11 | 12 | 2017

Курсовая работа проведение аудиторской проверки МБП в СПК «Днепр»

Курсовая работа проведение аудиторской проверки МБП в СПК «Днепр»

Содержание

стр.

Введение 4.

1. Теоретическое обоснование аудита МБП 6.

1.1. Экономическая сущность и учет МБП 6.

1.2. Цель, задачи, источники и методические приемы аудита МБП 10.

2. Организация и методика аудита МБП 16.

2.1. Подготовительная стадия аудиторского процесса 16.

2.2. Организация и процедура проведения аудиторской проверки 23.

3. Документальное оформление аудиторской проверки 26.

3.1. Рабочие документы и ведение аудиторского досье 26.

3.2. Итоговые документы аудита 28.

Выводы и предложения 30.

Список использованных источников 32.

Приложения

Введение

На данном этапе экономического развития Украины возрастает роль агропромышленного комплекса Украины, так как это сложная система, объединяющая такие звенья хозяйства, которые принимают участие в производстве, переработке, хранении, транспортировке и сбыте сельскохозяйственной продукции.

Аудит малоценных быстроизнашивающихся предметов является актуальной темой исследования, так как они являются одним из видов затрат, несут материальную ценность и используются значительно продолжительный период времени.

Целью курсовой работы является проведение аудиторской проверки МБП в СПК «Днепр», выявление преимуществ и недостатков в постановлении и ведении бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также дать рекомендации по их совершенствованию.

Задачами курсовой работы являются:

Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

Ø теоретическое обоснование работы;

Ø анализ учета и внутреннего контроля СПК «Днепр»;

Ø этапы формирования аудиторской проверки МБП;

Ø пути совершенствования учета и внутреннего контроля СПК «Днепр».

Методы, которые используются при изучении учета готовой продукции растениеводства взаимосвязаны, дополняют друг друга и составляют единое целое. Они заключаются в совокупности приемов:

Ø первичное наблюдение;

Ø стоимостное измерение;

Ø группировка и систематизация;

Ø монографический;

Ø метод сравнения;

Ø расчетно-конструктивный.

Для написания курсовой работы используются годовые отчеты, первичные документы, регистры бухгалтерского учета СПК «Днепр», а также труды ученых, Законы Украины, Постановления, учебники, научные статьи и др.

1. Теоретическое обоснование аудита малоценных быстроизнашивающихся предметов

1.1. Экономическая сущность и учет объекта аудита

С целью обеспечения непрерывной хозяйственной деятельности предприятия должно быть обеспечено теми или иными материальными запасами.

Состав запасов, их оценка и порядок отражения в финансовой отчетности определен Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 «Запасы», которое было утверждено приказом Министерства финансов Украины №246 от 20.10.1999 года. [ ] Согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 9 «Запасы» в состав запасов отнесены МБП. К малоценным быстроизнашивающимся предметам относятся предметы, которые используются на протяжении не более одного года или нормативного операционного цикла, если он превышает один год.

Состав МБП определен Инструкцией «О применении плана счетов бухгалтерского учета …». [ ] К МБП относятся предметы, такие как инструменты, хозяйственный инвентарь, специальное оборудование, специальная одежда и др.

Согласно П(С)БУ 9 «Запасы» МБП – это актив, который:

Ø содержится для дальнейшей продажи при условии обычной хозяйственной деятельности;

Ø находятся в процессе производства с целью дальнейшей продажи продукта производства;

Ø содержаться для потребления во время производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг, а также управления предприятием.

МБП признаются активами, если:

Ø существует вероятность, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с использованием этих запасов;

Ø стоимость запасов может быть достоверно определена.

Приобретенные или произведенные МБП зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость приобретенных за плату запасов равна сумме всех затрат, связанных с приобретением запасов и доведением их в состояния в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, в т. ч.: оплаченная поставщику сумма согласна договору, непрямые налоги, которые включены в стоимость и не возмещаются, транспортно-заготовительные расход и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением МБП. Первоначальная стоимость МБП произведенных на предприятии равна сумме себестоимости их производства (в соответствии с П(С)БУ 16 «Затраты».

При отпуске МБП в производство их оценка осуществляется по одному из таких методов:

- идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

- средневзвешенной себестоимости;

- себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО).

Для всех единиц бухгалтерского учета МБП, которые име­ют одинаковое назначение и одинаковые условия использова­ния, применяется только один из приведенных методов.

Оценка по средневзвешенной себестоимости проводится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости ос­татка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости по­лученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов.

Оценка каждой операции по выбытию запасов может осу­ществляться по средневзвешенной себестоимости делением суммарной стоимости таких запасов на дату операции на сум­марное количество запасов на дату операции.

Оценка запасов по методу ФИФО базируется на предпо­ложении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (отображены в бухгал­терском учете), то есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажа и прочее выбытие), оцениваются по се­бестоимости первых по времени поступления запасов.

В соответствии плану счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций № 291 от 30.11.99г. МБП относится к классу 2 «Запасы» и отображается на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». По дебету счета 22 "Малоценные и быстроизнашиваю­щиеся предметы" отображаются по первоначальной стоимости приобретенные (полученные) или изготовленные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, по кредиту — по учетной стоимости отпуск малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов в эксплуатацию со списанием на счета учета затрат, а так­же списания недостатков и потерь от порчи таких предметов. Корреспонденция бухгалтерских счетов по учету МБП представлены в таблицы 1.1.

Таблица 1.1. – Корреспонденция бухгалтерских счетов по учету МБП

№ п/п

Содержание хозяй­ственной операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Учет поступления производственных запасов

1.

Переведены запасы из одной номенклатурной группы в другую вследствии ошибочного заче­та в прошлом

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

20 "Производственные запасы"

2.

Оприходованы на склад МБП, произведенные на предприятии (или воз­врат неиспользованных в производстве)

22 "Малоценные и бы­строизнашивающиеся предметы"

23 "Производство"

3.

Оприходованы МБП, приобретенные подот­четными лицами

22 ''Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы"

372 "Расчеты с под­отчетными лицами"

4.

Отображена сумма дооценки МБП

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы''

423 "Дооценка ак­тивов"

1

2

3

4

5.

Оприходованы МБП в порядке взносов при фор­мировании устав­ного капитала

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы'

40 "Уставный ка­питал"46 "Неоплаченный капитал"

6.

Оприходованы МБП в порядке пае­вых взносов, преду­смотренных учре­дительными доку­ментами

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы"

41 "Паевой капитал"

7.

Отображены целе­вые поступления на предприятие в виде МБП

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы"

48 "Целевое финан­сирование и целе­вые поступления"

8.

Отображены посту­пления МБП от поставщиков и под­рядчиков и прочих кредиторов

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы''

63 "Расчеты с по­ставщиками и под­рядчиками 68 "Расчеты по про­чим операциям"

9.

Отображена сумма НДС (налоговый кредит) по опера­ции 8

64 "Расчеты по налогам и платежам"

63 "Расчеты с по­ставщиками и под­рядчиками 68 "Расчеты по про­чим операциям"

10.

Оприходованы из­лишки МБП, вы­явленных в ходе инвентаризации

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы''

719 "Прочие доходы от операционной дея­тельности"

11.

Получены пени, штрафы, неустой­ки от других пред­приятий в виде МБП

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы"

715 "Полученные го­ня, штрафы неустой­ки"

12.

Отображен доход от бесплатно по­лученных МБП

22 "Малоценные и быстро­
изнашивающиеся предметы"

745 "Доход от бесплатно полученных активов"

Учет выбытия производственных запасов

13.

Направлены МБП на осуществ­ление капитальных инвестиций

15 "Капитальные инве­стиции"

22 "Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы"

14.

Использованы МБП на основное производство

23 "Производство"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

15.

Списаны МБП на затраты, связанные с исправлением бра­ка

24 "Брак в производстве"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

16.

Списаны МБП на затраты, связанные с освоением произ­водства новых ви­дов продукции

39 "Затраты бу­дущих периодов"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

17.

Списаны МБП на общепроизводст­венные затраты

91 "Общепроизвод­ственные затраты"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

18.

Списаны МБП на административные затраты

92 "Администра­тивные затраты"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся пред­меты"

19.

Списаны МБП на затраты, связанные со сбытом продук­ции (упаковка гото­вой продукции и пр.)

93 "Затраты на сбыт"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предме­ты"

20.

Отображена сумма уценки МБП

946 "Потери от обес­ценивания запасов"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"'

21.

Отображена сумма недостачи МБП, которая под­лежит урегулиро­ванию

947 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

1

2

3

4

22.

Списана стоимость МБП на затраты обслуживающих производств

949 "Прочие затра­ты операционной деятельности"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы''

23.

Отображена стои­мость испорченных МБП вследствие чрезвычайных об­стоятельств

991 "Потери от стихийных бедствий"

992 "Потери от техногенных катастроф и аварий"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

24.

Списана стоимость МБП на осуще­ствление мероприя­тий, связанных с предупреждением и ликвидацией по­следствий стихий­ных бедствий

993 "Прочие чрез­вычайные потери"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

1.2. Цель, задачи, источники и методические приемы аудита малоценных быстроизнашивающихся предметов

Целью аудита МБП является выражение аудитором мнения о достоверности первичных данных о наличии и движении МБП, полноты и своевременности их отражения в сводных документах и отчетных регистрах, правильности ведения учета МБП согласно принятой учетной политики и достоверности отражения остатка записей в отчетности предприятия.

Основными задачами аудита МБП является проверка:

Ø наличия МБП на складах и обеспечения условий их хранения;

Ø обеспечения контроля за наличием и сохранностью МБП (соблюдения требований по проведению инвентаризации);

Ø законности осуществляемых операций о движении материальных ценностей;

Ø обеспечения достоверности данных по движению МБП;

Ø правильности и своевременности документального отражения операций по поступлению, заготовки и перемещению МБП;

Ø использования материальных ценностей на производстве на основе технически обоснованных норм их использования;

Ø правильности оформления и отображения в учете операций по поступлению и отпуску МБП.

Исходя из целей, которые необходимо достичь аудитору при проведении исследования операций с МБП, формируют объекты аудита (рис. 1.1.).

Элементы учетной политики по МБП

Рис. 1.1. – Объекты аудита операций с запасами

При проверке МБП аудитор руководствуется следующей нормативно-законодательной базой:

Ø Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 28 января 1994 г. № 334/94-ВР;

Ø Планом счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденным указом Министерства финансов Украины № 291 от 30.11. 1999 г.

Ø Инструкцией «О применении плана счетов бухгалтерского учета …», утвержденной указом Министерства финансов Украины № 291 от 30.11. 1999 г.

Ø Инструкцией «По инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов», утвержденной указом Министерства финансов Украины № 69 от 30 августа 1999 г.

Ø Порядком определения размеров убытков хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 116 от 22 января 1996 г.

Ø Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденным указом Министерства финансов Украины № 246 от 20 октября 1996 г.

Ø Положением «О типовых формах первичных учетных документах по учету сырья и материалов», утвержденным указом Министерства статистики Украины № 193 от 21 июня 1996 г.

Ø Положением «О типовых формах первичных учетных документах по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов», утвержденным указом Министерства статистики Украины № 145 от 22 мая 1996 г.

Источниками информации для проведения аудита МБП является:

Ø приказ об учетной политики предприятия;

Ø должностная инструкция бухгалтера по учету МБП;

Ø рабочий план счетов в разделе учета МБП;

Ø договора с поставщиками;

Ø первичные документы: накладные, счет-фактуры, журнал учета грузов, поступивших на предприятие, лимитно-заборные карты (ф. № М-8 и ф. № М-9а), приходные ордера (ф. № М-4), ведомость на пополнение (изъятие) постоянного за­паса инструментов (устройств) (ф. № МБ-1), заказ на ремонт или затачивание инструментов (уст­ройств) (ф. № МБ-3), акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МБ-4), акт списания инструментов (устройств) и обмен их на пригодные (ф. № МБ-5), личная карточка № учета спецодежды, спецо­буви и защитных средств (ф. № МБ-6), ведомость учета выдачи (возвращения) спецодежды, спецобуви и защитных средств (ф. № МБ-7), акт списания малоценных и быстроизнашивающих­ся предметов (ф. № МБ-8);

Ø регистры учета МБП: карточка учета малоценных и быстроизнашиваю­щихся предметов (ф. № МБ-2), карточка складского учета материалов (ф. № М-17), материальный отчет (ф. № М-19), Главная книга, Журнал-ордер № 10.1с.-х.;

Ø бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия.

Основными методическими приемами аудита МБП является: инвентаризация, контрольные замеры, обследования, наблюдение, формальная, экспертная, арифметическая, нормативная, встречная, и взаимная проверки, хронологический анализ хозяйственных операций, опрос, оценка документов по данным корреспондирующих счетов и т. п.

При исследовании проблем аудита МБП учеными были выявлены типичные ошибки во время осуществления операций с материальными ценностями.

Так Савченко В. Я. при аудите МБП в учете выделяет следующие ошибки:

Ø недостаточная организация складов и мест хранения МБП;

Ø невыполнение заданий по заготовки МБП;

Ø приобретение ненужных материалов МБП;

Ø завышения себестоимости материальных ценностей;

Ø нарушения правил приема грузов, неправильное определение и формирование недостач;

Ø нерациональное использование МБП, нарушение норм и лимитов отпуска;

Ø наличие на складе МБП, которые портятся;

Ø отпуск дефицитных товаров под видом излишков на сторону. [ ]

Типичные ошибки в учете МБП с которыми может столкнуться аудитор также рассматриваются в работе Усача Б. Ф.[ ] Он добавляет к вышеперечисленным ошибкам следующие негативные явления:

Ø неполное оприходование МБП, которые поступили;

Ø необоснованные претензии к поставщикам;

Ø нарушение порядка проведения инвентаризации;

Ø недостача, излишек, присвоение МБП;

Ø ошибки и подделка в документах;

Ø подмена новых материалов старыми;

Ø отпуск ценностей по заниженным ценам;

Ø неудовлетворительное ведение бухгалтерского учета;

Ø ошибки в определении сумм в уценке, дооценке и их отражение в учете.

Основным элементом контроля за МБП на предприятии является инвентаризация. Давидов Г. М. выделяет следующие типичные недостатки в проведении инвентаризации:

Ø нарушение сроков проведения инвентаризации;

Ø неравномерное их распределение за календарными периодами;

Ø нарушение принципа неожиданности;

Ø некачественное проведение инвентаризации, а именно:

- несоблюдение правил проверки измерительных приборов перед началом инвентаризации;

- включение в описание по-настоящему непроверенных остатков ценностей;

- отпуск и принятие материалов во время проведения инвентаризации без специальных отметок в первичных документах;

- несоблюдение правил проверки цен в описаниях;

Ø несерьёзное оформление документов, а именно:

- отсутствие фамилий, имён и отчеств материально ответственных лиц и членов комиссии на инвентаризационном описании и сравнительной ведомости;

- отсутствие даты проведения инвентаризации, отсутствие сравнительной ведомости;

- отсутствие общих подсчётов количества и суммы за описанием;

- недостаток информации о виде материальных ценностей, сорт;

Ø несвоевременное оформление и выявление результатов инвентаризации, и их отображение в учёте, особенно в пересортировке;

Ø проведение инвентаризации некомпетентными в её проведении особами.[ ]

При рассмотрении трудов ученых нами было замечено, что интерес к аудиту МБП постепенно возрастает и становится более актуальной темой исследования. Актуальность аудита МБП также возрастает с развитием его значимости во внутреннем аудите. Также важность аудита МБП обусловлена тем, что воплощенная ими выгода является экономическим потенциалом хозяйствующих субъектов.

2. Организация и методика аудита малоценных быстроизнашивающихся предметов

2.1. Подготовительная стадия аудиторского процесса

Рассмотрим проведение аудита МБП на примере сельскохозяйственного предприятия СПК «Днепр» Красногвардейского района.

СПК «Днепр» Красногвардейского района АР Крым основано 30 сентября 2001 года в результате реорганизации ЧП АФ «Нива». Форма собственности СПК «Днепр» – коллективная, а основной вид экономической деятельности – выращивание зерновых культур.

СПК «Днепр» находится в центральной степной части Крыма в зоне действующего Северо – Крымского канала, что дает возможность орошению сельскохозяйственных угодий. Центральная усадьба расположена в с. Щербаковка – 4 км от районного, 57 км от областного центра. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в 2009 году составила 597,2 гектара. Климатические условия в целом весьма благоприятны для производства и выращивания зерновых культур.

Бухгалтерский учет в СПК «Днепр» ведется непрерывно со дня его регистрации и основывается на основных принципах бухгалтерского учета.

Предприятие самостоятельно определило свою учетную политику, то есть выбирало конкретную методику, форму и технику ведения бухгалтерского учета с соблюдением действующих нормативных актов и с учетом особенности деятельности предприятия.

Выбранная предприятием Журнально-ордерная форма учета основана на использовании принципа систематизации и накопления данных первичных документов непосредственно в регистрах аналитического и синтетического учета. Основными регистрами на предприятии являются самостоятельно разработанные в стандартной офисной программе «Microsoft Office Excel» журналы – ордера, которые ведутся по кредиту синтетических счетов и дебету корреспондирующих счетов, что предупреждает повторность записей. Используют также регистры аналитического учета – ведомости, книги. В конце месяца итоговые данные оборотов из журналов-ордеров переносят в оборотно-сальдовую ведомость, которая также составлена в программе Microsoft Office Excel. Оборотно-сальдовую ведомость используют для обобщения данных журналов – ордеров, взаимной сверки записей по отдельным счетам и составления финансовой отчетности. Последовательность учетных записей на предприятии при журнально–ордерной форме учета приведена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1.- Схема журнально-ордерной формы учета в СПК «Днепр».

Система документирования хозяйственных операций является важной частью организации бухгалтерского учета на предприятии. В СПК используются как единые и типовые формы документов первичного учета и регистров бухгалтерского учета, так и самостоятельно разработанные формы документов, которые разработаны в соответствии с спецификой предприятия. Для осуществления контроля за документацией предприятие использует план-график документооборота, который утверждается главным бухгалтером. Бухгалтерия СПК «Днепр» – самостоятельный орган аппарата управления, который осуществляет бухгалтерский учет в хозяйственной деятельности предприятия. Она тесно связана со всеми службами и отделами предприятия, получает от них необходимую документацию для учета и контроля экономической информацией.

В настоящее время бухгалтерский учет в СПК «Днепр» имеет частичную автоматизацию, так как предприятие не использует специализированных компьютерных программ по бухгалтерскому учету (1С Бухгалтерия, ЧИЖ, Парус), а применяет пакет программ Microsoft Office, где осуществляется простой подсчет и вывод остатков по счетам без взаимосвязи между регистрами бухгалтерского учета. На балансе предприятия числится 4 компьютера, которые используются для подсчетов регистров бухгалтерского учета и главной книги, составления финансовой, налоговой и статистической отчетности, а также печати типовых бланков первичных документов, договоров, приказов и т. п.

В состав учетного аппарата СПК «Днепр» входит 4 специалиста с высшим экономическим образованием по специальности бухгалтерский учет, которые выполняют свои обязанности, согласно должностным инструкциям. Организационная структура бухгалтерии хозяйства имеет следующий вид.

Рис. 2.2. - Структура бухгалтерского аппарата СПК «Днепр».

Организация работы бухгалтерской службы предусматривает определение прав и обязанностей главного бухгалтера и подчиненных ему учетных работников, определяет построение бухгалтерской службы на предприятии, ее место в системе управления и взаимодействие с другими подразделениями. Права и обязанности учетных работников регламентируются должностными инструкциями, которые разрабатываются главным бухгалтером и способствуют наиболее рациональному распределению должностных обязанностей, определение прав и обязанностей каждого работника, осуществление контроля за выполнением функций конкретным должностным лицом, а также предусматривают квалификационные требования, предъявляемые к бухгалтерам.

Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который является ответственным за ведение бухгалтерского учета. Также в его обязанности входит:

Ø обеспечения соблюдения на предприятии единых методологических основ бухгалтерского учета, согласно приказу «Об учетной политике на предприятии в 2009 году»;

Ø организация контроля за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

Ø своевременное составление и предоставление финансовой, налоговой и статистической отчетности;

Ø организация документооборота на предприятии;

Ø учет «Собственного капитала и обеспечения обязательства».

Заместитель главного бухгалтера ведет учет доходов и результатов деятельности, также в его обязанности входит учет расходов деятельности.

Учет необоротных активов и запасов был возложен на бухгалтера материального отдела.

Бухгалтер по расчетам выполняет обязанности кассира, а также ведет учет 3-го класса Плана счетов и долгосрочных и текущих обязательств.

Для определения эффективной деятельности предприятия рассмотрим динамику его финансовых результатов (табл. 2.1.).

Таблица 2.1. - Динамика финансовых результатов СПК «Днепр» за 2006-2008 годы, тыс. грн.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008г. к

2006г. в %

Чистый доход от реализации продукции

280,8

410,0

1237,0

440,5

Себестоимость реализованной продукции

256,4

235,0

433,0

168,9

Другие операционные доходы

76,7

28,0

189,0

246,4

Административные затраты

65,7

116,0

131,0

199,4

Другие операционные затраты

-

107,0

255,0

-

Финансовый результат от операционной деятельности

35,4

-20,0

607,0

1714,7

Финансовый результат от обычной деятельности

44,4

-111,0

513,0

1155,4

Чистая прибыль (убыток)

44,4

-177,0

513,0

1155,4

Анализируя данные таблицы 2.1. мы видим рост всех составляющих статей финансовых результатов, как доходной, так и расходной, но это не помешало предприятию значительно увеличить чистую прибыль на 1055,4 % в 2008 году по отношению к 2006 году. Это непосредственно свидетельствует об эффективной деятельности предприятия.

Анализ бухгалтерского аппарата показал, что численность персонала бухгалтерии соответствует объему и характеру хозяйственной деятельности предприятия, его организационной структуре и оснащению техническими средствами учета.

Для осуществления аудита МБП СПК «Днепр» отправляет аудиторской фирме «Аудит Плюс» письменное обращение оформленное в виде официального «Письма-заказа» (Приложение № 1). В письме-заказе освещается цель аудиторской проверки, масштаб (период проверки), форму представления отчета проверки, методы проверки, место и сроки проверки.

Перед тем как огласиться на осуществления аудита, аудиторская фирма осуществляет анализ информации о потенциальном клиенте. Так в письме-заказе СПК «Днепр» было указано, что в предшествующие годы аудит МБП проводился аудиторской фирмой «Аудит-агро», то аудиторская фирма «Аудит Плюс» отправляет письмо в СПК «Днепр» «О возможном предоставлении информации действующему аудитору» (Приложение № 2). Получив положительный ответ аудиторская фирма отправляет письмо «О предоставлении информации о клиенте» (Приложение № 3) с приложенной анкетой опроса аудиторской фирмой «Аудит-агро». В «Анкете опроса предыдущего аудитора о клиенте» аудитор формулирует такие вопросы, которые объективно и непредвзято позволят сформировать мнение о клиенте. СПК «Днепр» также письмо сообщает аудиторскую фирму «Аудит-агро», что разрешает предоставления информацию аудитору (Приложение № 4).

Получив положительную оценку о потенциальном клиенте, аудиторская фирма отсылает СПК «Днепр» «Письмо обязательство» (Приложение № 5). Письмо обязательство – это документ, который еще до начала аудита устанавливает взаимопонимание между клиентом и аудитором, помогает предотвратить возможное неадекватное представление клиента об аудите и позволяет избежать недоразумений после его окончания в соответствии с обязанностями сторон. В письме указывается:

Ø цель аудита;

Ø объем аудита

Ø требования обеспечения свободного доступа ко всей необходимой документации;

Ø форма аудиторского заключения;

Ø варианты сотрудничества с персоналом;

Ø порядок и сроки осуществления расчетов.

Приложенная копия подписывается и возвращается аудиторской фирме с указанием ее соответствия и понимания.

После получения копии письма обязательства, аудиторская фирма заключает с СПК «Днепр» договор на проведения аудиторской проверки (Приложение № 6). Договор на проведения аудиторской проверки является официальным документом, который регламентирует взаимоотношения клиент-аудитор. Договор имеет следующую структуру:

Ø преамбула договора;

Ø раздел «Предмет договора»;

Ø раздел «Права и обязанности сторон»;

Ø раздел «Порядок сдачи и приема работы»;

Ø раздел «Срок выполнения работы»;

Ø раздел «Стоимость работы и порядок расчетов»;

Ø раздел «Ответственность сторон»;

Ø раздел «Особые условия»;

Ø реквизиты сторон.

Кроме заключения договора на проведения аудиторской проверки стороны согласовали «Акт согласования стоимости аудиторских услуг» (Приложение № 7). В акте раскрывается порядок формировании стоимости предоставляемых аудиторских услуг.

Аудиторская фирма «Аудит Плюс» разработала «Общий план аудиторской проверки малоценных быстроизнашивающихся предметов» (Приложение № 8) и «Программа аудита малоценных быстроизнашивающихся предметов» (Приложение № 9). Общий план аудиторской проверки устанавливает объём аудита, временные рамки его проведения и основные направления работы, а уже программа аудита, составленная на основании плана, является более детальным документом, включающая информацию об аудиторских процедурах (характер, объём, сроки выполнения, исполнитель и рабочая документация).

Согласно третьему и четвертому пунктам плана и программы аудита малоценных быстроизнашивающихся предметов аудиторами была проведена оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также определен уровень риска. Оценка системы бухгалтерского учета и анализ внутреннего контроля сопровождался такими рабочими документами, как «Анкета изучения системы бухгалтерского учета СПК «Днепр» (Приложение № 10) и «Анкета процедур внутреннего контроля МБП СПК «Днепр» (Приложение № 11). Анализ системы бухгалтерского учета показал, что бухгалтерский учет на предприятии ведется на достаточном уровне, отрицательным элементом является отсутствие повышения квалификации работников бухгалтерского аппарата. К положительным моментам можно отнести: обновление нормативно-законодательной базы, использования компьютера в бухгалтерском учете (однако без специализирующей программы) и др. Анализ внутреннего контроля показал, что внутренний контроль МБП на предприятии осуществляется на среднем уровне. Значительным критерием, который повлиял на снижения уровня внутреннего контроля, является отсутствия в СПК «Днепр» такого раздела бухгалтерского учета, как «складской учет», а это ведет к значительному снижению контроля за движением МБП на складе.

Определения уровня риска сопровождалась рабочим документом «Листок оценки присущего риска и риска несоответствия внутреннего контроля СПК «Днепр» (Приложение № 12). Предварительная оценка показала, что присущий риск и риск несоответствия внутреннего контроля – средний.

2.2. Организация и процедура проведения аудиторской проверки

Аудитором перед началом проверки была разработана схема этапов последовательного проведения аудита малоценных быстроизнашивающихся предметов (рис.2.3.).

Инвентаризация и аудит системы хранения МБП

Рис. 2.3. – Схема этапов аудита малоценных быстроизнашивающихся предметов.

Аудиторская проверка МБП в СПК «Днепр» началась с инвентаризации. Перед началом инвентаризации аудитор у материально ответственного лица взял соответствующую расписку. На первом шаге аудитор осо­бенное внимание обращает на закрепление МБП за конкретными лицами в местах их хранения и использования, на наличие соответствующей маркировки, обеспечение невозможности потерь, хищений и неэффективного использования МБП. Также аудитор устанавливает, нет ли среди МБП основных средств, нет ли случаев прежде­временной замены или подмены новых предметов теми, что уже были в эксплуатации, а также обнаруживает сверхнормативные запасы МБП, которые долгое время не имели движения. Аудитор присутствует при инвентаризации и записывает результаты в инвентаризационную опись (Приложение 13). По результатам инвентаризации аудитор составил Реестр сверки фактического наличия МБП с данными бухгалтерского учета (Приложение 14). На первом этапе «Инвентаризация и аудит системы хранения МБП» установлено, что склад в полной мере обеспечен от возможных потерь и хищения, договор о материальной ответственности с материально ответственным лицом соответствует всем нормативно-законодательным требованиям, остатки учетных данных соответствуют результатам инвентаризации и инвентаризационная комиссия придерживается Инструкции по инвентаризации основных средств, не­материальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, а также расчетов от 11 августа 1994 г. № 69.

После инвентаризации аудитор проверяет полноту и правильность оприходования и списания МБП. Аудитор проверяет полноту оприходования и правильность оценки купаных МБП и соответствие всех сумм данным учетных регистров. Это достигается путем аудита цепочки документов подтверждающих оприходования МБП. Аудитор берет первичный документ счет фактуру (Приложение 15) подтверждающий приобретения МБП и сравнивает с документом, который подтверждает оприходования МБП на склад Приходный ордер М-4 (Приложение 16), так как на предприятии не ведется складской учет, то все данные переносятся в журнал ордер по счету 22 «МБП», следовательно аудитор проверяет данные приходных ордеров с донными журнала ордера по счету 22 «МБП» (Приложение 17).

Проверка передачи МБП в эксплуатацию сводится к установ­лению правильности и правомерности их списания на валовые рас­ходы производства. Аудитор сверяет акты списания МБП (Приложение 18) с донными журнала ордера по счету 22 «МБП». Результаты проверки аудитор заносит в Реестр проверки сумм оприходования и списания МБП (Приложение 19).

Аудит оприходования и списания МБП показал, что на предприятии не ведется складской учет и данные с первичных документов сразу переносятся в журнал ордер по счету 22 «МБП». Хотя отклонений в данных не выявлено, отсутствие складского учета значительно снижает уровень внутреннего контроля на предприятии поэтому мы рекомендуем использовать книгу складского учета и ежемесячное составление материально ответственным лицом материального отчета. Необходимо отметить, что на предприятии не выявлено чрезмерного списания МБП. Так как на предприятии имеется спецодежда, то для повышения внутреннего контроля мы также рекомендуем ввести личная карточка № учета спецодежды, спецо­буви и защитных средств (ф. № МБ-6), ведомость учета выдачи (возвращения) спецодежды, спецобуви и защитных средств (ф. № МБ-7), это позволит увеличить контроль за каждым субъектом использующим спецодежды и предотвратить ее преждевременную замену.

На этапе «Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности» аудитор проверяет правильность составления корреспонденции, согласно инструкции по применению плана счетов. Данные проверки заносит в Реестр проверки корреспонденции счетов по учету МБП (Приложение 20). Также аудитор провел сверку на соответствия данных журнала ордера по счету 22 «МБП» и оборотной ведомостью по счетам с отчетными данными, отраженными в балансе, расхождений выявлено не было.

3. Документальное оформление аудиторской проверки

3.1. Рабочие документы и ведение аудиторского досье

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объёме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах содержится обоснование аудитором всех существенных вопросов, по которым необходимо выразить своё суждение и прийти к определённому выводу.

Рабочие документы обычно содержат: информацию, касающуюся юридической и организационной структуры объекта; копии важных юридических документов, протоколов; документы, подтверждающие процесс планирования, включая программы аудиторской проверки; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля. Также в состав рабочих документов входят таблицы, графики, сделанные на основе анализа существенных коэффициентов и тенденций; таблицы с данными о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей отчётности и учётных регистров. В рабочие документы аудитор включает и записи о характере, сроках и объёме выполненных процедур и результатах таких процедур; указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита; копии отчётности и аудиторского заключения.

Аудитор составил следующие рабочие документы: Реестр сверки фактического наличия МБП с данными бухгалтерского учета в СПК «Днепр», Реестр проверки сумм оприходования и списания МБП в СПК «Днепр», Реестр проверки корреспонденции счетов по учету МБП учета в СПК «Днепр». Совокупность рабочих документов, составленных до начала и в ходе проверке финансовой отчетности предприятия клиента представляет собой аудиторское досье. Рабочие документы в досье должны находится в определенной последовательности:

    организационные; административные; документы аудиторских процедур по отдельным статьям годового отчета; другие аудиторские данные; выводы (заключение); рекомендации.

Рабочие документы подготовлены в ходе выполнения заказа, включая документы подготовленные клиентом для аудитора являются собственностью аудитора. Единственный случай, когда кто-либо еще, в том случае клиент, имеет юридическое право изучать эти документы, возможен тогда, когда они отправляются по повестке в суд в качестве вещественного доказательства. После завершения аудита, все рабочие документы остаются у аудитора, так что он в будущем может при необходимости пользоваться ими. В ходе проверки клиент получает значительное количество информации носящей конфиденциальный характер. Если аудитор раскроет подобную информацию посторонним лицам или служащим своего клиента, которые не имеют доступа к этой информации взаимоотношения аудитора и клиента будут затруднены. По этой причине следует постоянно принимать все необходимые меры к защите рабочих документов. Принято выделять рабочие документы объединенные в постоянную информационную (постоянные файлы). Они являются удобными источниками информации об аудите, которая не утрачивает своей ценности из года в год. Обычно это следующие документы:

    выписки или копии уставных документов, контракты долгосрочные и т. д.; анализ за предыдущие годы по счетам, которые представляют постоянный интерес для аудитора (дебиторы, кредиторы, ОС и т. д.); информация по ознакомлению системой внутрихозяйственного контроля и оценкой риска контроля; результаты аналитических процедур, осуществленных при выполнении аудитов в предшествующие годы. Эта информация позволит определить имеются ли какие-нибудь необычные изменения по этим счетам за текущий год, которые требуют более широких проверок.

3.2. Итоговые документы аудита

Согласно ст.7 Закона Украины “Об аудиторской деятельности” указано, что аудитор оформляет результат своей проверки аудиторским заключением и аудиторским отчетом. Аудиторский отчет не является аудиторским документом. Он предназначен исключительно заказчика и может быть опубликован лишь с его разрешения. Аудиторское заключение рассчитано на широкий круг пользователей. Его публикация является свидетельством того, что годовой б/отчет предприятия и в целом его финансовая деятельность во всех деталях соответствует правилам ведения бухгалтерского учета и является достоверным. Отчет обширный документ, а заключение сжатый, краткий. Аудиторское заключение должно содержать такие основные документы: заглавие, полное название поверяемого объекта; абзац, в котором говорится о том, кому адресуется аудиторское заключение; вступительный абзац (состав проверенной аудиторской отчетности; период и время проверки; определение границ ответственности руководства предприятия и аудиторов); масштаб проверки (раскрывается содержание проведенных аудитором работ); дата составления; адрес аудиторской фирмы; подписи. В заглавии аудиторского заключения должна быть запись о том, что аудит осуществляется независимым аудитором. Необходимо также указать название фирмы или фамилию аудитора, № лицензии. Такая информация является подтверждением того, что во время аудита не было никаких обстоятельств, которые могли помешать проведению независимой проверки. При нарушении условия независимости аудитор не имеет права делать заключение о проверенной отчетности.

В аудиторском заключении должно быть четко определено, кому оно адресуется - правлению, совету директоров, учредителям, акционерам, налоговой инспекции и т. д. Должна быть сделана запись о том, что правильность составления отчетности возлагается на руководство проверяемого предприятия и ответственность за сделанное аудитором заключение лежит на аудиторе. Аудиторское заключение должно содержать мнение аудитора по следующим вопросам: является ли полученная информация достаточной для отражения реального состояния активов и пассивов клиента; отвечает ли финансовая отчетность принятой клиентом системе бухгалтерского учета, а принятая система бухгалтерского учета - действующим нормативам и законодательным актам; адекватно ли описание всех вопросов существенных для принятия аудиторского решения о правильности, достоверности и полноте информации; согласуется ли документация, отражающая финансовое состояние проверяемого предприятия по форме и содержанию с действующими законодательными и нормативными актами. Мнение аудитора в заключении должно быть изложено четко и однозначно.

Аудитором было дано «Полное безусловно-положительное заключение» (Приложение № 21), несмотря даже на неполный цикл бухгалтерского учета, аудитором не было установлено искажения информации о данных МБП, которые в свою очередь не повлияло на достоверное и объективное состояние финансовой отчетности.

Выводы и предложения

Сельскохозяйственное предприятия СПК «Днепр» Красногвардейского района в 2008 году имело достаточно высокую прибыль 513 тыс. грн., несмотря на свои небольшие.

На предприятие применяется журнально-ордерная форма учета и при этом бухгалтерский аппарат, в состав которого входит четыре бухгалтера, соответствует размерам предприятия. Это должно способствует своевременному, достоверному и непредвзятому отражению хозяйственной деятельности и её контролю. Бухгалтерский учет имеет частичную автоматизацию. На предприятии используют как типовые, так и самостоятельно разработанные формы документов.

Предприятие решило, чтобы аудиторская фирма «Аудит Плюс» провела аудит МБП вместо аудиторской фирмы «Аудит-Агро» (причины смены аудиторской фирмы не установлены).

На предприятии были определены присущий риск и риск несоответствия внутреннего контроля (средние).

Также была составлена анкета процедур внутреннего контроля МБП в СПК «Днепр», которая негативно охарактеризовала внутренний контроль МБП, то есть не все документы подписываются старшими должностями, не ведется Книга складского учета и Отчет о движении материальных ценностей, списания МБП проводится без присутствия квалифицированного специалиста, не осуществляется проверка своевременного оприходования МБП.

Аудитором был составлен план и график аудиторской проверки, который содержал систематизированные этапы проверки с распределением обязанностей и временными рамками.

В процессе аудита не было выявлено недостач и краж имущества. Все данные нашли свое отражения в учетных регистрах и не привели к искажению финансовой отчетности, в связи с чем было дано полное безусловно-положительное заключение.

На основании проведенных исследований сделаны следующие предложения по совершенствованию учета и внутреннего контроля:

Ø использовать Книга складского учета;

Ø ежемесячно сдавать в бухгалтерию Отчет о движении материальных ценностей с приложенными первичными документами;

Ø использовать субсчета по учету МБП;

Ø ввести личная карточка №__учета спецодежды, спецо­буви и защитных средств (ф. № МБ-6);

Ø ввести ведомость учета выдачи (возвращения) спецодежды, спецобуви и защитных средств (ф. № МБ-7).

Список использованных источников:

1.Аудит. Навчальний посібник/Під ред. к. е.н. доц. Майданевича П. М., к. е.н. ас. Волошиної О. І. – Сімферополь: ПП «Підприємство Фенікс», 2008. – 700с.

2.Блейк Д., Амат О. Европейский бухгалтерский учет: Справочник. – М.: Информ. – изд. дом «Филинь», 1997. – 400с.

3.Васильчук О. И., Спиридонова Е. Е., Загрязкина Е. Е. История развития и становления бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. – М.:МГУС,2001. – 160с.

4.Государственное регулирование аудиторской деятельности и саморегулируемые аудиторские объединения//www. gaap. ru/biblio/audit/auditor/1005_02.asp

5.Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций //ilts. ru/files/file 126.pdf

6.Добина Л. Н. Организация аудиторской деятельности в Германии//Аудиторские ведомости. – 2002. - №6

7.Дорош Н. И. Аудит: теория и практика. – К.: Знання, 2006. – 495с.

8.Дорош Н. И. Международный опыт и актуальные проблемы развития аудиторского контроля на Украине//Научный журнал ТАНГ «Вестник Тернопольской академии народного хозяйства». – 1998. – Вып.4 – с.70-74

9.Дьяконова И. А. О профессиональном статусе аудитора в ФРГ//Аудиторские ведомости. – 1998. - №4. – с.67-71

10.Лабынцев Н. Т. Шведский опыт организации аудиторской деятельностью//Аудиторские ведомости. - 2002. - №4. – с.78-82

11.Перспективы развития аудиторской деятельности в России//audex. ru/archive_publications/tendenci

12.Правовое регулирование аудиторской деятельности в России//www. bestreferat. ru/referat_35538.html

13.Регулирование аудиторской деятельности//lib. mabico. ru/1577.html

14.Регулирование аудиторской деятельности за рубежом//www. gaap. ru/biblio/audit/auditor/0705_02.asp

15.Регулирование аудиторской деятельности за рубежом//www. mgimo. ru/publish/document 27375.phtml

16.Регулирование и контроль аудиторской деятельности //www. finteoria/ru/kontaudit. html

17.Рогуленко Т. М. Аудит: Учебник. – Изд. с изм. – М.: Экономист,2005. – 383с.

18.Руф А. Л. Аудиторская профессия во Франции//Бух. учет. – 1996. - №9. – с.51-56

19.Состояние и перспективы развития аудиторской деятельности//www. rbna. ru/tmp/doklad. doc

20.Суйц В. П., Смирнова Л. Р., Дубровина Т. А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник/ Под ред. проф. В. П. Суйца. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-14, 2005. – 671с.

21. Титова Г. Г. Об аудиторской деятельности в Швеции// Аудит. ведомости. – 1998. - №11. – с.82-85

22.Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 352с.

23. Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 28 января 1994 г. № 334/94-ВР;

24. Планом счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденным указом Министерства финансов Украины № 291 от 30.11. 1999 г.

25. Инструкцией «О применении плана счетов бухгалтерского учета …», утвержденной указом Министерства финансов Украины № 291 от 30.11. 1999 г.

26. Инструкцией «По инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов», утвержденной указом Министерства финансов Украины № 69 от 30 августа 1999 г.

27. Порядком определения размеров убытков хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 116 от 22 января 1996 г.

28. Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденным указом Министерства финансов Украины № 246 от 20 октября 1996 г.

29. Положением «О типовых формах первичных учетных документах по учету сырья и материалов», утвержденным указом Министерства статистики Украины № 193 от 21 июня 1996 г.

30. Положением «О типовых формах первичных учетных документах по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов», утвержденным указом Министерства статистики Украины № 145 от 22 мая 1996 г.