Сегодня: 19 | 04 | 2024

КУРСОВАЯ РАБОТА По предмету: «Организация и методика аудита» На тему: «Аудит основных средств» СХП «Фрегат» 2004

 

КУРСОВАЯ РАБОТА По предмету: «Организация и методика аудита» На тему: «Аудит основных средств» СХП «Фрегат» 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретическое обоснование работы

1. Аудит основных средств, прочих необоротных материальных активов.

1.1. Цель, задачи, источники аудита.

1.2. Аудит признания, сохранности и технического состояния необоротных активов.

1.3. Аудит движения необоротных активов.

2. Аудит основных средств на ЗАО СХП «Фрегат».

2.1. Планирование аудита основных средств.

2.2. Аудиторское заключение по результатам проверки операций с основными средствами

Используемая литература.

ВВЕДЕНИЕ

Аудит относят к интеллектуальной деятельности, которая предусматривает исследование финансово-хозяйственной деятельности с целью ее улучшения и повышении прибыльности в соответствии с заказами, выданными по соглашениям между аудиторскими организациями и субъектами предпринимательской деятельности.

Аудит является независимой формой финансово-хозяйственного контроля, которую руководитель выбирает добровольно и формирует вопросы, поставленные на исследование с целью получения научно обоснованных выводов для дальнейшего совершенствования своей финансово-хозяйственной деятельности, маркетинга, бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля. Кроме того, вкладчики капитала в предпринимательскую деятельность заинтересованы, чтобы причитающаяся им доля прибыли распределялась правильно, то есть была подтверждена аудитором.

Ситуация, что сложилась в сельском хозяйстве, требует такой организации независимого контроля, который бы способствовал обоснованности принятия управленческих решений на основе выявленных нарушений в бухгалтерском учете, финансовой и налоговой отчетности.

В связи с этим аудит на сельскохозяйственных предприятиях должен быть организован и проведен по таким методическим подходам, которые обеспечат достоверную проверку соответствия отображении бухгалтерских регистрах и отчетности об имеющихся в хозяйстве товарно-материальных ценностей за период проверки, а также их поступления и выбытие, своевременность и достоверность отображении проведенных расчетно-предметных операций, правильность отображения затрат производства, полного оприходования произведенной продукции, достоверности ее калькуляции и оценки, определение финансовых результатов, составление точной, полной и своевременной отчетности в учете и отчетности хозяйственных фактов, получить доказательства на ее получение и донести эту истину через аудиторское заключение пользователям информации.

Целью нашей работы является аудит операции с необоротными активами, то есть установление:

1. Достоверности первичных данных по движению необоротных активов;

2. Полноты и своевременности отображении первичных данных в сводных документах и учетных регистрах;

3. Правильности введения учета необоротных активов и его соответствие учетной политики предприятия;

4. Достоверности отображения состояния необоротных активов в отчетности хозяйствующего субъекта;

5. Соответствие методике учета и налогообложения операций с необоротными активами действующему законодательству.

Задачи, поставленные в результате исследования:

1. Установление правильности документального оформления поступления, перемещения использовании и списания необоротных активов.

2. Проверка эффективного использование и хранения необоротных активов.

3. Установка правильности определения полезной эксплуатации (использования) основных средств, прочных необоротных материальных активов и нематериальных активов.

4. Проверка правильности начисления износа основных средств, прочих необоротных материальных активов и нематериальных активов.

5. Подтверждение достоверности отображения в бухгалтерском учете первоначальной и ликвидационной стоимости основных средств, а также результатов их переоценки.

6. Проверка целесообразности проведения ремонта основных средств и правильности отображения в бухгалтерском учете понесенных затрат.

7. Определение законности проведения операций, связанных со списанием необоротных активов вследствие непригодных их к использованию и ликвидации.

8. Подтверждение законности и правильности отображения на счетах бухгалтерского учета операций с необоротными активами.

Объектами аудита являются:

1. Элементы учетной политики:

1.1 перечень первичных документов по учету необоротных активов;

1.2 список лиц, которые имеют право подписывать документы по учету необоротных активов;

1.3 порядок контроля за МОЛ;

1.4 порядок оценки и переоценки необоротных активов;

1.5 срок полезной эксплуатации основных средств, прочих необоротных материальных активов и нематериальных активов;

1.6 порядок и метод начисления износа необоротных активов;

1.7 порядок учета затрат на ремонт.

2. Операции по учету счетов первого класса.

3. Записи в первичных документах, учетных регистрах и отчетности.

4. Информация о нарушении ведения учета, недостачи, злоупотребления, которые нашли документальное подтверждение в актах ревизии и проверках, выводах аудиторов, постановлениях правоохранительных органов.

Источники информации для аудита операций с необоротными активами:

1. Приказ об учетной политике предприятия с соответствующими дополнениями.

2. Первичные документы по учету необоротных активов.

3. Учетные регистры, которые используются для отображения хозяйственных операций по учету необоротных активов.

4. Акты и справки предыдущих ревизий, аудиторские заключения и прочая документация, которая отображает результаты контроля.

5. Отчетность.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ.

I. Аудит основных средств, прочих необоротных материальных активов.

1.1 Цель, задачи, источники аудита.

Цель аудита – установить соблюдение предприятием требований П(с)бУ 7 «Основные средства».

Задачей аудита необоротных активов является установление:

• Правильности признания, классификации и оценки необоротных активов;

• Соблюдение требований по документальному оформлению наличия и движения необоротных активов;

• Правильности ведения инвентарного учета необоротных активов;

• Сохранности необоротных активов и их технического состояния;

• Правильности отображения в учете поступления необоротных активов и затрат на их содержание;

• Соблюдение требований по начислению амортизации необоротных активов и правильности отображения в учете;

• Достоверности отображения в учете арендованных необоротных активов;

• Правильности переоценки и уменьшения полезности необоротных активов;

• Достоверности отображения в учете выбытия необоротных активов;

• Правильности документального оформления и определения затрат на ремонт необоротных активов и отображение их на счетах бухгалтерского учета;

• Достоверности раскрытия информации об основных средствах и нематериальных активах в Примечаниях к финансовой отчетности.

Объектами аудита основных средств, прочих необоротных материальных активов являются:

А) наличие и состояние сохранности основных средств;

Б) операции связанные с движением основных средств, их техническое состояние;

В) состояние оперативного, инвентарного, аналитического и синтетического учета основных средств;

Г) амортизация (износ) и индексация основных средств;

Д) операции по капитальному ремонту, технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных средств;

Е) учет арендованных основных средств;

Ж) приобретение и изготовление основных средств;

З) учет затрат на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

И) материалы инвентаризации статической и финансовой отчетности;

Источники информации для аудита операции с необоротными активами являются:

1. приказ об учетной политике предприятия;

2. первичные документы по учету необоротных активов:

• акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. №03-1);

• акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. №03-2)

• акт списания основных средств (ф. №03-3)

• акт на списание автотранспортных средств (ф. №03-4)

• акт об установке, пуске и демонтаже основных средств (ф. №03-5)

• инвентарная карточка учета основных средств (ф. №03-6)

• опись инвентарных карточек по учету основных средств (ф. №03-7)

• карточка учета движения основных средств (ф. №03-8)

• инвентарный список основных средств (ф. №03-9)

• расчет амортизации основных средств (ф. №03-14, №03-15, №03-16)

3. учетные регистры, которые применяются для отображения хозяйственных операций по учету необоротных активов;

4. акты и справки предыдущих ревизий, аудиторские заключения и прочая документация, которая обобщает результаты контроля;

5. отчетность.

Перед непосредственным проведением аудита необоротных активов аудитору необходимо:

- ознакомиться с учетной политикой сельскохозяйственных предприятий в частности организации учета необоротных активов за период, который подлежит проверке, ее изменения по сравнению с предыдущими;

- уточнить дату проведения последней инвентаризации необоротных активов и ее результаты;

- ознакомиться с материалами переоценки необоротных активов по состоянию на первое января и ее отображения в учете;

- проверить наличие приказов (распоряжений) о создании на сельскохозяйственном предприятии постоянно действующей комиссии по списанию необоротных активов, о лицах, ответственных за сохранность необоротных активов в местах их эксплуатации, а также выяснить условия заключенных с ними договорами о полной индивидуальной материальной ответственности;

- ознакомиться с договорами на аренду необоротных активов, заключенными с юридическими и физическими лицами;

- проверить наличие их эксплуатации у МОЛ;

- изучить информацию приказов списка МОЛ, которые уволились;

- установить обеспеченность бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами, которые определяют правила ведения учета необоротных активов, образцами межведомственных форм унифицированной документации по учету этих активов.

Такая информация даст возможность аудитору в начале проверки иметь общее представление об организации учета необоротных активов на сельскохозяйственном предприятии и определить те аспекты, которые требуют особого внимания.

1.2 Аудит признания, Сохранности и технического состояния необоротных активов.

При проверке правильности признания необоротных активов аудитору следует помнить, что необоротными являются активы, которые длительное время содержатся предприятием с определенной целью, и в их состав входят основные средства, прочие необоротные материальные активы, незавершенные капитальные инвестиции, долгосрочная дебиторская задолженность, отсроченные налоговые активы, прочие необоротные активы.

Проверка правильности признания предприятием необоротных активов основывается на установление аудитором соответствия их общим критериям:

1. существование вероятности того, что предприятие получит в будущем экономической выгоды, связанной с использованием этих активов;

2. возможности достоверного определения стоимости необоротных активов.

По первому критерию должно быть подтверждение того, что предприятию перешли все риски и выгоды, связанные с использованием необоротного актива.

Будущие экономические выгоды от использования необоротных активов могут быть получены в форме дохода от реализации продукции (работ, услуг), экономии затрат или другой способ.

По второму критерию аудитор должен убедиться в достоверности информации о затратах на приобретение или создание объекта, соблюдение предприятием принципа осмотрительности. Аудитор должен установить правильность отнесения затрат за отчетный период. Если момент осуществления затрат с целью получения будущих экономических выгод предприятие не получает (не покупает и не создает) необоротный или прочий актив, то такие затраты должны быть включены в состав затрат того отчетного периода, в котором их признали.

Затраты на создание или покупку активов, которые не признаны как необоротные активы и исписанные на затраты предыдущих отчетных периодов. Не следует сторнировать и включать в стоимость этих активов в следующих отчетных периодах.

Проверка правильности признания необоротных активов осуществляется по материалам инвентаризации, проведенной предприятием.

Источниками информации для проверки информации для проверки являются:

• приказы руководителя об учетной политике и создания инвентаризационной комиссии.

• акты инвентаризации оборудования, которое находится на консервации и в монтаже;

• акты инвентаризации основных средств;

• акты инвентаризации арендованных основных средств;

• акты инвентаризации разукомплектованного оборудования, транспортных средств;

• акты осмотра отдельны видов основных средств;

• Ж.-О. №13 с.-х.

• главная книга, квартальные и годовые балансы;

• отчет о наличии и движении основных средств предприятия (ф. №10);

• инвентарные карточки, инвентарные списки.

По результатам инвентаризации аудитор проверяет правильность:

А) включение объектов в состав основных средств;

Б) наличие амортизации;

В) проведенной переоценки (индексации);

Г) соблюдение установленных сроков проведения инвентаризации необоротных активов;

Д) оформление активов инвентаризации и передачи его арендодателю;

Е) правильность и своевременность оприходования в бухгалтерском учете выявленных излишеств основных средств и отнесении выявленной недостачи на виновных лиц.

Аудитор должен установить соблюдение предприятием экономически обоснованной классификации необоротных активов, правильности их распределения в зависимости от: функционального назначения; натурально-вещественного характера, использование, принадлежание, соблюдение предприятием единого принципа их оценки.

Особое внимание аудитору следует обратить на полноту отображения состава затрат, которые формируют ту или иную стоимость необоротных активов. При этом аудитору следует помнить, что необоротные активы учитываются предприятием по первоначальной стоимости и изменение этой стоимости допускается лишь при условии улучшения необоротных активов, переоценки, индексации и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Для того чтобы обеспечить высокую степень тщательности проверки сохранности технического состояния основных средств, аудитор по просьбе заказчика может провести инвентаризацию совместно с комиссией, назначенной руководителем предприятия, в которую должен входить инженер-механик и инженер-строитель. Это имеет важное значение для выяснения степени разукомплектованности отдельных машин и оборудования, устанавливает причины наличия оборудования, которое не используется или не установлено.

В начале аудитор проверяет данные бухгалтерского учета о наличии основных средств, знакомится с записями о движении и техническом состоянии отдельных объектов в инвентарных карточках или прочих документах, проверяет наличие документов, которые характеризуют отдельные основные средства и подтверждают право собственности предприятия на земельные участки, водоемы, прочие объекты природных ресурсов.

После подробного изучения учетной информации осматриваются объекты в натуральном виде с целью проверки их фактического наличия в определенных распорядительными документами руководителя предприятия в местах эксплуатации и установки их пригодности для дальнейшего использования по прямому назначению.

После этого выясняют факты увеличения первоначальной стоимости объектов, разукомплектованное оборудование, наличие резервного оборудования или его сохранность, оборудование которое способствует браку продукции, выявление фактов подмены новых видов оборудования старыми, использование производственной деятельности списанных машин и оборудования.

Увеличение первоначальной стоимости объектов является результатом проведения работ по их улучшению (модернизации, модификации, достройка, дооборудование, реконструкция и др.), которые приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.

Аудитор обращает внимание на правильность отображения в учете фактического увеличения первоначальной учетной стоимости, а в случаях не отображения в учете конструктивных изменений отдельных объектов выявляются виновные в этом лица.

В случае выявления неучетных основных средств устанавливают, когда и по чьему распоряжению построены неучетные объекты, выявленные при инвентаризации, за счет каких источников списаны затраты на их построение. При этом данные ведомости заносятся в протокол заседания инвентаризационной комиссии.

Если установить первоначальную стоимость по фактическим затратам невозможно, то выявленные неучетные объекты оценивают по их справедливой стоимости на дату их выявления.

Причины выявленных излишек или недостач должны быть письменно пояснены МОЛ и в дальнейшем используют для установления характера излишек и недостач, для регулирования инвентаризационных разниц и принятия решений о возмещении недостач. Излишки независимо от причин их возникновения оприходуются и отображаются в баланс предприятия.

В случае выявления непригодных к эксплуатации основных средств на них составляется акт ликвидации, и выносятся предложения по их использованию в будущем в другом качестве. Объекты, которые по своим экономическим характеристикам не принадлежат к основным средствам, переводятся в состав прочих активов. Машины, оборудование и силовые установки могут заноситься в акт инвентаризации лично аудитором с определенным инвентарным номером, завода-производителя, даты выпуска и назначения.

Затраты, которые осуществляются для содержания объекта в рабочем состоянии и затраты на техническое обслуживание и ремонт и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования в соответствии П(с)бУ 16 «Затраты» включаются в состав Затрат.

Арендованные машины и оборудование внимательно проверяются с осмотра их состояния, возможности выпуска продукции, а также полноту учета произведенной на них продукции. Проверкой устанавливается, закреплены ли основные средства за отдельными МОЛ по номерам, местами их хранения и использования.

Документальное оформление основных средств, которые находятся в аренде на данном предприятии, должно быть в отдельной описи в двух экземплярах с обязательной проверкой соответствующих документов, которые подтверждают факт получения в аренду. Один экземпляр описи пересылается арендодателю. Проверяется также правомерность включения основных средств, переданных в аренду, в список инвентаризации. Основанием для этого является обязательное получение от арендатора инвентаризационной описи.

Наличие фактов замены новых отдельных видов основных средств старыми устанавливается проверкой правильности заполнения инвентарных карточек и технической документации. Особое внимание требует проверка фактов незаконной передачи в личное пользование отдельным лицам производственного и хозяйственного инвентаря. В случае выявления таких фактов хозяйственный инвентарь должен быть возвращен с оплатой сумм за его использование и установление виновных лиц.

В случае разукомплектованности основных средств определяется перечень узлов и деталей, которых не достает, выясняют причины разукомплектованности, виновных в этом лиц, и устанавливаются суммы убытков.

Особо внимательно проверяются наличие и сохранность оборудования, которое не работает и находится в резерве, условия его хранения и комплектность.

Техническое состояние отдельных видов основных средств проверяется с помощью привлеченного инженера-механика, а техническое состояние зданий, отдельных сооружений – инженер-строитель. Вместе с ними аудитор устанавливает наличие новых, не введенных в эксплуатацию машин и оборудования, оборудования, которое требует текущего или капитального ремонта, проверяет техническое и противопожарное состояния зданий и сооружений.

Оборудование, которое наносит брак продукции детально осматривают в рабочем режиме.

Особой проверке подлежит техническое состоянии оборудования и машин, предназначенных для списания, фактические сроки их эксплуатации с целью выявления случаев списания недоамортизированного оборудования и машин для следующего присвоения. При выявлении таких фактов составляется промежуточный акт.

Отдельным направлением проверки является выявление в эксплуатации списанных машин и оборудования. Выявленное, в процессе аудиторской проверки также объекты подлежит обновлению в учете.

Особенно детально следует проверять факты недостачи и кражи приспособлений, которые относятся к отдельным видам основных средств. Также факты имеют место при неправильном учете основных средств, не отображение отдельных приспособлений в инвентарных карточках. Злоупотребление состоит в том, что отдельные объекты основных средств подразделяются на составные части, которые учитываются как самостоятельные. Таким образом, скрывается недостача или кража. Для выявления таких злоупотреблений аудитор должен изучить техническую документацию, паспорта дорого импортного оборудования.

В случае выявления нарушений и недостатков сохранности основных средств и их технического состояния аудитор должен сгруппировать их в накопительную ведомость, где недостача оборудования и нарушения группируются по однородным признакам: виновные лица, суммы недостач по этой причине и суммы недостач, которые могут быть компенсированы виновным лицом.

Аудитор должен установить правильность обработки результатов проверки работниками бухгалтерии предприятия, которое подлежит в регулировании расхождения фактического наличия основных средств сданными бухгалтерского учета, установленными при инвентаризации.

Бухгалтерские записи по отображению инвентаризационных разниц.

1. На сумму справедливой стоимости восстановленных излишек основных средств.

ДТ КТ

10 746

2. На остаточную стоимость выявленной недостачи

ДТ КТ

976 10

3. На сумму начисленного износа в выявленных недостачах

ДТ КТ

131 10

4. Списана сумма недостачи, если не известно виновное лицо

ДТ КТ

072 -

5. Списана недостача, отнесенная на виновное лицо

ДТ КТ

375 746

6. На сумму НДС (к 5 операции)

ДТ КТ

746 641

7. На сумму превышения стоимости основных средств (бюджетное возмещение)

ДТ КТ

746 642

8. Одновременно отображается сумма невозмещенных затрат

ДТ КТ

- 072

9. Удержание недостач с виновных лиц

ДТ КТ

30, 31, 661 375

10. Перевод МБП в состав основных средств на сумму первоначальной стоимости

ДТ КТ

10 22

11. Сторно на такую же самую сумму

ДТ КТ

23 22

12. Начислен износ в составе основных средств

ДТ КТ

23 131

13. Перевод малоценных необоротных активов в состав основных средств, на сумму балансовой (первоначальной) стоимости

ДТ КТ

10 112

14. Сторно на сумму разницы начисленного износа в составе МНА

ДТ КТ

132 131

В аудиторском заключении по проверке основных средств необходимо определить меры, направленные на улучшение сохранности оборудования, транспортных средств, введения в эксплуатацию неустановленного оборудования или его реализации.

1.3 Аудит движения необоротных активов.

Аудит движения необоротных активов (поступления, выбытия, внутреннее перемещение) проводится с целью установления законности, правильности и своевременности оформления их в процессе хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия по направлениям, представленных на рис. 1.

На основании актов приема-передачи основных средств (ф. №03-1) устанавливается источник их поступления: как взнос в уставной капитал, бесплатное получение от юридических и физических лиц, приобретение за плату или на бартерной основе, в результате капитальных инвестиций, на условиях оперативной или финансовой аренды, в результате выявления объектов, которые не значились в бухгалтерском учете, изготовленные необоротные активы в мастерской сельскохозяйственного предприятия, закладка многолетних насаждений, капитальных затрат неинвентарного характера, формирования основного стада.

При установке достоверности в учете необоротных активов следует определить соответствие остатков на синтетических счетах, отображенных в главной книге, аналогичным данным аналитического учета и бухгалтерского баланса. Записи в регистрах по учету основных средств сверяются по схеме, приведенной на рис. 2. Они должны сходится по всем позициям: сальдо на начало месяца, оборота на месяц, сальдо на конец месяца. Если установлены расхождения, необходимо выяснить причины и рекомендовать предприятию провести инвентаризацию основных средств и оборудования, которое требует монтажа, капитальных инвестиций, обязательность оп заключенным договорам аренды. Для проверки правильности остатков основных средств на начало года необходимо сравнить их с данными отчета (ф. №1) за предыдущий год на конец периода.

Рис. 2. Схема записи в регистрах по учету основных средств.

Аудитору следует ознакомиться с учетной политикой предприятия по учету основных средств, начислению амортизации, соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия должна быть отображена в заключении аудитора.

Проверка первичного (инвентарного) учета необоротных активов сводится к установлению аудитором соблюдения сельскохозяйственным предприятием утвержденных типовых форм первичных документов. Необходимость такой проверки обусловлена тем, что на практике встречаются случаи нарушения установленного порядка оформления операций движения необоротных активов, когда документы составляются по произвольной форме.

По всем случаям поступления необоротных активов на сельскохозяйственном предприятии должен быть составлен Акт приема-передачи их (внутреннего перемещения):

• Для основных средств, которые поступили (ф. №03-1);

• При оприходовании после капитального ремонта, реконструкции, модернизации (ф. №03-2);

• При приеме многолетних насаждений и передаче их в эксплуатацию – Акт приема-передачи многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (ф. №54);

• При оприходовании в состав основных средств выращенного в хозяйстве молодняка животных и перевод его в основное стадо (эксплуатацию) – Акт перевода животных из группы в группу (ф. №97)

Проверке подлежит правильность документального оформления необоротных активов, переданных в эксплуатацию. Они должны быть закреплены за бригадами, фермами, отделениями, прочими структурными подразделениями и по МОЛ. Закрепление необоротных активов за МОЛ должен быть подтвержден их инвентарным списком (ф. №03-9).

Аудитор должен установить правильность документального оформлении внутреннего перемещении необоротных активов от одного МОЛ к другому. Эти операции должны быть оформлены накладными, подписанными получателем и сдателем, своевременно переданным в бухгалтерию предприятия, где номера накладных определяются в инвентарных карточках, преданных объектов. Такие карточки передаются в подотчет другому лицу. Соответствующие записи (отметки) осуществляются в инвентаризационных описях объекта.

Правильность оформления выбытия необоротных активов, которые имеют место в следствие физического и морального износа и непригодные для дальнейшего использования, гибель вследствие стихийного бедствия, выбраковка из основного стада должны быть оформлены Актом на списание основных средств (ф. №03-3), Актом на списание автотранспортных средств (ф. №03-4), Актом об установке, пуске и демонтаже строительных машин (ф. №03-5), Актом на выбраковку животных из основного стада (ф. №57, ф. №57а), списание многолетних насаждений (ф. №58), списание инвентаря (ф. №126).

Отображение хозяйственных операций.

I. Бесплатно полученные основные средства.

1. Отображена стоимость бесплатно полученных основных средств

ДТ КТ

10 424

2. Отображены затраты на их транспортировку и монтаж

ДТ КТ

15 685

3. Отображена сумма НДС

ДТ КТ

641 685

4. Зачислены затраты в состав первоначальной стоимости

ДТ КТ

10 15

5. а) начислена амортизация

ДТ КТ

23, 91, 92, 93, 94 13

б) определен доход

ДТ КТ

424 745

II. Приобретение основных средств за денежные средства

1. Получены основные средства

ДТ КТ

152 631

2. Отображена сумма НДС

ДТ КТ

641 631

3. Стоимость транспортных и прочих услуг, связанных с доставкой, НДС

ДТ КТ

152 631

641 631

4. Начислен сбор в Пенсионный фонд при приобретении автомобиля или недвижимости.

ДТ КТ

949 651

5. Перечислен сбор в Пенсионный фонд, оплачены услуги и стоимость основных средств

ДТ КТ

651 311

631 311

6. Введено основные средства в эксплуатацию

ДТ КТ

10 152

III. Сооружение (строительство) основных средств хозяйственным способом.

1. Приобретены ТМЦ для сооружения основных средств, с НДС

ДТ КТ

20 631

64 631

631 311 - оплата с текущего счета

2. Списаны ТМЦ на строительство

ДТ КТ

151 20

3. Отображены ОТ с начислениями

ДТ КТ

151 66, 65

4. Стоимость проекта и СМР; с НДС и их оплата

ДТ КТ

151 631

64 631

631 311

5. Введено в эксплуатацию ОС

ДТ КТ

103 151

IV. Строительство основных средств подрядным способом

1. Отображены затраты на проект и СМР, НДС и оплата

ДТ КТ

151 631

64 631

631 311

2. Зачислен построенный объект в состав ОС

ДТ КТ

103 151

V. Получены ОС как взнос в уставной капитал

1. Отображен размер уставного капитала

ДТ КТ

46 40

2. Получен объект ОС от участника

ДТ КТ

10 46

VI. Получены основные средства как взнос к паевому капиталу.

ДТ КТ

10 41

VII. Прочие случаи зачисления основных средств на баланс

1. Оприходованные ранее неучтенные ОС

ДТ КТ

10 424

2. Переведены неправильно зачисленные МНМА в состав ОС

ДТ КТ

10 112

3. Отображен износ МНМА

ДТ КТ

132 131

4. Приобретение ОС у физических лиц; без НДС

ДТ КТ

377 311

15 377

10 15

Аудит операций, которые отображают поступление основных средств, требуют внимания по правильности формирования первоначальной стоимости объекта. Независимо от того, были ли основные средства в эксплуатации, они оприходуются сельскохозяйственным предприятием по первоначальной стоимости.

С целью определения правильности установления предприятием первоначальной стоимости основных средств проверяют счет 15 «капитальные инвестиции», поскольку на нем определяется инвентарная стоимость приобретенного объекта, по которой го принимаю на баланс:

ДТ КТ

10 15

Следует учитывать, что несвоевременное оприходование необоротных активов приводит к недоначислению амортизации и к неправильному расчету себестоимости продукции, работ и услуг.

Своевременность оприходования в бухгалтерском учете основных средств определяется сравнением дат оприходования а журнале-ордере №13 с.-х. с датами, определенными в актах приема-передачи основных средств.

Аудиторская проверка распространяется также и на операции, связанные с выбытием основных средств.

Основные хозяйственные операции по выбытию основных средств.

I. Переоценка ОС.

1. Отображена переоцененная стоимость основных средств

ДТ КТ

10 423

423 131

2. Отображена сумма дооценки в результате выбытия ОС

ДТ КТ

423 441

3. Оценка основных средств

ДТ КТ

131 10

975 10

4. Отображены потери от уменьшения полезности объектов ОС по первоначальной стоимости

ДТ КТ

975 131

5. Отображены потери от уменьшении полезности объектов ОС по переоцененной стоимости

ДТ КТ

975 10

131 10

II. Реализация основных средств

1. Отображен доход от реализации ОС, с НДС

ДТ КТ

31, 37 742

742 641

2. Отображен износ реализованных ОС

ДТ КТ

131 10

3. Отображена остаточная стоимость реализованных ОС

ДТ КТ

972 10

4. Отображены затраты, связанные с реализацией

ДТ КТ

972 31

III. Ликвидация основных средств.

1. Отображен износ

ДТ КТ

131 10

2. Отображена остаточная стоимость ликвидированных ОС

ДТ КТ

976 10

3. Отображены затраты, связанные с ликвидацией ОС

ДТ КТ

976 66, 65, 20, 22

4. Отображены доходы от ликвидации ОС

ДТ КТ

20 746

5. Отображена сумма НДС

ДТ КТ

746 641

IV. Бесплатная передача ОС

1. Износ переданных ОС

ДТ КТ

131 10

2. Остаточная стоимость переданных ОС

ДТ КТ

976 10

3. Отображен НДС

ДТ КТ

976 641

V. Передача ОС как взнос в уставной капитал другого предприятия.

1. Износ ОС

ДТ КТ

131 10

2. Остаточная стоимость переданных ОС

ДТ КТ

14 10

3. Разница между остаточной и справедливой стоимостью

ДТ КТ

14 746

VI. Списанные недостачи или порчи ОС.

1. Износ списанных ОС

ДТ КТ

131 10

2. Остаточная стоимость списанных ОС

ДТ КТ

976 10

3. Сумма, которая подлежит возмещению

ДТ КТ

375 746

4. Начислен НДС

ДТ КТ

746 641

5. Отображено бюджетное возмещение

ДТ КТ

746 642

6. Получена сумма возмещения затрат

ДТ КТ

30, 31 375

По окончании проверки аудитором движения основных средств необходимо установить достоверность данных синтетического и аналитического учета. С этой целью проводят проверку организации аналитического учета основных средств. Ее начинают с установления МОЛ и наличия составленного договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Если они отсутствуют, аудитору следует рекомендовать предприятию их составить.

Для подтверждения соответствия данных аналитического учета синтетическому, необходимо, чтобы оборот в ж.-о. №13 с.-х. соответствовал итогам движения основных средств в инвентарных карточках, а остатки основных средств по данным ж.-о. №13 с.-х. сходились с остатками на синтетическом счете 10 «основные средства» в Главной книге.

II. Аудит основных средств на предприятии ЗАОСХП «Фрегат».

2.1 Планирование аудита основных средств (ОС).

Планирование проведения аудита основных средств осуществляется на основе:

• Предварительного анализа деятельности предприятия, которое проверяется;

• Оценки масштаба будущих работ по аудиту ОС;

• Внутреннего контроля, который применяется.

Объем аудита определяется в соответствии условий договора по проведению аудита с клиентом. Реальность плана аудиторской проверки ОС и объективность зависит от представления аудитора об объекте проверки, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля его на предприятии.

ЗАО СХП «Фрегат» расположено в Советском районе АРК. Центральная усадьба находится на территории пгт. Советский. Хозяйство было образовано в 2000г. Начальная площадь хозяйства составляла 1700Га. Сейчас земельная площадь составляет 2300Га, взятая в аренду.

Территория ЗАО СХП «Фрегат» по агроклиматическому районированию республики Крым относится ко 2-ому степному агроклиматическому району. Климат засушливый и умеренно мягкий зимой.

Когда только образовалось предприятие, основные средства были взяты в аренду, затем выкуплены. По мере необходимости нанимались работники разных специальностей ( механизаторы, сварщики, токари и т. д.)

Специализируется предприятие на выращивании зерновых (озимая пшеница, озимый и яровой ячмень). От всех посевных площадей 38% занимает озимая пшеница, 32% - ячмень, 15% - подсолнечник и прочие – 15%.

Форма учёта в хозяйстве журнально-ордерная. Она базируется на широком использовании системы накопительных и группировочных регистров – журналов-ордеров, и вспомогательных ведомостей к ним. Журналы-ордера построены по кредитовому признаку. В конце месяца по каждому журналу-ордеру подсчитывают обороты, которые обязательно сверяют с данными документов, послуживших основанием для записи. Месячные обороты из журналов-ордеров переносят в Главную книгу. По данным Главной книги составляют баланс.

На предприятии работают 2 бухгалтера. Один бухгалтер осуществляет:

1. Ведение кассовых операций.

2. Ведение банковских операций.

3. Ведение налогового учёта.

4. Ведение расчётов по заработной плате.

Второй бухгалтер осуществляет:

1. Ведение расчётов с покупателями и поставщиками

2. Ведение расчётов с подотчётными лицами.

3. Внутрихозяйственный учёт.

4. Составление и проверка отчётов.

В ЗАО СХП «Фрегат» действует общепринятый план счетов бухгалтерского учёта, который был утверждён приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999г. №291.

План аудиторской проверки включает:

• Реальность ограничений предприятия в праве собственности на активы;

• Меру надежности гарантий, которые представлены относительно обязательств;

• Обоснованность принятых сумм обязательств в счет будущих капитальных затрат;

• Правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность составленных финансовых отчетов в соответствии П(с)бУ7 «основные средства».

Объектами аудита основных средств являются:

• Наличие и состояние сохранности ОС;

• Операции, связанные с движением ОС, их техническое состояние;

• Состояние оперативного, инвентарного, аналитического и синтетического учета ОС;

• Операции по капитальному ремонту, техническому переоснащению, модернизации и реконструкции ОС;

• Амортизация и индексация ОС;

• Учет арендованных ОС;

• Приобретение и изготовление ОС;

• Учет затрат на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

• Материалы инвентаризации статистической и финансовой отчетности;

2.2 Аудиторское заключение по результатам проверки операций с ОС.

Заключение

Аудиторского контроля операций

С основными средствами на

Предприятии ЗАОСХП «Фрегат»

Г. Симферополь 16. 12. 2004г.

Аудитором аудиторской фирмы «Прометей» Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Украины Магистром экономики Власовой И. Н. проведен аудиторский контроль операций с основными средствами ЗАОСХП «Фрегат», по данным бухгалтерского учета и отчетности за период с 1 января 2004г. по 1 декабря 2004г.

1. Вступительная часть.

Основание для проведения аудита:

Задание аудиторской фирмы «Прометей» на проведении аудиторского контроля на ЗАОСХП «Фрегат» согласно договору о 10 декабря 2004г. № 505 Лицензия на право занятия аудиторской деятельностью от 11 июня 2000г. серия АБ №100603, сертификат АБ №000108.

Лица, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность.

Руководитель предприятия _________________(ФИО) – за весь период деятельности согласно устава предприятия.

Главный бухгалтер___________________(ФИО) ответственный за состояние бухгалтерского учета и отчетности – за весь контролируемый период.

Аудиторский контроль проведен при участии руководителя предприятия (ФИО) и главного бухгалтера (ФИО).

Аудит начат 12.12.04г.

Аудит закончен 16.12.04г.

Вопросы, поставленные на решение аудиторского контроля:

1. Проверить состояние бухгалтерского учета основных средств на его соответствие законодательству и П(с)бУ 7 «Основные средства» за период 01.01.04г. по 01.12.04г.

2. Проверка использования и хранения основных средств; правильности определения срока полезной эксплуатации.

3. Проверка целесообразности проведения капитальных ремонтов основных средств.

4. Определения законности определения операций, связанных со списанием основных средств.

5. Подтверждение законности и правильности отображения на счетах бухгалтерского учета операций с основными средствами.

Документы, предъявленные для аудиторского контроля.

Сплошной проверке подвергнуты документы по всем операциям с основными средствами за период с 1.01.04г. по 1.12.04г.

Выборочной проверке подвергнуты документы по расчетным операциям за период с 1.01.04г. по 1.12.04г.

Регистры аналитического и синтетического учета к ж.-о. 13 с.-х., Главная книга, а также текущая и годовая отчетность, бухгалтерские балансы проверены по отчетным периодам за 2004г.

Юридическая правомочность предприятия ЗАОСХП «Фрегат»:

Предприятие основано_____________(дата)

Зарегистрировано__________________(где, кем, когда)

Предметом и целью деятельности является_________________(специализация)

2. Исследовательская часть.

При исследовании хозяйственных операций аудитором изучены документы, учетные регистры, бухгалтерский баланс и отчетность ЗАОСХП «Фрегат» за период с 1.01.04г. по 1.12.04г.

Аудитор применяет следующие методические приемы: расчетно-аналитический, документальные, группировку данных, полученных в процессе исследования.

2.1. Исследование по первому вопросу.

Организация и методология бухгалтерского учета основных средств предприятия ЗАОСХП «Фрегат» осуществляется в соответствии с Законами Украины «О предприятиях», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», а также нормативно-правовыми актами о предпринимательской деятельности.

Первичные документы по учету ОС составлены на типовых формах. хозяйственные операции в первичных документах отображают согласно нормативным актам о документа и документообороте в бухгалтерском учете.

Хозяйственные операции отражены в соответствии Инструкции №291 к Плану счетов, записи своевременны, аналитический и синтетический учет между собой тождественны, расхождений не выявлено.

2.2 Исследование по второму вопросу.

По результатам контрольной инвентаризации выявлено:

• Инвентаризируемые объекты правильно включены в состав ОС;

• Недостач и излишек не выявлено;

• ОС находятся у МОЛ на ответственном хранении, есть договора о полной индивидуальной ответственности; техническое состояние объектов соответствует записям в инвентарных карточках;

• Разукомплектованного оборудования нет;

• Срок полезного использования соответствует технической характеристике ОС и П(с)бУ 7 «Основных средств»

2.3 Исследование по третьему вопросу.

Проведение капитальных ремонтов ОС обоснованно. Затраты отражены в инвентарных карточках, аналитическом и синтетическом учете ОС.

2.4 Исследование по четвертому вопросу.

Все проведенные операции по списанию ОС законны (например: списан трактор в следствии морального и физического износа)

2.5 исследование по пятому вопросу.

Бухгалтерский учет осуществляется по ж.-о. форму учета. Хозяйственные операции по учету движения (поступления, выбытия, внутреннего перемещения) отображены своевременно, аналитический и синтетический учет по счету 10 «Основные средства» между собой тождественны, расхождений не выявлено.

3. Результативная часть (выводы).

Аудитором исследованы представленные заказчиком ЗАОСХП «Фрегат» документы по форме и содержанию, изучены пояснения работников предприятия. На основании проведенного исследования можно дать положительно аудиторское заключение.

Аудитор аудиторской фирмы «Прометей» Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Украины: подпись Власова И

Ознакомлены:

Руководитель предприятия ЗАОСХП «Фрегат»: подпись ФИО

Главный бухгалтер: подпись ФИО