Баланс», утверждённое приказом Министерства финансов Украины №87 от 31.03. 99 г.;

4. Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 3 «Отчёт о финансовых результатах», утверждённое приказом Министерства Украины №87 от 31.03.99 г.;

5. Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 16 «Затраты», утверждённые приказом Министерства финансов Украины №318 от 31.12.99г.;

6. Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 15 «Доход», утверждённое приказом Министерства финансов Украины №290 от 29.11.99 г.;

7. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», утверждённый Верховной Радой Украины 03.04.97 г.;

8. Инструкция по бухгалтерскому учёту налога на добавленную стоимость, утверждённая приказом Министерства финансов Украины №141 от 01.07.97 г. ( с изменениями и дополнениями).;

9. Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» №283/97-ВР от 22.05.97 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

10.Типовым положением по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции сельскохозяйственных предприятий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины №452 от 23.04.96 г.;