11 | 12 | 2017

КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Аудит административных расходов» На примере АООО «Советская Украина» Симферопольского района АРК 2008

 

КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Аудит административных расходов» На примере АООО «Советская Украина» Симферопольского района АРК 2008

 

Симферополь-2008

Содержание

Стр.

Введение …………………………………………………………………

3

1.

Теоретическое обоснование аудита административных расходов

1.1 Экономическая сущность и учет административных расходов…………………………………………………………

5

1.2 Цель, задачи, источники и методические приемы аудита административных расходов…………………………………………..

8

2.

Организация и методика аудита административных расходов…….

2.1Подготовительная стадия аудиторского процесса……………………………………………………………….

2.2Организация и процедура проведения аудиторской проверки……………………………………………………………….

12

21

3.

Документальное оформление аудиторской проверки

3.1 Рабочие документы и ведение аудиторского досье………………

23

3.2 Итоговые документы аудита ……………………………………

25

Выводы и предложения ………………………………………………..

27

Список использованных источников ………………………………….

Приложение………………………………………………………………

Введение

В условиях становления и развития рыночной экономики в Украине возрастает роль агропромышленного комплекса Украины, так как это сложная система, объединяющая такие звенья хозяйства, которые принимают участие в производстве, переработке, хранении, транспортировке и сбыте сельскохозяйственной продукции.

Основу агропромышленного комплекса страны составляет сельское хозяйство, которое является второй ведущей отраслью материального производства после промышленности.

Под расходами согласно п.4 П(С)БУ-16 «Расходы» понимается уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала.

Затраты деятельности национальными стандартами бухгалтерского учета трактуются, как один из элементов, которые связаны с определением прибыли, то есть активы, которые выбывают или амортизируются: себестоимость реализуемой продукции, потери, убытки и прочее выбытие активов.

Из вышесказанного следует отметить актуальность учета административных расходов на предприятии, так как административные расходы тесно связаны с прочими расходами общехозяйственного назначения, т. е. с расходами в целом по предприятию (общие корпоративные затраты (организационные расходы, затраты на проведение годового собрания, представительские расходы и т. п.).

Целью курсовой работы является анализ проведенной аудиторской проверки на предприятии АООО «Советская Украина», выявление недочетов по отражению хозяйственных операций в учете и отчетности и способы устранения ошибок.

Задачами курсовой работы являются:

-установление правильности документального оформления накопления и списания расходов деятельности;

-изучение правильности накопления, распределения и списания административных расходов;

-анализ информационного обеспечения администрации предприятия о расходах деятельности для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;

-контроль за фактическим уровнем расходов в соотношении с их нормативами и плановыми размерами и с целью выявления отклонений;

-проверка правильности исчисления расходов деятельности для оценки и расчета финансовых результатов;

-подтверждение законности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета по учету административных расходов деятельности;

-оценка состояния синтетического и аналитического учета расходов;

- проверка полноты, правильности и достоверности отражения информации о затратах деятельности в отчетности. При написании курсовой работы использовались методы взаимной проверки, арифметической и нормативной.

Раздел 1. Теоретическое обоснование аудита административных расходов.

1.1. Экономическая сущность и учет административных расходов.

Под расходами согласно п.4 П(С)БУ-16 «Расходы» понимается уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала.

Затраты деятельности национальными стандартами бухгалтерского учета трактуются, как один из элементов, которые связаны с определением прибыли, то есть активы, которые выбывают или амортизируются: себестоимость реализуемой продукции, потери, убытки и прочее выбытие активов.

В соответствии с МСФО «Административные расходы» (Administrative expenses) — периодические расходы, относящиеся к функционированию предприятия в целом. Например, заработная плата управленческого персонала, затраты на офисные принадлежности, проценты по кредитам, страховка общая и т. п.

В Отчете о финансовых результатах (ф.№2) указывается информация о расходах, понесенных в результате операционной, инвестиционной и финансовой и чрезвычайной деятельности за отчетный и предыдущий периоды. В Примечаниях к годовой финансовой отчетности (ф.№5) расшифрована общая сумма расходов на конец периода.

В соответствии с П(С)БУ-16 «Расходы» к административным расходам относятся следующие общехозяйственные затраты, направленные на обслуживание и управление предприятием:

-общие корпоративные затраты (организационные расходы, затраты на проведение годового собрания, представительские расходы и т. п.);

-расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала;

-затраты на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод, охрана);

-вознаграждения за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества и тому подобное);

-затраты на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс и тому подобное);

-амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования;

-затраты на урегулирование споров в судебных органах;

-налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, которые включаются в производственную себестоимость продукции, работ, услуг);

-плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков;

-прочие расходы общехозяйственного назначения.

Порядок признания расходов предприятия:

1. расходы отчетного периода признаются при уменьшении активов или увеличении обязательств при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены;

2. расходы признаются одновременно с доходами для получения которых они были осуществлены;

3. расходы предприятия отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств предприятия.

Для обобщения административных расходов применяется счет 92 "Административные расходы", по дебету которого собираются данные расходы, понесенные предприятием в течение отчетного периода, а в конце отчетного периода эти затраты полностью списываются с кредита данного счета в дебет счета 79 "Финансовые результаты". Аналитический учет административных расходов ведется по статьям расходов. Административные расходы в себестоимость продукции не включаются и относятся на результаты деятельности предприятия. Эти расходы без распределения списываются на счет 79 «Финансовый результат» в том отчетном периоде, в котором они были признаны, а признаются они тогда, когда были понесены. Это в свою очередь означает, что на конец отчетного периода счет 92 «Административные расходы» остатка не имеет.

В реестрах бухгалтерского учета формирование административных расходов отображается такими записями:

№ п/п

Содержание операции

Дт

Кт

1

Списаны материальные затраты, которые принадлежат к административным расходам

92

20,22,63

2

Списаны затраты на оплату труда работникам административно-управленческого персонала(директор, бухгалтерия)

92

661

3

Начислены отчисления на социальные мероприятия из фонда оплаты труда работников административно-управленческого персонала

92

65

4

Начислена амортизация необоротным активам общехозяйственного назначения

92

13

5

Отражены другие административные расходы (например, оплата телефонной связи, почтовой связи, оплата юридических и аудиторских услуг)

92

63,68

6

В конце месяца общая сумма сформированных административных расходов списывается на финансовый результат операционной деятельности предприятия.

791

92

1.2 Цель, задачи, источники и методические приемы аудита административных расходов.

Целью аудита учета административных расходов является установление достоверности первичных данных о накоплении и списании административных расходов, полноты и своевременности отражения первичных данных в сводных документах и учетных регистрах, правильности ведения учета расходов деятельности и его соответствия принятой учетной политики.

Задачами аудита операций по учету административных расходов являются:

-установление правильности документального оформления накопления и списания расходов деятельности;

-изучение правильности накопления, распределения и списания административных расходов;

-анализ информационного обеспечения администрации предприятия о расходах деятельности для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;

-контроль за фактическим уровнем расходов в соотношении с их нормативами и плановыми размерами и с целью выявления отклонений;

-проверка правильности исчисления расходов деятельности для оценки и расчета финансовых результатов;

-подтверждение законности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета по учету административных расходов деятельности;

-оценка состояния синтетического и аналитического учета расходов;

- проверка полноты, правильности и достоверности отражения информации о затратах деятельности в отчетности.

Объектами аудита расходов является учетная политика на предприятии, т. е. классификация административных расходов, признание расходов и их оценка; все документы аналитического и синтетического учета.

Нормативно-законодательной базой при аудите расходов является Положение (Стандарт) бухгалтерского учета-16 «Расходы»; приказ об учетной политике на предприятии, План счетов, П(С)БУ-3 «Отчет о финансовых результатах».

Документальные источники информации: приказ об учётной политике предприятия; ведомость начисления заработной платы административно-управленческому персоналу, начислений на заработную плату, платежей, расчеты амортизации основных средств и нематериальных активов, счета арендодателей на арендную плату за помещение офисов и т. п., учётные регистры, в которых отражаются хозяйственные операции по учёту расходов и финансовых результатов деятельности; акты предыдущих ревизий, аудиторские заключения; отчётность, в частности отчёт о финансовых результатах, примечания к финансовой отчётности.

Методические приемы аудита – это специфические приемы, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономических и юридических наук. Эти приемы сформировались в зависимости от целевой функции аудита и во взаимосвязи с общенаучными методами.

Методические приемы аудита можно объединить в следующие три группы:

1. расчетно-аналитические;

2. документальные;

3. обобщение.

При проведении аудита административных расходов целесообразно использовать такие методические приемы:

1.проверка (исследование) учетных документов – приемы установления достоверности осуществления хозяйственных операций. Их целесообразности и эффективности. Ими являются: способы проверки документов, приемы фактического контроля, наблюдение, вычисления, опрос, инспекция и др.

2. Расчетно-аналитические приемы - это традиционные приемы экономического анализа (сравнение, группировки, цепные подстановки, балансовые увязки и т. д.), аналитическая проверка, статистические и экономико-математические методы.

3. Документальные методические приемы – информационное моделирование, нормативно-правовое регулирование, проверка (исследование) учетных документов.

Согласно Международным стандартам Аудита 500 «Аудиторское доказательство» аудитор должен получить достаточные соответствующие аудиторские доказательства с целью формулирования разумных выводов, на которых основывается аудиторское заключение.

Аудиторские доказательства - это информация, получаемая аудитором в процессе формулирование выводов, на которых основывается аудиторское заключение. Аудиторские доказательства включают в себя информацию, извлекаемую из первичных документов и учетных записей, лежащих в основе финансовой отчетности, а также подтверждающую информацию из других источников.

Для получения аудиторских доказательств аудитор выполняет одну или более из следующих процедур по существу:

-нспектирование – проверка записей, документов или материальных активов. Проверка обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности, которая зависит от их характера и источника, а также от эффективности внутреннего контроля над процессом их обработки.

-наблюдение за процессом или процедурой выполняемыми другими лицами

-опрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами субъекта. Опросы включают в себя как официальные письменные опросы, адресованные третьим сторонам, так и неофициальные устные опросы, адресованные лицам внутри субъекта. Ответы по опросам могут предоставить аудитору информацию, не имеющуюся у него ранее, или подтверждающие аудиторские доказательства.

-подтверждение – предоставление ответов по опросу, чтобы подтвердить информацию, содержащуюся в учетных записях.

-подсчет - проверка арифметической точности первичных документов и учетных записей или выполнение независимых расчетов.

-аналитические процедуры – анализ важных коэффициентов и тенденций, включая вытекающее отсюда исследование колебаний и взаимосвязей, которые непоследовательны другой релевантной информации или отличаются от прогнозируемых сумм, а также тщательное рассмотрение бухгалтерских записей на предмет наличия необычных статей.

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются: первичные документы экономического субъекта и третьих лиц; регистры бухгалтерского учета экономического субъекта; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта; устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц; сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц; результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта; бухгалтерская отчетность. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

2.Организация и методика аудита административных расходов

2.1. Подготовительная стадия аудиторского процесса.

Рассмотрим проведение аудита административных расходов на примере сельскохозяйственного предприятия АООО «Советская Украина». АООО «Советская Украина» Симферопольского района организовано на базе колхоза «Советская Украина», образованного в 1964г. Хозяйство расположено в Западной части Симферопольского района и занимает территорию общей площадью более 4000га по оценке на 1 ноября 2005г.

Центральная усадьба размещена в с. Чистенькое, расположенное в 5км от г. Симферополя. Населенные пункты Фонтаны – Чистенькое – Новозбурьевка связаны хорошими асфальтированными дорогами. Всего Сельский Совет включает 5 населенных пунктов. Для АООО «Советская Украина» Симферопольского района решающую роль в выборе производственного направления сыграл факт значительной близости города Симферополя. По составу товарной продукции можно сказать, что АООО «Советская Украина» является многоотраслевым производством с глубокой специализацией по производству овощей закрытого грунта. Рост выхода валовой и товарной продукции в расчете на 100га сельскохозяйственных угодий составил 44,6% и 73,6 % соответственно, а прибыль – 346,3%. В целом можно сделать вывод, что данное хозяйство является прибыльным и высоко рентабельным. Для проведения аудиторской проверки необходимо отправить письмо-заказ в аудиторскую фирму «Саванна» на имя директора аудиторской фирмы. В письме – заказе указываются реквизиты клиента и аудиторской фирмы. Также отмечается масштаб проверки, т. е период данной аудиторской проверки, цель проверки, указываются методы, место и срок.(приложение№1)

Письму-обязательству должно предшествовать официальное обращение экономического субъекта, содержащее просьбу об ока­зании аудита и (или) сопутствующих ему услуг, т. е письмо-заказ.

Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий пред­стоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными ауди­торской организацией. Если подтверждение получено, условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия согла­шения о проведении аудиторской проверки. Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо-обязательство может не со­ставляться либо его содержание должно представлять дополни­тельную информацию для экономического субъекта.

Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта. (приложение №2)

По условиям аудиторской проверки письмо-обязательство долж­но содержать следующие обязательные указания:

§ об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о поряд­ке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

§ должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтер­ской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний:

§ о законодательных актах и нормативных документах, на осно­вании которых проводится аудит;

§ о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

По обязательствам аудиторской организации письмо-обязатель­ство должно содержать следующие обязательные указания:

§ о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

§ об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

§ о соблюдении аудиторской организацией коммерческой тай­ны;

§ о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выбо­рочным характером применяемых аудиторских процедур и несо­вершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта. По обязательствам экономического субъекта письмо-обязатель­ство должно содержать следующие обязательные указания:

§ об ответственности экономического субъекта и его исполни­тельного органа за полноту и достоверность представленной доку­ментации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

§ об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведе­ния аудиторской проверки;

§ о направлении экономическим субъектом по указанию ауди­торской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задол­женности;

§ о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерс­кой отчетности экономического субъекта.

Далее, составляется договор на проведение аудита (предоставление аудиторских услуг), в том случае, если на письмо-заказ аудиторская фирма ответила положительно.

Договор на проведение аудиторской проверки — это офици­альный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор на проведение аудита юридически отражает и фиксирует согласован­ные интересы сторон-участниц (в данном случае заказчика — клиента и исполнителя — аудитора). Приложение №3. Однако договор на проведе­ние аудита существенно отличается от других договоров.

После предварительного ознакомления с деятельностью эконо­мического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определе­ние трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, по­требности в привлечении консультантов и экспертов. Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде. Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законода­тельством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будуще­го сотрудничества, права и обязанности сторон.

Текст договора должен в обязательном порядке содержать сле­дующие пункты:

- предмет договора на оказание аудиторских услуг;

- условия оказания аудиторских услуг;

-права и обязанности аудиторской организации;

-права и обязанности экономического субъекта;

-ответственность сторон и порядок разрешения споров;

-стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.

При составлении договора, предусматривающего оказание со­путствующих аудиту услуг, целесообразно предусмотреть раздел, уточняющий содержание аудиторского задания. Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.

В АООО «Советская Украина» Симферопольского района организация бухгалтерского учета складывается из ряда элементов:

- применяемые формы бухгалтерского учета;

- организационная структура аппарата бухгалтерии;

- распределение должностных обязанностей;

- организация хранения бухгалтерской документации.

Сложившаяся в АООО «Советская Украина» схема учетного аппарата отвечает специфике производства и форме обработки учетных регистров, а именно цеховой системе, имеется четкое распределение учета по ценам: растениеводства, животноводства и промышленного производства.

Учет централизован, основной учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии.. В состав бухгалтерии открытого акционерного общества входит 8 человек. Следует отметить, что снижение численности рабочих не коснулось численности работников бухгалтерии, а это один из важных факторов, влияющий на уровень общехозяйственных расходов, а также не маловажный фактор социального значения.

Положительным фактором работы центральной бухгалтерии является внедрение компьютерной программы 1С «Предприятие» для обработки учетных операций в бухгалтерии.

Следующим позитивным фактором является то, что каждый работник бухгалтерии выполняет операции только по своему подразделению.

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР

Заместитель главного бухгалтера

Кассир

- экономист

- бухгалтер цеха животноводства и промышленного производства

- старший бухгалтер расчетного

отдела

- бухгалтер по учету основных средств

- бухгалтер цеха растениеводства и производственных запасов

- бухгалтер по учету оплаты труда

Рис. 2.1 - Организационная структура учетного аппарата бухгалтерии АООО «Советская Украина»».

Главный бухгалтер имеет высшее образование. В его обязанности входит: осуществление контроля за соблюдение расчетной и кассовой дисциплины, также производит проверку состояния учета на производственных участках, составляет кассовый план, финансовую часть бизнес-плана, осуществляет контроль за расходованием фонда потребления, ведет главную книгу, ведет синтетический и аналитический учет по счету 92 «Административные расходы» с целью контроля за расходованием средств.

Система документирования хозяйственных операций является важной частью организации бухгалтерского учета на предприятии. В АООО применяются единые и типовые формы документов первичного учета, а также формы, разработанные с учетом особенностей учета и его специализации. Важное организующее место имеет документооборот.

Документооборот - это перемещение или движение документов в процессе учета с момента их составления и до момента завершения их использования и сдачи в архив. Для правильной организации документооборота рекомендуется составлять график документооборота и график выполнения учетных работ, для более равномерного распределения нагрузки на весь учетный аппарат. При распределении обязанностей в бухгалтерии исходят из того, что более сложные и ответственные работы по наиболее сложным счетам, выполняют более квалифицированные работники. Также на предприятии используется внутренний контроль. Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод­ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии АООО «Советская Украина» являются:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности пред­приятия;

2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работни­ком предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе ав­томатизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий конт­роль.

Далее, аудитор оценивает риск, который возможен в ходе аудиторской проверки. Для этого аудитор составляет документ «Листок оценки присущего риска и риска несоответствия внутреннего контроля». В этом документе указываются внешние факторы присущего риска (общий план отрасли), внутренние факторы присущего риска и риска несоответствия внутреннего контроля. (Приложение №4)

После оценки рисков, аудитор составляет план и программу аудита. При составлении плана аудиторской проверки аудитору целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

- Условия контракта и установленные законом положения об ответственности.

- Сущность и время составления отчетов или другая передача информации клиенту, предусмотренная контрактом с ним.

- Учетные решения, утвержденные клиентом, а также изменения в них.

- Воздействие на аудит новых учетных или аудиторских государственных инструкций, нормативов, законов.

- Определение наиболее важных вопросов проводимого аудита.

- Установление уровней материальности в целях эффективного проведения аудита.

- Условия, требующие особого внимания (возможность материальной ошибки, обмана или совлечения взаимосвязанных сторон).

- Степень доверия учетной системе фирмы и внутреннему контролю.

- Внимание к специфическим областям аудита

- Сущность и объем аудиторских доказательств.

- Работа внутренних аудиторов и масштабы их вовлечения в аудит.

- Вовлечение других аудиторов в аудит отделений или подразделений клиента.

- Вовлечение экспертов.

Аудитор должен документально оформить свой общий план. Форма и размер документации будут изменяться в зависимости от масштаба и сложности аудита.

Аудитору также следует подготовить в письменном виде программу аудита, устанавливающую процедуры, необходимые для выполнения аудиторского плана. При подготовке аудиторской программы аудитор, имея разъяснение системы учета и связанного внутреннего контроля, может полагаться на определенные виды внутреннего контроля для установления сущности, времени проведения и объема требуемых аудиторских процедур. Аудитор может определять, что использование внутреннего контроля является эффективным путем проведения аудита. Однако аудитор может решить не использовать данные внутреннего контроля, если есть другие, более эффективные методы получения достаточных аудиторских доказательств. Аудитору следует предусмотреть приемлемое время проведения процедур, комбинацию любых содействий со стороны клиента, наличие в его распоряжении ассистентов, а также вовлечение других аудиторов или экспертов по отдельным вопросам. Аудиторский план и связанная с ним программа должны пересматриваться по мере выполнения работы на основе аудиторского анализа внутреннего контроля, его предварительной оценки и результатах его независимых процедур, а также процедур согласования.

В целом можно сделать вывод, что использование компьютерных средств улучшает информационный доступ, координацию деятельности работы подразделов, и решает значительный круг внутренней управленческой проблемы предприятия. С помощью компьютерной программы осуществляют формирование контрольных данных, приемы документального контроля. Возможность контроля как функции управления в АООО «Советская Украина» используется сегодня недостаточно. В отдельных случаях система внутреннего контроля не отвечает требованиям научного управления из причины методологического, методического и организационного характера. В связи с этим возникает потребность разработать методы оптимизации контрольной системы предприятия. Среди методов повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля в современных предприятиях предлагается применять следующие: метод распределения полномочий и ответственности между работниками, ротация кадров, осуществления контроля за отдельными направлениями предпринимательской деятельности, усовершенствования контроля при планировании продажи, сбора информации и формирования дела-досье, на покупателей и заказчиков, диагностики и прогнозирования проблемы.

Применение приведенных методов в практической деятельности несомненно обеспечит превращение контроля из формальной констатации фактов и результатов деятельности общества с ограниченной ответственностью в действенное и эффективное средство эффективного управления им, то есть будет способствовать качественному решению практических заданий относительно динамического развития предприятия, его экономического роста.

2.2. Организация и процедура проведения аудиторской проверки.

На первом этапе аудита административных расходов проводится проверка фактической суммы расходов от реализации продукции, товаров, работ и услуг. При аудиторской проверке необходимо обратить внимание на состав производственной себестоимости готовой продукции и правильность ее расчета.

Следующим этапом аудита расходов деятельности осуществляется проверка правильности расчета административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных доходов и отнесения их на финансовый результат предприятия. При аудиторской проверке административных расходов аудитор должен выяснить их состав, проверить правомерность их отображения на счете 92 «Административные расходы» и правомерность аналитического учета. Проверка записей на дебете счета 92 «Административные расходы» осуществляется на основе следующих документов: ведомость начисления заработной платы административно-управленческому персоналу, начислений на заработную плату, платежей, расчеты амортизации основных средств и нематериальных активов, счета арендодателей на арендную плату. Также аудитором должна быть проведена проверка отображения хозяйственных записей административных расходов в бухгалтерском учете.

Административные расходы отражаются отчете о финансовых результатах №2 отдельной статьей, в которой отражаются общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия, согласно П(С) БУ -3 «Отчет о финансовых результатах».

Далее аудитор составляет реестр проверки корреспонденции счетов, т. е. этот документ позволяет выявить нарушения при отражении неправильной корреспонденции счетов, следовательно, сумма расхода может быть отнесена на другой счет, что приводит к искажению информации в учете и отчетности.

Пример операции: Списаны расходы на командировки общехозяйственного характера или административного (директор предприятия, главный бухгалтер) в сумме 480грн., включая НДС. По данной операции составлена проводка: Дт 93 Кт 372 Сумма -480,00грн., такая проводка является неверной, так как это расходы, связанные со сбытом готовой продукции. Исправить ошибку можно, изменив корреспонденцию счетов Дт Кт Сумма

Далее, устранив ошибку записываем правильную корреспонденцию счетов по данной операции: Дт 92 Кт 372 Сумма 480грн., теперь находим НДС и отмечаем следующей корреспонденцией счетов Дт 641 Кт 372 Сумма 80,00грн.

Реестр проверки амортизации основных средств, в этом документе проверяется правильность отражения операций с основными средствами по начислению амортизации, т. е. достоверность информации, правильность начисления амортизации, дата отражения поступившего объекта на предприятие и дата выпуска данного объекта.

Также аудитор может разработать тесты или анкету для опроса персонала предприятия. Тест-опрос должен содержать вопросы для выяснения следующих аспектов:

- законность и правильность отражения хозяйственных операций по счету 92 «Административные расходы»;

- действия по ведению внутреннего контроля на предприятии;

- замеченные недостатки при учете расходов;

- замечания и предложения по улучшению.

Основными направлениями тестового опроса должны быть анонимность и конфедициальность.

3. Документальное оформление аудиторской проверки.

3.1. Рабочие документы и ведение аудиторского досье.

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объёме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах содержится обоснование аудитором всех существенных вопросов, по которым необходимо выразить своё суждение и прийти к определённому выводу.

Рабочие документы обычно содержат: информацию, касающуюся юридической и организационной структуры объекта; копии важных юридических документов, протоколов; документы, подтверждающие процесс планирования, включая программы аудиторской проверки; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля. Также в состав рабочих документов входят таблицы, графики, сделанные на основе анализа существенных коэффициентов и тенденций; таблицы с данными о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей отчётности и учётных регистров. В рабочие документы аудитор включает и записи о характере, сроках и объёме выполненных процедур и результатах таких процедур; указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита; копии отчётности и аудиторского заключения.

Аудитор составляет следующие рабочие документы: реестр проверки корреспонденции счетов, реестр проверки амортизации основных средств. С помощью этих документов, аудитор выявляет ошибки, допущенные при учете расходов и учете в целом. Совокупность рабочих док-тов, составленных до начала и в ходе проверке финансовой отчетности предприятия клиента представляет собой аудиторское досье. Рабочие док-ты в досье должны находится в определенной последовательности:

    организационные; административные; док-ты аудиторских процедур по отдельным статьям годового отчета; другие аудиторские данные; выводы (заключение); рекомендации.

Рабочие док-ты подготовлены в ходе выполнения заказа, включая документы подготовленные клиентом для аудитора являются собственностью аудитора. Единственный случай, когда кто-либо еще, в том случае клиент, имеет юридическое право изучать эти док-ты, возможен тогда, когда они отправляются по повестке в суд в качестве вещественного док-ва. После завершения аудита, все рабочие док-ты остаются у аудитора, так что он в будущем может при необходимости пользоваться ими. В ходе проверки клиент получает значительное количество информации носящей конфиденциальный характер. Если аудитор раскроет подобную информацию посторонним лицам или служащим своего клиента, которые не имеют доступа к этой информации взаимоотношения аудитора и клиента будут затруднены. По этой причине следует постоянно принимать все необходимые меры к защите рабочих документов. Принято выделять рабочие док-ты объединенные в постоянную информационную (постоянные файлы). Они являются удобными источниками информации об аудите, которая не утрачивает своей ценности из года в год. Обычно это следующие док-ты:

    выписки или копии уставных документов, контракты долгосрочные и т. д.; анализ за предыдущие годы по счетам, которые представляют постоянный интерес для аудитора (дебиторы, кредиторы, ОС и т. д.); информация по ознакомлению системой внутрихозяйственного контроля и оценкой риска контроля; результаты аналитических процедур, осуществленных при выполнении аудитов в предшествующие годы. Эта информация позволит определить имеются ли какие-нибудь необычные изменения по этим счетам за текущий год, которые требуют более широких проверок.

Итоговые документы аудита.

Ст.7 Закона Украины “Об аудиторской деятельности” указано, что аудитор оформляет результат своей проверки аудиторским заключением и аудиторским отчетом. Аудиторский отчет не является аудиторским документом. Он предназначен исключительно заказчика и может быть опубликован лишь с его разрешения. Аудиторское заключение рассчитано на широкий круг пользователей. Его публикация является свидетельством того, что годовой б/отчет предприятия и в целом его финансовая деятельность во всех деталях соответствует правилам ведения бухгалтерского учета и является достоверным. Отчет обширный документ, а заключение сжатый, краткий. Аудиторское заключение должно содержать такие основные документы: заглавие, полное название поверяемого объекта; абзац, в котором говорится о том, кому адресуется аудиторское заключение; вступительный абзац (состав проверенной аудиторской отчетности; период и время проверки; определение границ ответственности руководства предприятия и аудиторов); масштаб проверки (раскрывается содержание проведенных аудитором работ); дата составления; адрес аудиторской фирмы; подписи. В заглавии аудиторского заключения должна быть запись о том, что аудит осуществляется независимым аудитором. Необходимо также указать название фирмы или фамилию аудитора, № лицензии. Такая информация является подтверждением того, что во время аудита не было никаких обстоятельств, которые могли помешать проведению независимой проверки. При нарушении условия независимости аудитор не имеет права делать заключение о проверенной отчетности.

В аудиторском заключении должно быть четко определено, кому оно адресуется - правлению, совету директоров, учредителям, акционерам, налоговой инспекции и т. д. Должна быть сделана запись о том, что правильность составления отчетности возлагается на руководство проверяемого предприятия и ответственность за сделанное аудитором заключение лежит на аудиторе. Аудиторское заключение должно содержать мнение аудитора по следующим вопросам: является ли полученная информация достаточной для отражения реального состояния активов и пассивов клиента; отвечает ли финансовая отчетность принятой клиентом системе бухгалтерского учета, а принятая система бухгалтерского учета - действующим нормативам и законодательным актам; адекватно ли описание всех вопросов существенных для принятия аудиторского решения о правильности, достоверности и полноте информации; согласуется ли документация, отражающая финансовое состояние проверяемого предприятия по форме и содержанию с действующими законодательными и нормативными актами. Мнение аудитора в заключении должно быть изложено четко и однозначно. По данному предприятию АООО «Советская Украина» аудитор выдает условно - положительное заключение. Заключение, в котором формулируется отказ от мнения по конкретному вопросу и высказывается свое собственное мнение. При этом используют те же формулировки, что и для безусловно положительного заключения. Выдается в том случае, если у аудитора существует неуверенность в полноте представленных данных или несогласие по отдельным вопросам( в нашем случае, вопросы возникают по поводу реестра проверки начисления амортизации, дата выпуска объекта не указана)

Выводы и предложения

АООО «Советская Украина» Симферопольского района организовано на базе колхоза «Советская Украина», образованного в 1964г. Хозяйство расположено в Западной части Симферопольского района и занимает территорию общей площадью более 4000га по оценке на 1 ноября 2005г. Центральная усадьба размещена в с. Чистенькое, расположенное в 5км от г. Симферополя. Населенные пункты Фонтаны – Чистенькое – Новозбурьевка связаны хорошими асфальтированными дорогами. Всего Сельский Совет включает 5 населенных пунктов. Для АООО «Советская Украина» Симферопольского района решающую роль в выборе производственного направления сыграл факт значительной близости города Симферополя. Учет централизован, основной учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. Положительным фактором работы центральной бухгалтерии является внедрение компьютерной программы 1С «Предприятие» для обработки учетных операций в бухгалтерии. Система документирования хозяйственных операций является важной частью организации бухгалтерского учета на предприятии. В АООО применяются единые и типовые формы документов первичного учета, а также формы, разработанные с учетом особенностей учета и его специализации. По данной аудиторской проверке административных расходов было дано условно-положительное заключение, так как предприятие предоставило необходимые документы для проверки, но были некоторые недочеты по поводу начисления амортизации основных средств. Это замечание принято главным бухгалтером и руководителем предприятия, возможно, что эта ошибка была сделана по невнимательности бухгалтера. В целом можно сделать вывод, что использование компьютерных средств улучшает информационный доступ, координацию деятельности работы подразделов, и решает значительный круг внутренней управленческой проблемы предприятия. С помощью компьютерной программы осуществляют формирование контрольных данных, приемы документального контроля. Возможность контроля как функции управления в АООО «Советская Украина» используется сегодня недостаточно. В отдельных случаях система внутреннего контроля не отвечает требованиям научного управления из причины методологического, методического и организационного характера. В связи с этим возникает потребность разработать методы оптимизации контрольной системы предприятия. Среди методов повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля в современных предприятиях предлагается применять следующие: метод распределения полномочий и ответственности между работниками, ротация кадров, осуществления контроля за отдельными направлениями предпринимательской деятельности, усовершенствования контроля при планировании продажи, сбора информации и формирования дела-досье, на покупателей и заказчиков, диагностики и прогнозирования проблемы.

Применение приведенных методов в практической деятельности несомненно обеспечит превращение контроля из формальной констатации фактов и результатов деятельности общества с ограниченной ответственностью в действенное и эффективное средство эффективного управления им, то есть будет способствовать качественному решению практических заданий относительно динамического развития предприятия, его экономического роста.