Сегодня: 26 | 04 | 2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СПОРТИВНОЙ ТРЕНЕРОВКИ ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СИМФЕРОПОЛЬ 2009

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СПОРТИВНОЙ ТРЕНЕРОВКИ ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СИМФЕРОПОЛЬ 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4

1. Физическая (атлетическая) подготовка……………………………………..5

1.1Планирование физической нагрузки……………………………………….5

1.2Спортивная форма …………………………………………………………..7

1.3Интенсивность.................................................... ………………………..10

1.4Недельный микроцикл, макроцикл.................. ……………………….11

2.Структура и направленность тренировки ………………………………….15

3.Упражнения …………………………………………………………………..19

Список литературы …………………………………………………………….25

Введение

В данном пособии материал подобран таким образом, чтобы предложить систему планирования отдельно взятой тренировки, методологию подбора и выполнения упражнений.

В методическом пособии изложены вопросы обучения, основанные на конкретных учебных блок-программах, с приложением в виде упражнений, как обучающего характера, так и направленных на совершенствование спортивного мастерства.

По данным ЮНЕСКО баскетбол вышел на одно из первых мест в мире по числу занимающихся и по популярности. Главным условием привлечения огромной массы мальчишек и девчонок - высокий класс национальных сборных и их успешное выступление в крупных международных турнирах, а также уровень мастерства клубных команд, определяющий интерес к национальным чемпионатам. Украинский баскетбол в составе Советского Союза занимал высокое место.

Тренировка - основной инструмент тренера. "Одна хорошо продуманная тренировка стоит многих и многих матчей! Творческая тренировка была, есть и будет для спортсмена лучшим ускорителем овладения мастерством, и она же обеспечивает создание команды высокого класса" А. Тарасов.

На заре баскетбола тренировочные занятия в основном состояли из командной игры. Сегодня большую часть тренировки составляют: изучение основ игры, совершенствование различных систем защиты и нападения, подготовка к игре с конкретным соперником. При этом упражнения на занятиях играют главную роль.

Подготовка тренировки - огромная работа. По признанию Джона Вудена, она занимала не менее двух часов в день (длительность тренировки составляла от 3-х до 3-х с половиной часов). Подготовка тренировки - это планирование занятия и подбор упражнений таким образом, чтобы был обеспечен рост мастерства как команды в целом, так и индивидуального мастерства каждого игрока в отдельности. Это возможно, если будут учтены основные правила построения и проведения тренировки:

1.Планирование физической нагрузки.

2.Структура и направленность тренировки.

3.Качественное проведение тренировки.

Умение тренера интегрировать эти правила в каждой тренировке и определяет его мастерство.

1. Физическая (атлетическая) подготовка

1.1.Планирование физической нагрузки

Подготовка баскетболиста - это сложный процесс, в котором необходимо учесть его правильное физическое развитие, совершенствование технических навыков, постепенное повышение тактического мастерства "...Баскетбол требует постоянного движения, быстрых остановок и рывков, неожиданных изменений направлений темпа, прыжков и неизбежного физического контакта так же, как и падений и бега по жесткому полу. Поэтому, у каждого тренера есть задача: следить, чтобы его игроки были физически крепкими и хорошо подготовленными без ущерба для их здоровья. При прочих равных условиях команда, игроки которой находятся в хорошей кондиции, обычно выигрывает в том случае, если придерживается активных форм игровых действий в нападении и защите, позволяющих эффективно проявить превосходство в кондиции" Д. Вуден. Есть много методической литературы, которая раскрывает особенности работы в каждом из указанных направлений.

Цель данного пособия - систематизировать информацию таким образом, чтобы основной материал по планированию всегда был под рукой.

С этой целью материал будет разбит на два блока:

1.Планирование учебно-тренировочного процесса

2.Практика проведения тренировок.

Планирование спортивной тренировки - это система действий, с помощью которых определяется последовательность решения задач подготовки спортсмена и команды. Такие действия объединяются в единую систему средств, методов и условий тренировки, соревнований и восстановления.

Нагрузка в спортивной тренировке. Соотношение объема и интенсивности.

В баскетболе игровая деятельность на тренировке и соревновании может проходить в очень быстром темпе, но интенсивность ее непрерывно меняется от максимальной - до минимальной.

Следовательно, чтобы спортсмены были заранее подготовлены к определенной динамике интенсивности, им нужна тренированность, обеспечивающая самые различные уровни в разнообразных сочетаниях.

Интенсивность возрастает или уменьшается в зависимости от:

А) условий внешней среды (песок, в гору или под гору и т. д.)

Б) подготовленности и состояния спортсмена.

В) координационной сложности.

Г) психологической напряженности.
Тенденции интенсификации тренировок:

А) за счет увеличения усилий (главное)

Б) за счет уплотнения тренировочного занятия (ОФП или
выносливость).

Сочетание интенсивности и объема: чем больше объем, тем меньше интенсивность и наоборот. Объем и интенсивность с учетом координационной сложности движений, психической напряженности и условий внешней среды характеризуют тренировочную нагрузку.

Чаще всего соотношение объема и интенсивности в каждом случае устанавливается, прежде всего, из требуемой интенсивности и затем уже из приемлемого для данного спортсмена объема. Общая нагрузка возрастает сразу достаточно быстро. В основном за счет объема. Возрастает приблизительно до 3/4 специального подготовительного этапа. Затем начинает падать до конца этапа предварительных соревнований. При вступлении в этап основных соревнований начинает возрастать за счет психической напряженности. Перед ответственным соревнованием снова снижается и поддерживается на постоянном уровне до конца сезона. После завершения сезона постепенно снижается.

Объем круто возрастает. Пик объема - середина специального подготовительного этапа. Затем постепенно снижается. Приблизительно за месяц до ответственных соревнований остается на постоянном уровне. После окончания сезона - постепенно снижается.

Интенсивность постепенно повышается. Перед соревнованиями несколько снижается.

Координационная сложность постоянно повышается, имея волнообразный характер (при освоении нового материала -повышается, при закреплении - остается на одном уровне, затем идет небольшое понижение и снова повышение).

Психологическая напряженность имеет постоянное волнообразное повышение.

1.2. Спортивная форма

Изменяется в течение сезона волнообразно. Волнообразность обусловлена, прежде всего, повышением тренировочных нагрузок в предсоревновательный период и снижение ее после соревнований.

Нагрузка по характеру и интенсивности должна быть в основном на уровне, близком к соревновательному и даже несколько выше. Например, борцы укорачивают продолжительность схваток, увеличивают их число и уменьшают интервалы отдыха. По суммарной продолжительности такая работа, как правило, не меньше соревновательной (а часто и больше ее) и требует значительных нервных затрат, а следовательно, более продолжительное время для восстановления. Поэтому она дается 2-3 раза в неделю. В остальные дни тренировки проводятся с меньшими нагрузками (для усиления процессов восстановления, отработки техники и тактики и других вопросов подготовки).

Подобный тренировочный микроцикл, повторяясь, обеспечивает все

Большее повышение работоспособности строго применительно к требованиям избранного вида спорта.

Но даже 2-3 занятия в неделю с очень высокой нагрузкой не могут повторяться долго. Значительная нагрузка в течении нескольких недель угнетающе действует на физическое состояние спортсменов, центральную нервную систему, другие системы и органы, ведет к резкому падению работоспособности, хотя она в начале повышалась и некоторое время держалась на высоком уровне.

Самая лучшая пора для участия в соревнованиях - в конце подъема работоспособности. Обычно, последняя пред соревновательная соревновательная неделя уменьшенной тренировочной нагрузкой обеспечивает полное восстановление всех сил и возможностей организма, позволяет проявить их с высокой результативностью во время соревнований.

Но в баскетболе нельзя тренироваться со сниженной интенсивностью. Речь идет не о специальных и других упражнениях, а только о главном средстве пред соревновательной подготовки - единоборстве.

Подавляющее большинство компонентов тренированности, являясь результатом значительных морфологических изменений, прошедших под влиянием тренировки, достаточно прочны и устойчивы. Одной из основных причин колебаний уровня спортивной формы является чрезвычайная изменчивость состояния, следовательно, и работоспособности нервной системы.

Всесторонне подготовленный спортсмен сможет раскрыть все свои накопленные в тренировке силы, проявить с наибольшим эффектом свои функциональные возможности и достичь рекордного результата лишь при отличном состоянии центральной нервной системы, при ее высокой работоспособности. Однако даже в оптимальных условиях работоспособность нервных клеток не держится долго на предельно высоком уровне.

Кроме того, работоспособность нервных клеток еще зависит от уровня их возбудимости.

Сила, быстрота и выносливость в движениях спортсмена во многом зависит от уровня работоспособности нервных клеток, которые специализированно воздействуют на мышцы, заставляя их сокращаться с предельной силой, максимальной быстротой возможно большее число раз. Из этого следует, что соответствующие нервные клетки функционально как бы обладают силой, быстротой и выносливостью.

Однако, специальная тренированность нервных клеток в силе, быстроте, выносливости не может держаться неделями и месяцами на предельном уровне.

Нервные клетки обладают способностью быстро отвечать
соответствующей на предъявляемые к ним требования,
приспосабливаться к новому, более высокому уровню
тренировочных нагрузок. Но как только нагрузки уменьшаются или
спортсмену предоставляется отдых, специфическая

Работоспособность нервных клеток быстро снижается.

Но если постоянно тренироваться, имея очень большие тренировочные нагрузки, предъявляя предельные требования к центральной нервной системе на протяжении даже нескольких недель, очень быстро приводит к перетренировке. Вот почему в ряде видов спорта в пред соревновательные дни проводят значительную по интенсивности, но небольшую по объему тренировку с целью кратковременного повышения работоспособности центральной нервной системы (разумеется, в сфере двигательной деятельности).

1.3. Интенсивность

Предлагается оценивать интенсивность по пульсу за 10 секунд: до 20 ударов - низкая; 21-24 удара - средняя; 25-30 ударов - высокая; более 30 ударов - максимальная. Низкая интенсивность. Бег трусцой, время работы стремится к бесконечности, упражнения выполняются без интервалов на отдых, смена видов упражнений на различные группы мышц определяет эффективность восстановления мышц, до этого работавших.

Средняя интенсивность. Время работы 15-30 минут, интервал отдыха - 3-6 минут.

Высокая интенсивность. Время работы 3-6 минут, а время отдыха между отрезками работы изменяется от 1-ой до 2-х минут.

Максимальная интенсивность. Время работы изменяется от 10-ти до 60-ти секунд, а время отдыха определяется восстановлением пульса до 20 ударов за 10 секунд.

До 15 лет не рекомендуется применять нагрузки с максимальной интенсивностью.

Очень важно постепенно повышать интенсивность и предлагаются следующие соотношения объемов (времени) работы с разной интенсивностью между собой:

- объем (время) работы с низкой интенсивностью к работе со средней интенсивностью как 2/1;

- объем (время) работы со средней интенсивностью к работе с высокой интенсивностью как 3/1;

- объем (время) работы с высокой интенсивностью к работе с максимальной интенсивностью как 5/1.

Необходимость такого построения определена закономерностями, установленными ведущими российскими физиологами, которые свидетельствуют о том, что эффект тренировочной работы в более высокой зоне мощности определяется необходимым объемом времени тренировочной работы в зоне предыдущей, меньшей мощности. Представленные соотношения нагрузок в зонах разных мощностей - это всего лишь обнаруженные закономерности в построении нагрузок. В каждом конкретном случае тренер, ориентируясь на предложенные соотношения и исходя из уровня подготовки игроков его команды, планирует свою работу.

1.4. Недельный микроцикл, макроцикл

Предлагается следующий вариант планирования. Годичный цикл разбиваем на Мезоциклы (время от начала подготовки до первых ответственных соревнований и время от первых ответственных соревнований до вторых ответственных соревнований). Мезоциклы разбиваем на Макроциклы (один месяц). Макроциклы разбиваем на Микроциклы (одна неделя). Для обеспечения увязки всех этих понятий начнем рассматривать предложенный вариант с планирования нагрузки в микроцикле.

Рис.2. Планирование нагрузки в микроцикле.

По. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.

Понедельник - выходной.

Вторник. Первая тренировка после выходного. Для тех, кто много играл - нагрузка планируется на уровне средней или ниже средней. Для остальных - средняя или выше средней. Проводится разбор игры. Работа над индивидуальной техникой, простейшие игровые взаимодействия без защиты.

Среда. Нагрузка выше средней. Интенсивность средняя. Увеличение объема за счет выполнения упражнений на всю площадку (в 2-х, 3-х, 4-х, 5-х). Возможна тренировка в тренажерном зале.

Четверг. Нагрузка максимальная для данного микроцикла. Интенсивность высокая. Психологическая напряженность высокая или максимальная. Много контактных упражнений. Среда и четверг - ударные тренировки.

Пятница. Нагрузка меньше чем в среду, но больше чем во вторник.

Суббота. День перед игрой. Тренировка короче обычной. Включаются упражнения с малым объемом, но с высокой интенсивностью. Игровых, контактных упражнений нет. Много бросков. Командные взаимодействия без защиты.

Воскресенье. Игровой день. Если нет официальной игры, то провести товарищескую или игровую тренировку команды 5*5 на всю или1/2 площадки.

Очередность развития физических качеств в микроцикле: быстрота, сила, выносливость.

Очень важно учитывать динамику интенсивности и психической напряженности тренировочных нагрузок не только в микроцикле, но и в каждом тренировочном занятии. Недооценка этих составляющих приводит к тому, что тренировка баскетболистов становится однообразной, нагрузки внутри одной тренировки мало динамичны, что приводит к быстрой адаптации организма и созданию "барьера тренированности", который не позволяет баскетболисту выйти на более высокий уровень подготовки (физической, технической, тактической, психологической).

Рис.3.Планирование нагрузки в макроцикле (игры проводятся Раз в месяц).

1 микроцикл 2 микроцикл 3 микроцикл 4 микроцикл

Макроцикл состоит из микроциклов. Идея планирования нагрузки та же, но развитие физических качеств - другая: выносливость, сила, быстрота.

Отдельно о 3-ем микроцикле (ударный микроцикл). Если игры проходят в субботу и воскресенье, то в эти дни третьего микроцикла дается максимальная нагрузка, возможная для данной команды в данный период. Однако в следующем микроцикле необходимо спланировать так нагрузку, чтобы добиться восстановления.

Ударный микроцикл. Ударный микроцикл позволяет:

- волнообразное распределение тренировочных нагрузок в
микро и макроциклах, что обусловлено взаимодействием процессов
утомления и восстановления, закономерностями адаптации к
нагрузкам и колебаниями состояний отдельных функций и целых
систем организма;

- периодическое использование принципа "ударности"
(сверх нагрузки), т. е. концентрированное воздействие по
направленности тренировочной работы, по ее объему и
интенсивности.

Длительность соревновательного периода и участие команд в различных соревнованиях выдвигает задачу более тщательного управления спортивной формой баскетболистов. В связи с тем, что невозможно сохранять оптимум физической и психической деятельности игрока на протяжении 6-8 месяцев, необходимо заранее планировать, а в отдельных случаях и специально "провоцировать" закономерные спады и подъемы состояния тренированности.

Правильное планирование тренировочной нагрузки в мезо, макро и микроциклах поможет выполнить данную задачу.

Идея варьирования нагрузки проста. Нагрузка во время тренировки должна в целом соответствовать нагрузке, получаемой спортсменом во время игры. В этом случае игрок будет готов выполнить все технические приемы и тактические задания качественно, на соответствующей скорости и при возможном противодействии.

Если нагрузка на тренировках ниже, чем во время игры, то игрок не выдержит темпа и "подсядет". Если нагрузка на тренировках постоянно высокая, то это приведет к перетренировке. Последствия в этом случае плачевны. Отсутствует психологическая свежесть. Теряется скорость, сила, выносливость, точность выполнения технических приемов. Организм угнетен, возможны конфликтные ситуации в команде, вероятность травм; возможны серьезные заболевания центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Поэтому, построение нагрузки по правилу: малая работа-восстановление; средняя работа-восстановление; большая работа-восстановление; средняя работа- восстановление; отдых и т. д., примененный в планировании отдельной тренировки, микроцикла, макроцикла, мезоцикла, позволяет поддерживать спортивную форму на определенном, запланированном уровне в течении сезона. А варьирование нагрузки позволяет достичь оптимальную спортивную форму или спровоцировать ее спад, когда это необходимо.

У тренера не всегда имеется возможность строго следовать этому правилу. Возраст игроков команды, количество тренировок в микроцикле, время тренировок, состояние игроков в данной тренировке и другие причины могут помешать построению тренировочного процесса строго в соответствии с предложенной системой планирования. Но знание и соблюдение основных положений планирования поможет тренеру в подготовке команды и игроков.

2. Структура и направленность тренировки

Джон Вуден: "Тренер, умеющий правильно спланировать тренировочные занятия и подобрать необходимые упражнения для максимально эффективного решения встающих в ходе занятий частных задач, в огромной степени увеличивает возможность достижения успеха... Время и продолжительность занятий могут зависеть от многих факторов, но тренер должен всегда помнить, что не существует альтернативы работе и путь к успеху нельзя искусственно укорачивать...Тщательно организуя тренировочное занятие после всестороннего обдумывания целей, которых вы надеетесь на нем достигнуть, вы добьетесь большего, чем на плохо организованной тренировке большой длительности".

Рассмотрим известную и применяемую практически всеми тренерами общую структуру тренировки: разминочная часть, основная часть и заключительная часть.

Исходя из того, что в ходе одной тренировки невозможно охватить все аспекты баскетбола и для усвоения любого материала необходимо неоднократное повторение, предлагается, применяя общую структуру тренировки, работать блоками.

Блок - это комплекс упражнений с определенной направленностью, который применяется в течении определенного тренером времени (как в одной тренировке, так и в микроцикле, макроцикле). Упражнения в блоке подбираются таким образом, чтобы по принципу "от простого - к сложному" сначала закреплять навыки, а затем их совершенствовать. Причем, в одной тренировке прорабатывается несколько блоков: блок школы баскетбола, блок индивидуальной работы, блок защиты и блок основной темы занятия. Продолжительности блоков могут быть различными и зависят от того, на каком техническом уровне находятся игроки (школа) и какие задачи ставятся перед командой в ближайшее время (основная тема).

Один блок школы баскетбола обычно прорабатывается в разминочной части в течении одного микроцикла. В следующем микроцикле прорабатывается следующий блок школы и так далее.

Тематика школы баскетбола.

- техника перемещений: бег, прыжки, остановки, повороты, перемещения в защитной стойке, постановка спины, финты корпусом и ногами, различные имитационные упражнения, упражнения на координацию

- техника владения мячом: дриблинг, передачи, броски,
сочетание 2-х или более указанных выше приемов

- многократное выполнение простейших тактических
взаимодействий в двойках, тройках и т. д.

Блок индивидуальной работы может готовиться как для группы игроков (центровые, нападающие, защитники), так и для отдельных игроков. Выполняется в основной части.

Для младшего и среднего Возрастов характерно планирование блоков индивидуальной подготовки для групп. В это время осваиваются индивидуальные приемы игры в защите и нападении, которые применяются игроками всех амплуа и упражнения выполняются в группах, которые могут быть подобраны либо по уровню подготовки, либо по ростовым данным, либо по любому другому принципу. Основная задача подготовки - овладение игроками Всего арсенала приемов и действий, которые применяются в баскетболе.

В Старшем возрасте Блоки планируются для каждого игрока или групп игроков одного амплуа. При этом важно планировать подготовку таким образом, чтобы максимально развивать Сильные стороны Игрока. В это время тренеру необходимо иметь Модель игрока. При моделировании очень полезно подключать к этому процессу игрока.

Блок основной темы занятия. Его продолжительность зависит от уровня подготовки команды, степени усвоения материала, тактики игры в защите и нападении в предстоящей игре, от расписания игр. Удобно планировать работу блоками, когда официальные игры проходят раз в месяц или раз в неделю, сложнее - когда игры проходят чаще, но это уже относится к командам мужских и женских лиг. Тем не менее, в чемпионате играют разные по силе и стилю соперники, игры имеют разную ценность, или в ближайшее время предстоит важный турнир. Все это позволяет, выделяя главные задачи на сезон, планировать работу блоками. Продолжительность одного блока может быть от одного дня до шести (один микроцикл).

В зависимости от Стратегических задач на сезон, от тактических задач на ближайшее время - тематика блока основной темы и очередность тем могут быть различными:

* игра в защите (личная, зонная, зонный прессинг, прессинг,
смешанная, переход от нападения к защите)

* организация быстрого прорыва, переход от защиты к
нападению

* преодоление личного и зонного прессингов

* игра в нападении против различных типов защит Одна из грубых ошибок, которую нежелательно допускать

Детским тренерам - это попытки в одном упражнении одновременно работать и над защитой и нападением. Принципиально это утверждение относится и к одной тренировке. Новый материал (не полностью усвоенный), например, по защите очень сложно будет усваиваться с новым материалом по быстрому прорыву и т. д. Особенно во время проведения сборов, во время предсезонной подготовки разумнее иметь одну направленность тренировки и добиваться усвоения материала, без метаний из стороны в сторону. В одном блоке прорабатываются несколько вопросов темы, стабилизируется усвоение материала. После этого в ходе тренировок и игр нужно добиваться правильных действий, усвоенных в данном блоке, от игроков. Количество прорабатываемых вопросов и длительность блока определяются тренером.

Блок защиты. Когда основные принципы и технические действия игроков команды по игре в защите усвоены, то есть возможность и необходимость (если тренер хочет, чтобы команда хорошо защищалась) на каждой тренировке в течении 10-20-ти минут работать над защитой команды. Речь идет не об изучении новых приемов или взаимодействий, а о закреплении уже освоенных действий. В идеале можно на каждой тренировке прорабатывать все принципы и технические действия игры в защите в четверках или пятерках на одной половине. Акцент делается на защите и предлагается вести счет в игре не по забитым мячам, а по количеству отраженных атак. Команда, сумевшая защититься, защищается снова. Это один из возможных вариантов.

Затем по такому же принципу прорабатываются другие блоки. Планирование подготовки блоками позволяет тренеру двигаться по спирали, от простого - к сложному. Периодически повторяя материал пройденных тем и, скачкообразно наращивая его сложность, путем увеличения скорости или степени сопротивления выполнения действий, введения новых - тренер добьется качественного усвоения большого материала.

Для успешного проведения занятий необходимо остановиться на очень важном вопросе. Наличие рабочих мест в зале. На тренировке с любым возрастом нужно иметь достаточное количество колец. В ведущих школах Москвы ("Тринта" и " Глория") в зале имеется не менее десяти колец.

Начиная с 1996 года, федерация баскетбола России начала систематически проводить семинарские занятия с детскими тренерами, приглашая на них ведущих тренеров России, Украины, Сербии и Черногории, Италии, Германии, США. Так вот мысль о том, что в зале необходимо иметь не менее шести колец, прозвучала несколько раз из уст разных специалистов. Большое количество колец позволяет значительно повысить плотность проведения занятия и организовать качественную работу в группах и индивидуально.

Теперь объединим все вопросы планирования.

Задачи мезоцикла - задачи макроцикла - задачи микроцикла

- нагрузка данной тренировки

+ Тактика игры в защите и нападении - тематика макроцикла

- тематика микроцикла -

+ блок основной темы тренировки + блок школы

+ блок индивидуальной работы + блок защиты

= набор упражнений для каждой части тренировки.

3. Упражнения

Определившись с нагрузкой и тематикой блоков, приступаем к подбору упражнений.

Значение рациональных сочетаний упражнений в тренировке переоценить невозможно. При их помощи решаются почти все вопросы технической, тактической и физической подготовки.

Основой успеха работы тренера является убеждение игроков в необходимости выполнения упражнения.

Успех упражнения зависит от его правильного начала, медленного развития и постепенного повышения скорости до тех пор, пока отрабатываемые навыки не будут прочно закреплены. Упражнения, которые внешне выглядят эффектно, но не имеют прикладного значения, должны быть исключены из занятий. В каждом упражнении должна быть направленность, а исходя из направленности, четко расставлены и проконтролированы акценты.

"Необходимо скрупулезно соблюдать законы процесса обучения. Технический прием нужно разъяснить и показать: правильно показанный прием должен быть проимитирован игроками, а их выполнение подвергнуто конструктивному разбору и критике, а затем исправлено. После этого игроки должны многократно повторить прием, следуя его правильной модели, до тех пор, пока не установится правильный навык, а реакция не станет автоматической... Тренер должен иметь терпение, заставить своих игроков понять, что они делают неверно, а что верно... Простого знания технических приемов еще недостаточно. Игроки должны выполнять их правильно. Но даже и этого еще недостаточно. Они должны выполнять эти приемы быстро" Д. Вуден.

Пяти или десяти минут должно вполне хватить на обучение новому техническому приему. После того, как игроки поймут суть упражнения, несколько его повторений могут принести больше пользы, чем длительное, бесцельное его выполнение. Технический прием изучается по принципу "от простого - к сложному".

Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать игрокам выполнять упражнения спустя рукава, избегать их или заниматься болтовней.

Немаловажной деталью в применении упражнений является использование специальной терминологии. Это относится как к упражнениям в целом, так и к определенным действиям на площадке. У каждого тренера есть любимые упражнения с определенной направленностью. Но суть не столько в самом построении упражнения, сколько в правильных акцентах, дозировке и в контроле за качеством выполнения технических или тактических действий игроками.

Каждое упражнение может быть полезным, но может быть и вредным.

Полезное упражнение направлено на дальнейшее развитие или закрепление технического (технических), тактического (тактических), физического (физических) навыков или способностей и органично вписывается по тематике и нагрузке в микроцикл и тренировку. При этом тщательно контролируется техника выполнения технического приема и правильно расставлены акценты. Строго учитывается физическая, техническая, и тактическая готовность спортсменов для выполнения данного упражнения.

Вредное упражнение:

1. Упражнение не направлено на дальнейшее закрепление
или развитие навыков спортсмена. Не усложняется по технике,
тактическому применению, скорости выполнения технического или
тактического действия, по практическому применению в условиях
близких к игровым, по сложности и нагрузке. Игрок стоит на месте.

2. Не вписывается в тематику микроцикла (нет
направленности), тренировки. Нет акцентов. Не соблюдается
последовательность изучения материала, даются разрозненные
сведения спортсмену, которые рассеивают его внимание, что не
способствует твердому закреплению навыков. Нельзя в одном
упражнении работать над защитой и нападением, над освоением
нового технического приема или тактического действия и работой
над скоростью (скоростной выносливостью), над техникой и тактикой
и так далее.

3. Нагрузка в упражнении не соответствует настоящему
состоянию спортсмена или дана не во время в самой тренировке.
Под нагрузкой в данном случае понимаем и физическую, и
техническую, и тактическую, и психологическую. Любое
форсирование вредно. В технике это приводит к увеличению брака в
выполнении технического приема и закреплению неправильных
навыков. В тактике - к невозможности выполнить сложное действие,
так как не закреплен навык простой. В физической подготовке - к
перетренированности, которая может привести к понижению
качества игры в лучшем случае. В худшем - к травмам, серьезным

Заболеваниям сердечно - сосудистой и нервной систем.

4. Не контролируются и не исправляются технические ошибки игроков (школа баскетбола). Без комментариев. В тренировке, которая длится 1,5-2 часа количество упражнений в основном блоке должно быть от пяти до семи. В следующей тренировке микроцикла можно добавить одно-два новых упражнения, исключив из тренировки одно-два упражнения предыдущего дня, если игроки усвоили материал в объеме, который планировал тренер.

Было бы логично, упражнения, которые давались на одной из тренировок, повторять в течении сезона снова и снова, усложняя его тем или иным способом.

Высокая дисциплина тренера и игроков на тренировке необходима. Любое отвлечение тренера от тренировки в ходе проведения занятия недопустимо. Основной принцип работы тренера: " Прийти (присутствовать), увидеть (поставить диагноз) и победить (исправить)" должен соблюдаться во время всей тренировки.

Отличительной особенностью работы югославских тренеров, представляющих лучшую на сегодняшний день европейскую школу тренеров, является высочайшая дисциплина в зале. Это касается всех присутствующих в зале. Во время объяснения тренера никто не имеет права говорить или отвлекаться. Нарушение этого требования может закончиться удалением из зала (персонала, гостей, игроков). О бросках в корзину, ведении мяча не может быть и речи. Любая команда тренера о прекращении выполнения задания является сигналом для всех о том, что нужно взять мяч в руки, быстро подойти или подбежать к тренеру и внимательно слушать. Все эти требования прививаются детям с первого занятия и поддерживаются на протяжении всего времени занятий баскетболом. Этим достигается высокая концентрация и плотность занятия. Привожу мнение по поводу отношения к тренеру В. Обухова: " В Америке и Югославии к тренеру относятся как к метру, а в России - как к преподавателю физкультуры".

Интересен пример с игроком ЦСКА Моней. Во время объяснения Ивковича он позволил себе сесть на скамейку и отвернуться. Реакция мэтра была мгновенной и показательной: очень жестко и выразительно игрок был выдворен из зала. Этот случай произошел в самом начале работы Ивковича в ЦСКА. После этого все игроки поняли, как нужно вести себя на тренировках, а Моня первым занимал место рядом с тренером и внимательно выслушивал все его наставления. По большому, счету игрок в том случае не был виноват. К такому поведению его приучили, а вернее - позволили себя так вести, тренеры, которые работали с ним раньше. Многие тренеры позволяют игрокам "выделяться" и на тренировках и в играх. Выпущенная из трусов майка - это признак распущенности и потери концентрации игроком. Он думает не о том, что он делает, а о том, как он выглядит. В одном из интервью А. Кириленко сказал, что у него на тренировке в "Юте" даже мысли не возникает о том, чтобы надеть майку поверх трусов. Сразу следует штраф.

Начиная со среднего возраста необходимо приучать игроков к сознательной работе. Игрок должен проникнуться мыслью, что на командной тренировке он сам работает над собой, а тренер ему помогает. Бездумная тренировка игрока, даже очень дисциплинированного и исполнительного, пользы приносит значительно меньше, если бы он понимал что делает, зачем делает и как в игре он сможет применить этот прием или действие. Часто простой вопрос игроку: " Какие у тебя сильные и слабые стороны в игре и как ты над ними работаешь?" ставит его в тупик и он затрудняется ответить.

Необходимо приучать игрока к самостоятельной работе. Самое удивительное, что отработавшего на командной тренировке молодого игрока, часто не преследует мысль о том, что есть необходимость поработать над броском, передачей, дриблингом или физической подготовкой самостоятельно. Находится масса причин, чтобы этого не делать. Неоднократно приходилось наблюдать, как игрок, начавший самостоятельно работать, резко прибавляет и становится значительно более сильным баскетболистом. У такого игрока перспективы значительно предпочтительнее, чем у способного, но ленивого. Убедить своего воспитанника в необходимости самостоятельной работы и научить его думать - одна из основных задач тренера.

Организовать работу в команде так, чтобы девиз "Баскетбол - это религия, а тренер - бог" определял жизнь команды можно и необходимо. Тренер может быть диктатором или демократом, но, в любом случае, по мнению Д. Вудена должен обладать следующими качествами:

1.Знание своего предмета (баскетбола).

2.Желание совершенствоваться.

3.Общая образованность.

4.Методическое мастерство.

5.Профессиональное отношение.

6.Дисциплина.

7.Организаторские способности

8. Взаимоотношения в системе "тренер - спортсмен".

9. Доброжелательное отношение к окружающим.

Список литературы.

1. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М., Физкультура и спорт, 1984.

2. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. — М., Физкультура и спорт, 1975.

3. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю. Л. — М., "Физкультура и спорт", 1978.

4. Кузин В. В., Полиевский С. А., Баскетбол. Начальный этап обучения, — М., Физкультура и спорт. 1999.

5. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. — М.: Физкультура и спорт. 1971..

6. Лысенко В. В., Михайлина Т. М., Долгова В. А., Жиленко В. А. Практикум по спортивной метрологии. Учебное пособие. — Краснодар: КГАФК. 1997.

7. Мальчиков А. В. Социально психологические основы управления спортивной командой. — Смоленск: СГИФК. 1987.

8. Матрунин В. П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. Физкультура в школе 1. 1990.

9. Манасанян Ж. А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста./ Автореферат. — М. 1986

10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М., Физкультура и спорт. 1991.

11. Мирошникова Р. В., Потапова Н. М., Кудряшов В. А. Начальное обучение баскетболу. — Волгоград, 1994.

12. Нестеровский Д. И., Железняк Ю. Д. На уроках баскетбол, Физическая культура в школе, 2. 1991.

13. Обучение технике игры в баскетбол: Метод. рекомендаций для студентов ИФК. сост. Ермаков В. А. — Тула 1992.

14. Полянцева Н. В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет: Атореферат. — Киев 1990-23с.