16 | 12 | 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСНОВАМ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ СИМФЕРОПОЛЬ 2009

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСНОВАМ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ СИМФЕРОПОЛЬ 2009

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..4

1.Основы ловли и передачи мяча………………………………………………. .5

2.Упражнения на месте...................................... ……………………………....9

3.Передачи у стены (отражателя) - один мяч …………………………………..11

4.Передачи у стены - два мяча …………………………………………………..12

5.Пара - два мяча ………………………………………………………………….13

6.Пара - мяч в движении.................................... ……………………………..15

7.Передачи в тройках на месте.......................... ……………………………..18

8.Передачи в тройках в движении ………………………………………………19

9.Четверо и больше. Передачи на месте ………………………………………...21

10.Передачи в движении …………………………………………………………22

Список литературы ……………………………………………………………….35

Введение

Передача - язык баскетбола. Игрок, не умеющий передавать мяч так, как требует сложившаяся обстановка на площадке - глухонемой. После бросков в корзину передачи являются вторым важным приемом игры. Чтобы выполнить бросок, игрок должен овладеть мячом, а это обычно делается по средством передач. Игрок, хорошо передающий мяч, представляет ценность для любой команды, и тренеры ценят такого игрока не меньше, чем самого результативного.

Передачи мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Видов передач великое множество, и одна из главных задач любого тренера состоит в том, чтобы привить игрокам вкус к этому элементу игры. Работать над передачами самостоятельно игроки не любят, только тренер может объяснить им важность владения всем арсеналом передач, необходимость тренировать их тщательно и ежедневно.

Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками - от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнением обманных движений; одной рукой - снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи) и др.

1.Основы ловли и передачи мяча.

Перед тем, как передать мяч, игрок должен поймать его. Азбука ловли мяча:

1.Смотреть на мяч, пока он не будет зафиксирован в двух руках.

2.Принимать мяч на кончики пальцев.

3.Держать мяч пальцами.

4.При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.

5.Движением рук и кистей смягчать прием мяча.

6.Всегда двигаться навстречу передаче, за исключением некоторых случаев при осуществлении быстрого прорыва.

7.Быть готовым укрыть мяч движением локтей и туловища, как только игрок овладеет им.

Основные ошибки:

1.Отведение глаз от мяча.

2.Ловля мяча ладонями

3.Отсутствие движения к мячу, когда это необходимо.

4.Начало ведения, броска, передачи до прочного приема мяча.

5.Руки не готовы к приему мяча (опущены).

6.Игрок боится передач.

Передача по технике исполнения самый простой элемент баскетбола. Тогда почему так мало игроков, умеющих технически безупречно отдавать пас и еще меньше игроков ассистирующих на площадке на высшем уровне? Ответов может быть несколько:

1.Игроку не показали технику передач.

2.Игроку показали технику передач, но не дали нужный объем упражнений для закрепления материала и развития качеств пасующего.

3. От игрока не требуют отдавать пас правильно: по технике исполнения и по ситуации на площадке в ходе тренировок и проведения игр.

4. Игрока не приучили самостоятельно работать над собой и думать.

При показе необходимо с первых занятий большое внимание уделить работе ног. Правильная баскетбольная стойка с хорошим балансом, умение правильно выполнять остановки и повороты являются основой усвоения любого технического элемента баскетбола, в том числе и передач.

Кисти рук имеют такое же положение на мяче, как при броске и ведении: лодочкой. Выпрямление рук, захлестывающее движение кисти при передаче очень схожи с бросковым движением.

С первых занятий необходимо учить отдавать передачи точно: правильно выбирать "мишень" для передачи и не допускать небрежности.

Однажды показанное техническое действие должно с момента показа выполняться именно так и никак иначе. Контроль и требовательность со стороны тренера - обязательное условие закрепления техники передач. Постепенно добиваться осознанно правильного выполнения всех передач.

По мере закрепления техники упражнения усложняются с тем, чтобы максимально приблизить условия их выполнения к игровым.

Игровые ситуации, в которых передача выполнена правильно или неправильно подвергаются анализу. Необходимо объяснение и желание тренера терпеть, когда игрок мыслит оригинально, но делает ошибки.

Большое значение при обучении имеют мячи. Мячи по весу и размеру должны соответствовать возможностям ребенка. Не спешить!

Основными требованиями к каждой передаче в порядке их значимости являются точность, правильный расчет, быстрота, хитрость и своевременность. Для передач необходимо добиваться 100% эффективности. А для этого у игрока нужно развивать чувственные способности до такого уровня, чтобы они стали инстинктивными.

1. Чувство партнеров. Игрок, искусно передающий мяч, должен постоянно чувствовать позиции и относительные физическиеи и психические способности каждого партнера на площадке. Мы имеем в виду скорость каждого игрока, умение владеть мячом, агрессивность (как в нападении, так и в защите), реакцию на финты, умение играть на щите и выполнять броски.

2. Периферическое зрение. Поскольку невозможно, да и нежелательно, чтобы передающий мяч всегда смотрел прямо на каждого потенциального получателя передачи и каждого защитника, он должен развить периферическое зрение до такой степени, чтобы видеть все происходящее в пределах 180 градусов перед собой. это означает, что благодаря тренировке передающий мяч сможет охватить поле зрения в пределах 360 градусов простым поворотом головы на 90 градусов направо и налево.

3. Предугадывание. Хороший игрок предчувствует лучшие варианты в развитии игры даже до того, как получает мяч. Предугадывая движения как партнеров, так и их защитников, он может своевременно послать мяч в нужную зону.

4. Расчет. Это персептивное качество, то есть чувственное восприятие, позволяющее определить: когда нужен или не нужен финт, когда использовать навесную передачу, передачу с отскоком от пола или прямую. Находится ли принимающий передачу игрок в лучшей позиции для атаки; кому нельзя передавать мяч в неудобную позицию; кто из противников сильнее всех играет в защите и так далее. Оно позволяет также определить, что означает "не слишком быстро", "не слишком медленно", "не слишком высоко", "не слишком низко" для каждого принимающего передачу игрока и, в конце концов, как сделать каждую передачу своевременной, с нужным количеством хитрости и быстроты.

Азбука передач мяча:

1.Овладеть правильной техникой всевозможных передач.

2.Умело выбирать правильный способ передачи в каждой конкретной ситуации.

3. Приспосабливать вид и скорость передачи к каждой
конкретной ситуации.

4.Определять местонахождение партнера, принимающего мяч.

5.Не усложнять передачи там, где в этом нет необходимости.

6.Передавать мяч быстро и точно с минимумом движений, чтобы не выдать сопернику замысла передачи.

7.Целиться в грудь партнеру, принимающему передачу.

8.Применять финты перед выполнением передачи, если нет возможности отдать простую передачу.

9. Выполнять передачи как правой, так и левой рукой.

10. Контролировать мяч перед передачей, но стремиться
ловить и передавать мяч одним движением.

11. Не смотреть прямо на принимающего передачу, а
следить за ним периферическим зрением.

12.Выводить к мячу принимающего передачу так, чтобы он поймал мяч на уровне груди и в движении.

13.Подходить к опекуну как можно ближе, потому что в этом случае его легче обвести передачей.

14. Передавать мяч партнеру в сторону, дальнюю от
защитника.

Принципы обучения: от простого к сложному:

Передачи на месте.

- техника;

- техника + точность;

- техника + точность + скорость;

- техника + дальность + точность;

- техника + дальность + точность + скорость;

- передачи с сопротивлением (1*1; 2*1; 2*2; 3*3; 4*4; 5*5 и т. д. и т. п.).

Передачи в движении Осваивать по тем же 6-ти принципам, которые использовались при изучении передач на месте. Расстояние между игроками выбираем в соответствии с их физическими возможностями и уровнем технической подготовки.

В данном пособии не ставится задача описать все имеющиеся упражнения. В этом нет необходимости, да и возможности. Есть стремление дать методологию наращивания сложности упражнений, обратить внимание на технику выполнения приемов и на возможность расстановки акцентов в упражнениях.

2.Упражнения на месте Пара - мяч

Упр.№1. Лежа (рис.1).Два игрока лежат на полу лицом вниз и головой друг к другу. Основной акцент на работу кистей.

Упражнения № №2-4 выполняются сидя на полу.

Упр.№2. Передачи выполняются одной рукой от груди. Положение рук на мяче. Локоть передающей руки отведен назад. Рука в локте выпрямляется полностью. Кисть передающей руки - в пол. Принимающий - правило 10-ти (в дальнейшем упоминать о нем не будем, но будем подразумевать всегда).

Упр.№3. Передачи выполняются двумя руками от груди. Выпрямление рук в локтях. Локти при передаче в стороны не разводить. Кисти выполняют хлесткое движение, после передачи повернуты тыльными сторонами друг к другу.

Упр.№4.Передачи двумя руками над головой. Мяч выносится двумя полусогнутыми руками над головой. Передачи выполняются за счет быстрого выпрямления рук в локтях вверх - вперед. Кисти - хлесткое движение, направлены вперед. Остальные упражнения выполняются стоя.

Упр.№5. Игроки становятся лицом друг к другу. Ноги параллельно, шире плеч. Руки с мячом находится между ног сзади. Передачи выполняются за счет хлесткого движения кистями.

Упр.№6. Игроки расположены в пол оборота друг к другу левым плечом вперед. Передачи выполняются правой рукой из-за спины. Хлесткое движение кистью. Аналогично передачи выполняются левой рукой.

Упр.№7. Передача двумя руками от груди на грудь. Обратить внимание на правильное разгибание рук - локти не разводятся, кисти.

Упр.№8. Передача осуществляется двумя руками от груди с ударом о пол. Точка прицеливания для передающего - 1/3 расстояния между ними от принимающего. Мячу можно придавать переднее (мяч летит ниже и быстрее) или заднее (после касания пола мяч замедляет свое движение вперед и поднимается выше, чем при обычной передаче). Для придания мячу переднего вращения указательный палец двигается от передающего (большие пальцы направлены вперед-вверх), а - для заднего вращения указательный палец двигается на передающего (большие пальцы направлены вперед - вниз).

Упр.№9. Передача одной рукой от груди. Акценты такие же, как в упражнении №2.

Упр.№10. Передачи выполняются прямой рукой сбоку. Резкое кистевое движение в сторону партнера. Мячу можно придать различные вращения.

Упр.№11. Передачи выполняются одной рукой снизу. Резкое кистевое движение, потянуться за мячом.

В упражнения №№7-11 следить за работой ног. При выполнении передач одной рукой применять прямые передачи и передачи кроссом. Если передача выполняется правой рукой и впереди находится правая нога, то такая передача называется прямой. Если передача выполняется правой рукой и впереди находится левая нога, то - кроссом. При выполнении указанных упражнений можно после каждой передачи менять положение ног: кросс - прямая - кросс и так далее.

Упр.№12. Передачи в прыжке двумя или одной рукой. Руки постоянно находятся выше плеч. Мяч принимается на кончики пальцев.

Упр.№13. Длинные передачи: "бейсбол", крюком. Постепенно увеличиваем дальность.

Упр.№14. Ловля сильной передачи. Партнер расположен на расстоянии 4-5 метров. Передача выполняется ударом ноги после отскока мяча от пола. Для приема передачи на уровне груди пальцы направляются вперед. Для приема передачи выше головы - вверх. Для приема передачи ниже пояса - вниз. Амортизирующее движение руками. Сила удара возрастает постепенно.

Упр.№15. Ловля неудобной передачи. Передача выполняется ниже коленей, но выше ступней. Пальцы принимающего направлены вниз. Сила передачи возрастает постепенно.

Упр.№16. Ловля мяча у стены. Работа над реакцией, правильной постановкой кистей в зависимости от высоты передачи, смелостью. Игрок стоит лицом к стене на расстоянии 1,2-1,5 метра в баскетбольной стойке. Кисти с разведенными пальцами находятся на уровне плеч. Пасующий находится в метре за спиной. Передачи выполняются в стену в зоне досягаемости принимающего. На разной высоте, под разными углами, с ударом о пол или без него.

3. Передачи у стены (отражателя) - один мяч

Упр.№17. Аналогично упражнению №1, лежа на груди на расстоянии двух метров. В зависимости от степени подготовленности игрока расстояние можно уменьшить или увеличить.

Упр.№18 (рис. 2). Сидя на полу лицом к стене на расстоянии двух метров, выполнить 10 передач двумя руками следующим образом: а) по прямой, б) с отскоком от стены в пол, в) с отскоком от пола в стену.

Упр.№19 "Обруч" (рис. 3). Стоя левым боком к стене на расстоянии трех метров от нее, выполнять передачи правой рукой за спиной в стену так, чтобы мяч отлетел назад к передающему. Ловить мяч правой рукой и сразу переводить его за спину. Добиться выполнения упражнения без остановки.

То же упражнение по аналогии выполнить левой рукой. По мере закрепления навыков ловлю и передачу осуществлять попеременно правой и левой рукой.

Упр.№20. Стоя спиной к стене в параллельной стойке, в двух метрах от нее, выполнять передачи в стену поочередно правой, левой рукой, чередуя следующие виды передач:

А) над плечом одной (двумя) рукой (руками), б) под рукой, в) снизу - назад, г) снизу- назад с ударом о пол, д) снизу между ногами, е) снизу между ногами с ударом о пол.

После передачи повернуться к стене лицом, поймать мяч одной или двумя руками, сделать обратный поворот и продолжить выполнение упражнения.

Упр.№21. Стоя лицом к стене на расстоянии трех метров, выполнять сильные передачи одной рукой от плеча. Ловля осуществляется одной рукой (для центрового). Правая, левая.

Ур.№22. Стоя лицом к стене на расстоянии двух метров, выполнять добивание мяча одной или двумя руками в отметку, расположенную на высоте трех с половиной метров.

Упр.№23. Передача выполняется после ведения одной рукой без ловли двумя руками.

4.Передачи у стены - два мяча

Упр.№24 "Колесо" (рис. 4). Стоя в пяти метрах от стены, передавать два мяча двумя (одной) руками от груди один за другим поочередно в стену так, чтобы, отскочив от стены, они ударялись в пол и возвращались в руки передающего. После каждой передачи можно менять положение ног.

Упр.№25 "Колесо с приводом". То же задание, что и в предыдущем упражнении, но после ловли игрок должен успеть ударить мячом в пол, прежде чем послать его в стену.

Упр.№26 "Колесо с петлей". То же задание, что в предыдущем упражнении, но вместо удара в пол после ловли игрок должен сделать мячом петлю вокруг тела, после чего направить в стену. Чередовать направление петли в разные стороны.

Упр.№27 "Колесо с петлей вокруг ноги".

Упр.№28 "Колесо с прерванной петлей". То же задание, что и в предыдущем упражнении, но после выноса мяча за спину вернуть его вперед ударом в пол между ног.

Упр.№29 "Колесо из-за спины". Передачи осуществляются одной рукой из-за спины, поочередно правой и левой.

Упр.№30 "Колесо из-за спины с приводом".

Упр.№31 "Два мяча - две стены" (рис.5). Стоя в углу, в пяти метрах от каждой стены, выполнять упражнение "Колесо", но посылать мячи в разные стены поочередно.

Упр.№32 "Обруч двумя мячами".

Упр.№33. Стоя лицом к стене на расстоянии четырех метров игрок подбрасывает один мяч над головой, а второй передает в стену. Ловит мяч, опускающийся сверху, и снова его подбрасывает. Ловит мяч, отскочивший от пола после передачи в стену, и снова его передает. Так попеременно выполняется передача в стену одним мячом и подбрасывание вверх - вторым.

Упр.№34 "Фигаро". Положить два мяча на пол параллельно стене на расстоянии трех метров друг от друга. Взяв один мяч, выполнить передачу в стену от груди, поймать его после отскока и подбросить вверх. Быстро сместиться ко второму мячу и выполнить ту же процедуру. Успеть вернуться к первому мячу и поймать его после одного отскока от пола. Высоту подбрасывания мячей постепенно снижать, а расстояние между мячами увеличивать.

5.Пара - два мяча

Упр.№35. Игроки расположены на расстоянии 4-5 метров. У каждого мяч. Передачи выполняются одновременно двумя руками от груди: одним игроком - с ударом о пол, а вторым - на грудь. Передачи можно выполнять попеременно правой и левой рукой.

Упр.№36. Аналогично предыдущему упражнению. Но передачи выполняют оба игрока правой рукой одновременно. Мишень для каждого - левое плечо партнера. Таким же образом выполняются передачи левой рукой.

Упр.№37. Аналогично предыдущему упражнению. Игроки расположены левым боком друг к другу. Передачи выполняются одновременно правой (левой) рукой из-за спины.

Упр.№38. Игроки расположены на расстоянии 4-5 метров. У каждого мяч в правой руке у головы. Передачи партнеру выполняются одновременно с правой руки на левую и с левой на правую.

Упр.№39. Игроки расположены на расстоянии 4-5 метров. У одного игрока два мяча. Передача выполняется одновременно двумя мячами.

Упражнения №№35-37 можно усложнить, давая задание после ловли мяча выполнить либо ведение на месте либо различные вращения вокруг туловища или ног.

Упр.№40. Пара - три мяча. Игроки расположены на расстоянии 4-5 метров. Передачи выполняются одной или двумя руками. У одного игрока два мяча, а у другого - один. Первый игрок, у которого два мяча, выполняет передачу одним мячом. Во время полета мяча второй игрок подбрасывает свой мяч двумя руками немного выше головы, ловит передачу, быстро возвращает ее и ловит свой мяч. Первый игрок выполняет те же действия, что и второй. Некоторые тренеры считают, что элементы "циркачества", то есть усложнение упражнений, за счет введения в них различных вращений, жонглирований, ведения, большого количества мячей, является излишеством, и от них нет практической пользы.

Не согласен с этим. Выполнение технических заданий, в которых сложность превосходит игровую, способствует тому, что у игрока нарабатываются и закрепляются навыки владения мячом, которые легко находят применение. Попадая в сложную игровую ситуацию, он готов с честью выйти из нее - у него есть запас прочности.

Если обратить внимание на то, как говорит человек, то можно заметить, что мы общаемся "блоками". Блок - это набор слов, который выражает определенную мысль. Человек выхватывает из своего ДЗУ нужный, по его мнению, блок и практически не подбирая слов, проговаривает блок. Чем больше набор блоков у человека, тем легче ему общаться. Причем, один и тот же смысл он может передать длиннее или короче, тоньше или грубее, просто или изысканно. Все зависит от ситуации, настроения и от наличия усвоенных блоков.

У игрока навыки также закрепляются блоками. Это как сольфеджио у музыкантов. Все музыканты от начинающих до виртуозов каждый день повторяют свои музыкальные блоки: сочетания различных нот, которые либо часто встречаются в музыкальных произведениях, либо способствуют технике и скорости работы пальцев, либо осваиваются впервые. Причем, сложность и чистота исполнения с ростом мастерства музыканта постоянно повышаются. Не имеет права уважающий себя музыкант фальшивить. А баскетболист? Часто можно наблюдать игроков не только в детских спортивных школах, но и в командах более высокого уровня, которые выполняют ведение с опущенными глазами, передачи "в ту сторону", остановки с пробежкой, броски без выпрямления руки в локте, без кисти, играют в защите на прямых ногах и так далее. Это наша общая беда. Наблюдая за работой на тренировках югославских тренеров (Ивкович, Еремич) обращаешь внимание на постоянный, жесткий контроль с их стороны за школой баскетбола. Как не может позволить уважающий себя дирежор фальши в игре музыканта его оркестра, так уважающий себя тренер не должен позволять фальшивить игроку своей команды. Если это происходит, то тренер - либо лентяй, либо - не знает материала. И то и другое ставит под сомнение необходимость его присутствия на тренировке.

Отношение к технике игры в баскетбол должно быть подобным отношению к технике игры музыкантов и их педагогов. Тогда и будут вырастать Моцарты, Вивальди, Шопены баскетбола.

Идея работы по системе блоков, предложенная ранее, появилась, в том числе, и после анализа технической подготовки музыкантов. Все методы подготовки и способы проведения занятий музыкантов после творческой обработки подходят для баскетболистов: система, чистота, жесткий контроль, большое количество часов, постоянное повышение сложности, сознательная и фанатичная работа самого баскетболиста будут способствовать постоянному росту игрока и дадут ему возможность играть в баскетбол на самом высоком уровне.

6.Пара - мяч в движении

По мере освоения передач на месте переходим к изучению технике передач в движении. Основные принципы работы те же: от простого - к сложному, постоянный контроль за техникой.

Учим передавать мяч дальней и ближней рукой. Скорость движения и дальность увеличиваем постепенно. Следим за техникой приема передачи: игрок обязан дать "мишень", обозначая ее вытянутой вперед дальней рукой.

В журнале "Планета баскетбол" ЗТ России Соколовский предложил ввести градацию времени нахождения мяча у двигающегося игрока от момента, когда мяч пойман, до момента, когда мяч уходит с пальцев во время передачи. С благодарностью применим это понятие и назовем его ритмом передачи.

Нулевой ритм - "горячий мяч". Передача после приема выполняется очень быстро. Между обработкой мяча во время приема и обратной передачей нет паузы.

Первый ритм. После приема передачи игрок выполняет обратную передачу после первого шага.

Второй ритм. После приема передачи игрок выполняет обратную передачу после второго шага.

Порядок применения различного ритма при изучении передач: второй, первый, нулевой.

Упр.№41. Передачи в движении от груди. Игроки расположены за лицевой линией на расстоянии, соответствующем их подготовке (от 2-х до 10-ти метров). Движение осуществляется параллельно боковым линиям лицом вперед. Упражнение заканчивается атакой кольца после двойного шага. Передачи выполняются дальней рукой. По мере освоения передач дальней рукой переходим к освоению передач ближней рукой. На начальном этапе игроки выполняют передачи после второго шага, затем после первого и наконец - сразу после получения. Ритм передач можно задавать объяснением или количеством передач, которое зависит от подготовки игроков.

При данной организации упражнения можно применять различные передачи: с ударом о пол, из-за спины, в прыжке, длинные и так далее.

Упр.№42. Передачи в движении "Посмотри" (рис.6). Для того, чтобы игроки не привыкали все свое внимание концентрировать только на мяче, предлагается это упражнение. Организация упражнения аналогична предыдущему, но в районе фолов на дальней стороне становится тренер. Игроки выполняют передачи в движении. Они обязаны по первому требованию тренера - поднятая рука выполнить ему передачу. "Посмотри!" - основной акцент упражнения. При такой постановке задачи игрок вынужден после приема передачи быстро посмотреть вперед и принять правильное решение: отдавать мяч партнеру или тренеру. После этого игроки продолжают движение в своих коридорах и один из них получает обратную передачу от тренера. Если тренер не поднимает руку, то игроки продолжают выполнение упражнения до конца.

Усложнение упражнения может идти несколькими путями: увеличение ритма передач, выполнение еще одной передачи (определенной тренером) партнеру после передачи от тренера, движение игроков после передачи тренером "крестом" или "ложным крестом", постановка заслона после передачи тренеру, перемещение тренера по площадке, введением в упражнение одного или двух защитников, прессингующих по всей площадке.

Упр.№43. Длинная передача после подбора (рис.7). Игрок 1 выполняет удар в щит, подбирает мяч, поворачивает голову в сторону ближайшей боковой линии и выполняет бейсбольную передачу или передачу "крюком" игроку 2, который стартовал в своем коридоре сразу после того, как первый коснулся мяча руками. Принимающий обязан дать мишень для передачи. Передачу можно выполнять без ведения или после одного удара. Обратить внимание на работу ног пасующего. В первом случае опорной будет нога, расположенная после приземления ближе к центру поля. Во втором случае шаг к ближайшей боковой линии делается этой ногой - удар - два быстрых шага - передача.

Упр.№44. Два против одного без ведения, непрерывка (рис.8). Очень полезное упражнение. Основные акценты: ширина атаки, скорость перемещений максимальная: пас - рывок, ритм передач - нулевой (в этом случае у пасующего больше шансов не ошибиться в случае попытки защитника перехватить передачу), правильное расположение игрока без мяча (на линии передачи не должно быть защитника). Игроки 1 и 2 начинают упражнение и играют против защитника 3 без ведения. После забитого мяча или перехвата игрок 6 по диагонали открывается на противоположный фланг, получает пас от 3, который образует с ним пару нападающих против игрока 4, вышедшего в позицию защитника из-за боковой линии. Далее упражнение продолжается как ранее.

Упр.№45. Два против одного без ведения. Три защитника - в кругах (рис. 9). Три защитника не имеют права выходить из круга. Задача пары - пройти всю площадку и атаковать корзину без ведения.

Упр.№46. Пара - два мяча, в движении. Передачи в движении от лицевой. Один игрок выполняет передачи с ударом о пол, а второй - на грудь.

Упр.№47. Модификация упражнения "Посмотри" для квалифицированных игроков. Организация упражнения аналогична предыдущему. Но на дальней стороне, в правом и левом коридоре находятся два тренера (игрока). Они могут:

- не попросить мяч - игроки выполняют упражнение до конца и выполняют атаку кольца каждый одним мячом

- поднять руки одновременно - игроки выполняют передачи "своим" принимающим, ускоряются, получают обратные передачи и атакуют корзины указанным способом. Можно несколько усложнить задание, предложив игрокам после передач тренерам двигаться на получение мяча по диагонали крестом.

- один просит мяч, а второй не поднимает руки до конца выполнения упражнения этой пары. Игрок, в чьем коридоре попросили мяч, выполняет передачу и продолжает выполнение упражнения с партнером одним мячом.

- просит мяч сначала один тренер, а через паузу - второй. В этом случае после передачи первому тренеру игроки продолжают движение, выполняя передачи одним мячом. После того, как поднял руку второй тренер, любой игрок, у которого мяч, выполняет ему передачу и оба игрока продолжают двигаться к кольцу, следует передача от тренера, атака.

7.Передачи в тройках на месте

Упр.№48. Тройка - один мяч (рис.10).

- передачи выполняются по кругу (в любую сторону) дальней или ближней рукой.

- передачи выполняются одному игроку. Он возвращает мяч кроссом или прямой передачей.

- передачи выполняются любому партнеру после обманного движения.

Вид передачи определяет тренер.

Упр.№49. Тройка - два мяча (рис.11). Указанные тренером передачи выполняются одному игроку. Ритм передач - максимальный. Смена по кругу.

Упр.№50. Тройка - три мяча. Передачи выполняются по кругу в одну или другую сторону. Смена направления передач - по команде.

Упр.№51. Один мяч. "Бык" или "Собачки" (рис.12). Два игрока расположены на расстоянии четырех метров. Третий, активно атакуя игрока с мячом, пытается перехватить мяч или коснуться его. Смена - после удачных действий защитника. Передачи выполняются "сквозь" защитника (выше головы передачи запрещены) после применения финтов.

8.Передачи в тройках в движении

Упр.№52.Передачи через центр (рис.13). Три игрока находятся за лицевой линией: в центральном, правом и левом коридорах. Мяч у среднего игрока. Мяч передается с фланга на фланг через игрока в центральном коридоре. Игроки в правом и левом коридорах двигаются по прямым. Игрок в центре после передачи на фланг смещается в сторону мяча для получения обратной передачи.

Упр.№53. "Восьмерка" (рис.14). Исходное положение игроков как в предыдущем упражнении. После передачи на фланг, игрок двигается к боковой линии, забегая за спину принявшему мяч. Таким же образом перемещаются остальные игроки.

Упр.№54. "Узкая восьмерка". Игроки расположены за лицевой линией на расстоянии вытянутой руки. Принцип перемещения тройки такой же, как в предыдущем упражнении, но вплотную друг к другу. Передача выполняется из рук в руки.

Упр.№55. Тройка - два мяча (рис.15). Три игрока находятся за лицевой линией: в центральном, правом и левом коридорах. Один мяч у среднего игрока, а второй - у игрока на любом фланге. Принцип задания как в упражнении №52. Игрок 1 выполняет передачи, используя нулевой ритм, а игроки 2 и 3 - второй.

Упр.№56. "Трое в кругах" (рис.16). Принцип выполнения задания как в упражнении №52, но в кругах на фолах и в центре расположены защитники, которые стараются перехватить мяч, не выходя из круга. Игрок в центре после передачи на фланг смещается в сторону мяча для получения обратной передачи.

Упр.№57. Восьмерка от центра. Два защитника - на линии фолов (рис.17). Тройка игроков от центра выполняет упражнение "восьмерка". Два защитника, двигаясь вдоль линии фолов, стараются перехватить мяч. Задача нападающих после трех-четырех передач атаковать корзину.

Упр.№58. Трое против двух без ведения. Непрерывка (рис.18). Команда разбита на тройки, которые равномерно распределены за двумя лицевыми линиями. Тройка нападающих 1, 2 и 3 развивает атаку в трех коридорах за счет передач. Два игрока на противоположной стороне 4 и 5 формируют пару защитников. Третий игрок из второй тройки 6 находится за лицевой линией. Как только мяч будет забит или перехвачен, к двойке защитников подключается партнер 6, который находился за лицевой линией, и они организуют атаку в трех коридорах на противоположное кольцо. На противоположной стороне формируется пара защитников 7 и 8 из следующей тройки.

Если третьего защитника расположить за боковой линией 6 "штрих" в центре поля и разрешить ему после прохождения мяча через центр поля подключаться в защиту, коснувшись ногой центрального круга, то упражнение усложняется и время взаимодействий у нападающих три против двух сокращается.

Упр.№59. Быстрый прорыв в тройках (рис.19). Игрок 1 с мячом расположен под щитом. Два игрока 2 и 3 находятся на усах справа и слева. После удара в щит и подбора игрок в центре 1 отдает пас партнеру 3 к ближайшей боковой линии и двигается в коридор дальний от мяча. Атака развивается в трех коридорах. Игрок с мячом 3 либо отдает пас партнеру, который двигается по диагонали с противоположного фланга в центральный коридор, а сам продолжает движение в своем коридоре, либо начинает ведение в центр, а игрок с противоположного фланга продолжает двигаться по диагонали и занимает его коридор.

Упр.№60. Быстрый прорыв в тройках (рис.20). Три игрока двигаются в районе фолов по кругу в любую сторону. Тренер с мячом стоит по центру под корзиной. Он бросает мяч в щит с таким расчетом, чтобы мяч отскочил справа или слева от кольца. Мяч подбирает ближайший к нему игрок. Далее игроки должны быстро определить свою роль в создавшейся ситуации и правильно организовать атаку быстрым прорывом указанным тренером способом.

Упр.№61. Три подряд. Кондиционное (рис.21). На каждой линии фолов устанавливается стойка. Игрок 1 после удара в щит подбирает мяч и отдает его игроку 2. Сразу после подбора игроки 2 и 3 стартуют в правом коридоре. После передачи игрок 1 стартует в центральном коридоре и бежит за стойку, занимает правый коридор и оказывается в роли игрока 3 в начале упражнения. Игрок 2 передает мяч игроку 3 и устремляется под кольцо для подбора после броска игрока 3. Игрок 3 сходу атакует корзину и бежит к боковой линии для получения первой передачи от игрока 2 и тут же отдает пас игроку 1. Далее упражнение развивается аналогично. Задача тройки - забить три мяча подряд. Построение упражнения при движении по левому коридору такое же.

В данном подразделе даны десять упражнений, которые обозначают различные идеи построения упражнений в тройках. Очевидно, что есть и другие упражнения. Задача тренера: выбрать нужные ему упражнения для достижения поставленных целей.

9.Четверо и больше. Передачи на месте

Упр№62. Нагрузить одного (рис.22). Три игрока, имеющие два мяча, выполняют все передачи одному таким образом, чтобы он принимал мяч и отдавал передачи в максимальном темпе. Игрок 1 отдает пас тому игроку, у которого нет мяча, но не тому от кого он получил последний пас. Виды передач устанавливает тренер. Смена производится по кругу после выполнения установленного количества передач или по времени.

Упр.№63.(рис. 23). Игроки 2, 3 и 4 по очереди передают мяч игроку 1, который отдает его назад партнеру 5. Игрок 5 возвращает мяч тому, кто сделал передачу игроку 1. Виды передач устанавливает тренер.

Упр.№64. Два - один - два (рис. 24). Мячи движутся следующим образом: 2-1-5-3-1-4-2-1 и так далее. Виды передач устанавливает тренер.

Упр.№65. "Звезда" (рис. 25). Передачи выполняются через одного партнера. Начинать упражнение с одного мяча. Довести количество мячей до пяти. Начиная с четырех мячей определить двум игрокам передачу с ударом о пол. Вид передачи определяет тренер.

Упр.№66. Пятерка плюс два защитника (рис. 26). Передачи ближним игрокам и выше головы запрещены. Упражнение способствует закреплению навыков различных видов передач и применению обманных движений. Смена производится после перехвата или касания мяча.

10.Передачи в движении

Упр.№67. Передача мяча из рук в руки (рис. 27). Передачи выполняются из рук в руки или подбрасыванием двумя руками после остановки прыжком на две ноги или двухшажной остановки. Скорость выполнения упражнения постепенно увеличиваем.

Упр.№68. Четыре в круге, два мяча (рис. 28). Игроки 5, 6, 7, 8, 9,10 двигаются по часовой стрелке, а игроки 1, 2, 3 и 4 - против часовой. Два мяча передаются из внутреннего круга во внешний и обратно.

Упр.№69. "Карвелана" (рис.29). После подбора игрок проходит трех партнеров, выполняя передачи, указанные тренером. Завершает упражнение броском после двойного шага или в прыжке. Упражнение выполняется справа и слева. Если ввести в упражнение защитника, то упражнение приобретет другую направленность.

Упр.№70. "Квадрат" (рис. 30). Изученное однажды, это упражнение дает возможность всей команде совершенствовать разные виды передач.

Выполнение: а) игроки делятся на четыре группы и располагаются в каждом из углов на половине площадки;

Б) направляющий первой колонны 1 начинает упражнение,
выполняя длинную передачу первому игроку 4 второй колонны;

В) игрок, получив мяч, немедленно возвращает его первому
игроку, который быстро выходит к мячу;

Г) как только первый игрок получит мяч обратно, он делает
короткую остановку и быстро передает мяч направляющему второй
колонны, выполняющему прорыв в направлении третьей колонны;

Д) направляющий второй и первый игрок третьей колонны
выполняют ту же процедуру. Затем взаимодействие повторяют
игроки третьей и четвертой колонн.

После того как игроки освоят упражнение, можно ввести второй мяч.

Упр.№71. "Восьмерка", пять игроков (рис. 31). Передача выполняется ближайшему игроку, а движение после передачи - по диагонали за спину крайнему на фланге.

Упр.№72. "Отдай свободному" (рис.32). Это упражнение приучает игрока с мячом видеть поле и своевременно отдавать пас свободному партнеру. Два игрока становятся справа и слева от корзины, а перед каждым из них в защитной позиции располагается помощник тренера. По сигналу тренера один из помощников занимает плохую позицию, позволяющую отдать пас его опекуну. Это может произойти в начале ведения, в средине или на двойном шаге. Игрок с мячом обязан отдать пас, как только откроется партнер. Количество партнеров и угол атаки можно изменять. Партнер может освобождаться как в непосредственной близости от кольца, так и на периметре.

Упр.№73. "Сделай шаг, получи мяч" (рис.33). Это упражнение вырабатывает навык у игрока без мяча предлагаться для получения мяча при проходе партнера под корзину. Перед каждым игроком без мяча стоит стул на линии передачи. При выполнении двойного шага партнером игрок должен своевременно сделать шаг в сторону, чтобы оставить стул - "защитника" вне линии передачи и предложиться для получения мяча. Сброс выполняется одному из освободившихся партнеров, который завершает упражнение атакой кольца.

Упр.№74. Атака вторым темпом (рис. 34). При организации быстрого прорыва не всегда есть возможность атаковать первым темпом. В этом упражнении отрабатывается принцип взаимодействия первого эшелона с сопровождающим и его навык завершать атаку вторым темпом. На дальней стороне площадки по краям линии фолов ставятся стойки. Защитники становятся на линии фолов напротив своих нападающих. Тренер отдает пас любому нападающему. Защитник, который держит этого игрока, обязан сделать рывок до лицевой линии и после этого вернуться в защиту. Этим создается ситуация четверо против троих. Остальные защитники разбирают игроков первого эшелона.

Игроки периметра формируют первый эшелон. Четвертому номеру, который определяется тренером, ставится задача двигаться в центральном коридоре в двух-трех метрах позади игрока первого эшелона. Первоочередная задача защитников - не дать атаковать первым темпом. Атака может развиваться двумя путями:

1. Игрок в центральном коридоре не отдает пас на фланг, а
отдает передачу прорывающемуся мимо него четвертому номеру.

2. Игрок в центральном коридоре отдает пас на фланг.
Четвертый номер после финта в противоположную сторону от мяча
смещается к мячу и мимо стойки открывается в трехсекундной зоне.
Если он открыт, то получает мяч и завершает атаку после двойного
шага или с двух ног. Если на него переключается защитник
центрального коридора, то передача следует нападающему
центрального коридора.

В игре часто четвертого номера при входе в трехсекундную зону встречает защитник, вышедший с дальней стороны на подстраховку. Создаем подобную ситуацию, поставив на пути возможного движения сопровождающего стулья в упражнении Карвелана (рис.30). Четвертый номер получает мяч перед стулом, выполняет остановку и после финта обыгрывает "защитника" с одним ударом вправо или влево.

Далее предлагаются два очень простых упражнения на взаимопонимание двух игроков. Игрок без мяча может и должен максимально затруднить действия защитника, но в то же время облегчить задачу пасующему. Также он должен выйти на получение мяча тогда, когда игрок с мячом может отдать пас. Опытные игроки сами договариваются между собой о способах взаимодействия, но почему не научить этому игроков, которые освоили технику передач и научились открываться!

Упр.№75 (рис. 35). В упражнении участвуют: пасующий, нападающий и защитник. Защитник играет за получение мяча. Нападающий, перед тем, как применить серию обманных движений, пальцами дальней руки, которую не может видеть защитник, показывает в какую сторону (к кольцу или к боковой линии) он сделает последний рывок. В данном случае роль "ведущего" во взаимодействии выполняет игрок без мяча.

Это же упражнение выполняем, предоставляя роль "ведущего" игроку с мячом, который глазами или головой предлагает партнеру направление получения мяча.

Все очень просто и эффективно. Прежде всего, игроки сами убеждаются в необходимости данных взаимодействий. Остается только закрепить этот навык.

Упр.№76 (рис.36). В данном упражнении необходимо добиваться согласованности действий игрока с мячом и нападающего без мяча. Игрок с мячом ведет его в направлении центра площадки. Выполняет один или несколько переводов и начинает двигаться в направлении боковой линии. Игрок без мяча во время движения партнера к центру поля выполняет рывок в район кольца и рассчитывает свой выход к боковой линии таким образом, чтобы игрок с мячом мог выполнить передачу. Пасующий следит за тем, чтобы партнер получил мяч в движении, а не стоя на месте.

Это же упражнение можно выполнять, поставив задачу игроку без мяча после рывка к боковой линии сделать финт и получить мяч, двигаясь к корзине.

Очень полезны упражнения, в которых запрещено ведение. Они развивают и закрепляют навык открываться на получение мяча и пасовать в ситуации, когда тебя активно атакует защитник.

Упр.№77. Игра два на два, три на три в трехсекундной зоне. После установленного количества передач разрешена атака с применением ведения или без него.

Упр.№78. Игра пять на пять в двух очковой зоне или на половине площадки. После установленного количества передач разрешена атака с применением ведения или без него.

Упр.№79. Игра пять на пять на всю площадку. Возможны разные задания. Игра без ведения на всей площадке, игра без ведения только на своей половине, разрешен один удар перед атакой и тому подобное.

Упр.№80. Игра пять на семь, пять на девять на всю площадку без ведения. Очень полезное упражнение при обучении команды игре против зонного прессинга.

Нападающие выносят мяч из-за лицевой линии. Пять защитников разбирают нападающих персонально и играют против них по всей площадке (прессинг). На каждой половине площадки добавляется по одному (по два) защитнику, которым ставится задача атаковать игрока с мячом на своей половине. Создается ситуация группового отбора. Основной принцип перемещения игроков без мяча - диагональ перед игроком с мячом.

Список литература.

1. Д. Вуден. "Современный баскетбол" Москва, "Физкультура и спорт", 1987.

2. К. Би, К. Нортон. "Упражнения в баскетболе", "Физкультура и спорт", М. , 1972.

3. Ю. Портнов, Л. Костикова, А. Родионов, В. Луничкин. "Основы подготовки квалифицированных баскетболистов", Москва,1988.

4. Н. Озолин. "Современная система спортивной тренировки", Москва, 1972.

5. И. Завьялов. "Механизм распределения энергии на мускольном уровне".

6. Г. Васильев, Г. Савин. "Системная функциональная подготовка -путь к личному рекорду спортсмена".

7. Г. Пинхолстен, "Энциклопедия баскетбольных упражнений", Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

8. Б. Коузи, Ф. Пауэр, "Баскетбол. Концепции и анализ", Москва, "Физкультура и спорт", 1970.

9. Ф. Линдеберг, "Баскетбол: игра и обучение", Москва,
"Физкультура и спорт", 1971.

10. А. Вальтин, "Проблемы современного баскетбола", Киев,
"Ін Юре", 2003.