11 | 12 | 2017

КУРСОВАЯ РАБОТА По организации лесного хозяйства ( на примере Севастопольского государственного лесохозяйственного хозяйства) 2006

 

КУРСОВАЯ РАБОТА По организации лесного хозяйства ( на примере Севастопольского государственного лесохозяйственного хозяйства) 2006

 

1  Краткая характеристика территории и лесорастущих условий Севастопольского гослесоохотхозяйства.

1.1  Местонахождение и площадь

Севастопольское государственное лесоохотничье хозяйство расположено в южно-западной части АР Крым на территории города Севастополя. Административные районы : Гагаринский, Нахимовский, Балаклавский.

Почтовый адрес :

АР Крым

М. Севастополь

Балаклава

Ул. Новикова, 60-А

Таблица 1.1 Административно-организационная структура и общая площадь

П/п

Наименование лесничеств

Административные районы

Площадь, га

1

2

3

4

1

Мекензиевское

Нахимовский,

Балаклавский

8356.0

2

Севастопольское

Нахимовский,

Балаклавский,

Гагаринский

Всего по лесничеству

1410.0

3

Терновское

Балаклавский

7893.0

4

Орлиновское

Балаклавский

7553.0

5

Чернореченское

9156.0

Всего по СГЛОХ

34368.0

Мекензиевское лесничество, общей площадью 8356 га, входит в состав Севастопольского государственного лесохозяйственного хозяйства и расположено в северной его части на территории Севастопольского городского совета ( Балаклавский и Нахимовский районы ).

Контора лесничества находится в пгт. Мекензиевые горы, Нахимовского района Севастопольского городского совета АР Крым, на расстоянии 22 км от конторы лесхоза.

Территория лесничества разделена на 1 мастерский участок и 12 обходов.

1.2 Организация территории.

Балаклавский леспромхоз был организован в 1929 году на базе лесов Наркомзема СССР. В 1939 году он реорганизован в Балаклавский лесхоз. В 1944 году, распоряжением СМ СССР Балаклавский лесхоз был передан в систему Главлесоохрану при СМ СССР. С 01.01.1958 года в связи с приказом по Министерству сельского хозяйства УССР №758 от 09.10.1957 года Балаклавский лесхоз переименован в Севастопольский горный механизированный лесхоз. По распоряжению Севастопольской государственной администрации № 252-р от 12.02.1996 года все охотничьи угодья, размещённые на территории севастопольского городского Совета, переданы Государственному Комитету лесного хозяйства Украины, лесхоз был переименован в государственное лесоохотничье хозяйство.

Первое лесоустройство лесов, которые входят в состав СГЛОХ, было проведено в 1934 году. Последующие лесоустроительные работы проводились в 1947, 1957,1966,1979 годах. В архивах сохранились такие материалы этих работ : таксационные описания, планшеты, схемы, планы лесонасаждений.

Лесоустройство проведено Львовской экспедицией Украинского государственного лесоустроительного предприятием. Работы проводились соответственно с условиями « Лесного кодекса Украины», действующей «Лесоустроительной инструкцией» 1986 года.

Площадь лесничества разделена на 8 планшетов. При составлении лесоустроительных планшетов за картографическую основу использовались следующие материалы: планшеты и геодезичные журналы предыдущего лесоустройства, материалы органов землеустройства, госакты на право постоянного использования соседних землеиспользователей.

Квартальная сетка и нумерация кварталов осталась без измен.

Инвентаризация лесного фонда производилась методом зрительно-измерительной таксацией, с использованием аэрофотоснимков масштаба 1:20000 снятых в 1987 году, которые использовались для ориентации и как дополнительный материал нанесения внутренней ситуации.

Для определения типов леса лесоустройством использовалась лесотипологическая классификация для горных лесов Крыма, которая разработана УкрНДИЛГа /доктором сельскохозяйственных наук П. П.Посоховым/.

1.3  Основные положения организации лесного хозяйства.

При сотворении хозяйственных секций лесоустройства смотрели на природный состав насаждений, их продуктивность, которые обусловливают необходимость применения разных нормативов, а также целей ведения лесного хозяйства, обозначенных основными положениями и развитием лесного хозяйства региона.

Каждая госсекция ориентируется на выращивание насаждений главных древесных пород в соответствующих для них условиях местопроизрастания и получения максимального запаса древесины, нужной товарной структуры.

Внесение не покрытых лесом земель к той или иной хозяйственной секции сделано по породам, которые проектируются по лесовостановлению.

2  Экономические условия

2.1 Направления народного хозяйства в районе расположения Севастопольского гослесоохотхозяйства

Район расположения СГЛОХ относится к числу промышленных районов области с хорошо развитым сельским хозяйством. Главным направлением в сельском хозяйстве есть виноградарство, садоводство, выращивание овощей.

Переработкой древесины Севастопольский ГЛОХ занимается в небольших объёмах.

Лесистость зоны деятельности Севастопольского ГЛОХ 38.5%. Леса по территории расположены неравномерно.

2.2 Потребность в древесине

Севастопольское гослесоохотхозяйство не обеспечивает потребность в древесине г. Севастополь и его районы. Наибольшими покупателями продукции производства Севастопольского ГЛОХ есть заводы и строительные предприятия г. Севастополя. Годовая потребность в древесине в зоне деятельности СГЛОХ составляет 30 тыс. м3. Последние годы выпуск продукции составляет 3.0 тыс. м3 в год.

Основные сортименты выпускаемые в СГЛОХ : дрова - 85% ; мелкий строительный лес – 15%.

Потребность в древесине для нужд г. Севастополя обеспечивается на 10%, в том числе на собственные нужды – 100%. Покрытие дефицита древесины производится за счёт её завоза с других областей Украины.

2.3 Характеристика путей транспорта

Район расположения СГЛОХ характеризуется хорошо развитой сетью путей транспорта общего пользования. Основными транспортными магистралями в зоне деятельности Севастопольского ГЛОХ есть железная дорога Севастополь – Симферополь, автомобильные дороги Севастополь – Симферополь; Севастополь – Феодосия через Ялту, Ялта – Гончарное через Алупку, Севастополь – Балаклава.

Протяжённость лесохозяйственных дорог по территории Севастопольского ГЛОХ составляет 390 км, из них с твердым покрытием – 15 км.

Общая протяжённость путей транспорта на 1000 га площади составляет 12,3 км, а степень обеспечённости – 30 %.

2.4 Техническое и транспортное обеспечение лесничества

№ п\п

Наименование техники и

Механизмов

Количество, шт

Количество исправленных

Трактора

1

МТЗ – 82

1

1

2

Т – 16

1

1

3

Т – 25

1

1

4

ЮМЗ – 6

2

1

5

ДТ – 75

2

2

6

Т – 150 К

1

1

7

Т – 170

1

1

8

Экскаватор ЭО 2621

1

1

9

Экскаватор Борекс 2101

1

1

Автомашины

10

ГАЗ - 2410

1

1

11

УАЗ 31512

1

1

12

УАЗ 452

1

1

13

ЛуАЗ

1

1

14

ГАЗ 66

1

1

15

ИЖ 2715

1

1

16

АЦ ГАЗ 66

1

1

17

АЦЛ ГАЗ 66

1

1

Прицепные орудия

18

ПЛН 3 – 35

1

1

19

ПЛН 5 – 35

1

1

20

КПЭ - 3.8

1

1

21

ПРВН – 2.5

1

1

22

КЛД – 2.5

1

1

23

КЛД – 1.3

1

1

24

СЗ – 3.6

1

1

25

2 ПТС 4

1

1

2.5 Значение лесного и охотничьего хозяйства в экономике района и охране окружающей среды

Лесное хозяйство в экономике г. Севастополя занимает значительное место.

Основные направления его развития в основном связаны с улучшением природоохранных и рекреационных функций лесов, в сохранении и сбережении охотничьей фауны, а с экономической точки зрения – в заготовке древесины от всех видов рубок и удовлетворения потребностей в древесине региона.

Существование в лесном фонде сельскохозяйственных угодий используется для потребностей подсобного хозяйства и наделов для наделов лесной охраны.

Выпас скота в лесном фонде запрещён и поэтому не производится.

Из побочных лесных использований имеет место посев зерновых и сенокошение.

Охотничья фауна в лесах Севастопольского ГЛОХ представлена такими видами : олень - 240, кабан - 124, косуля - 690, заяц -1050, лисица -40, фазан-570, куропатка - 1000.

Охота носит аматорский характер.

3. Основные задания и содержание организации лесного хозяйства.

3.1. Задание организации лесного хозяйства.

Организация лесного хозяйства имеет своим заданием обеспечивать правовую и техническую регламентацию ведения лесного хозяйства на принципах устойчивого развития с учетом естественных и экономических условий, целевого назначения, лесорастущих условий, породного состава лесов, а также функций, какие они выполняют.

3.2. Содержание организации лесного хозяйства

Организация лесного хозяйства предусматривает:

1) разработка и утверждение в установленном законом порядке нормативно-правовых актов и нормативной документации из ведения лесного хозяйства;

2) деление лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций, выделения особенно защитных лесных участков;

3) установка возраста спелости древостоев, норм использования лесных ресурсов;

4) проведение лесоустройства;

5) ведение государственного лесного кадастра, учета лесов;

6) ведение мониторинга лесов;

7) проведение лесной сертификации;

8) осуществление других организационно-технических мероприятий согласно с основными требованиями относительно ведения лесного хозяйства, определенных законодательством.

3.2.1 Содержание нормативно-правовых актов и нормативной документации из ведения лесного хозяйства.

Нормативно-правовые акты и нормативная Документация из ведения лесного хозяйства устанавливает порядок и требования к системе мероприятий по охране, защите, использованию и воссозданию лесов, комплекс качественных и количественных показателей, параметров, которые обеспечивают регламентацию деятельности в этой отрасли.

Вопросы, которые регулируются нормативно-правовыми актами и нормативной документацией из ведения лесного хозяйства

Нормативно-правовыми актами и нормативной документацией из ведения лесного хозяйства регулируются:

1) деление лесов в зависимости от основных выполняемых ими функций;

2) проведение рубок главного пользования;

3) организация лесоустройства;

4) ведение государственного лесного кадастра, учета и мониторинга лесов;

5) организация и проведение лесной сертификации;

6) заготовка второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований;

7) использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей, потребностей охотничьего хозяйства и проведения научно-исследовательских работ;

8) возобновление лесов и лесоразведения;

9) осуществление мероприятий по повышению производительности, улучшение качественного состава лесов и других мероприятий по ведению лесного хозяйства;

10) осуществление охраны лесов от пожаров;

11) осуществление защиты лесов от вредителей и болезней.

Законом и другим нормативно-правовым актом могут устанавливаться другие вопросы из ведения лесного хозяйства.

Разработка и утверждение нормативно-правовых актов и нормативной документации из ведения лесного хозяйства

Нормативно-правовые акты и нормативная документация из ведения лесного хозяйства разрабатывается в установленном порядке центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства.

3.2.2  Деление лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций, выделения особенно защитных лесных участков.

Разделение лесов за экологическими и социально-экономическими значениями:

Леса Украины за экологическим и социально-экономическим значением и в зависимости от основных выполняемых ими функций разделяются на такие категории:

1) защитные леса (выполняют преимущественно водоохранные почвозащитные и другие защитные функции);

2) рекреационно-оздоровительные леса (выполняют преимущественно рекреационные, санитарные, гигиенические и оздоровительные функции);

3) леса природоохранного, научного, историко-культурного назначения (выполняют особенные природоохранные, эстетичные, научные функции и тому подобное);

4) эксплуатационные леса.

Разделение лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций проводится в порядке, что устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Установление границ лесных участков, отнесенных к соответствующим категориям лесов

Во время деления лесов на соответствующие категории устанавливаются границы лесных участков каждой из них.

Границы лесных участков, определенных для отнесения к одной из категорий, должны отвечать естественным границам, квартальным просекам, линиям связи и электросетей и другим четко определенным на местности разграничительным линиям.

Выделение особенно защитных лесных участков

В лесах могут быть выделенные особенно защитные лесные участки с режимом ограниченного лесопользования.

Особенно защитные лесные участки выделяются органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства по предоставлению лесоустроительных организаций и согласованием с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей естественной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей естественной среды.

3.2.3  Установка возраста спелости древостоев, норм использования лесных ресурсов.

Установление возраста спелости древостоев

Возраст спелости древостоев определяется, исходя из основного целевого назначения лесов, функций, какие они выполняют, производительности, биологических особенностей древесных пород, лесорастущих условий, естественных зон, а также способов возобновления леса.

Возраст спелости древостоев устанавливается во время проведения лесоустройства за результатами специальных научных исследований.

Возраст спелости древостоев утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей естественной среды.

Расчетная лесосека и порядок ее утверждения

Расчетная лесосека - ежегодная научно обоснованная норма заготовки древесины в порядке рубок главного пользования, которая утверждается для каждого владельца, постоянного пользователя лесов отдельно за группами пород, исходя из принципов непрерывности и не изнурительности использования лесных ресурсов.

Расчетная лесосека в целом для Украины, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, областей определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек, предусмотренных частью первой этой статьи.

Предложения и соответствующие обоснования относительно расчетной лесосеки готовятся лесоустроительными организациями.

Расчетная лесосека утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей естественной среды по предоставлению центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства в установленном порядке.

Внесение изменений к расчетной лесосеке.

В случае изменения границ лесных участков, возраста спелости древостоев, деления лесов в зависимости от основных выполняемых ими функций и других изменений, которые влияют на норму заготовки древесины от рубок главного пользования, к расчетной лесосеке вносятся изменения. Вычисление и утверждение новой расчетной лесосеки осуществляется в соответствии со статьей 43 Лесного Кодекса Украины.

3.2.4  Проведение лесоустройства.

Понятие лесоустройства

Лесоустройство включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной организации и научно обоснованного ведение лесного хозяйства, охраны, защиты, рационального использования, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, культуры ведения лесного хозяйства, получения достоверной и всесторонней информации о лесном фонде Украины.

Содержание Лесоустройства

Лесоустройство предусматривает:

1) возобновление в установленном порядке границ и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда Украины;

2) выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;

3) инвентаризацию лесного фонда Украины с определением породного и возрастного состава древостоев, их состояния, качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

4) выявления древостоев, которые нуждаются в рубках, С целью улучшения качественного состава лесов;

5) обоснования деления лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций;

6) вычисление расчетной лесосеки, объемов использования других видов лесных ресурсов;

7) определение объемов работ относительно возобновления лесов и лесоразведения, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, других лесохозяйственных мероприятий, а также порядка и способов их проведения;

8) ландшафтные ґрунтовые, Лесотипологические, лесобиологические и другие обследования и исследования лесных естественных комплексов;

9) выявление типичных и уникальных естественных комплексов, мест роста и поселяется редких и таких, которые находятся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира и подлежат завещанию, включению к экологической сети;

10) упорядочение охотничьих угодий;

11) ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;

12) проведение научно-исследовательских работ с целью обеспечения научно обоснованного использование лесных ресурсов, охраны, защиты и воссоздания лесов;

13) составление проектов организации и развития лесного хозяйства и осуществления авторского надзора за их выполнением;

14) участие в разработке программ охраны, защиты, использования и воссоздания лесов;

15) ведение мониторинга лесов;

16) другие лесоустроительные действия.

Ведение Лесоустройства

Лесоустройство является обязательным на всей территории Украины и ведется государственными лесоустроительными организациями за единственной системой в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства.

Материалы лесоустройства

В материалах лесоустройства дается качественная и количественная характеристика каждого лесного участка, комплексная оценка ведения лесного хозяйства, что является основой для разработки на принципах устойчивого развития Проекта организации и развития лесного хозяйства соответствующего объекта лесоустройства.

Проект организации и развития лесного хозяйства предусматривает экологически обоснованное ведение лесного хозяйства и разрабатывается в соответствии с нормативной документацией, что регламентирует организацию лесоустройства.

В Проекте организации и развития лесного хозяйства определяются и обосновываются основные направления организации и развития лесного хозяйства объекта лесоустройства с учетом состояния и перспектив экономического и социального развития региона.

3.2.5 Ведение лесного государственного кадастра, учета лесов;

Задание государственного лесного кадастра

Государственный лесной кадастр на территории Украины ведется с целью эффективной организации охраны и защиты лесов, рационального использования лесного фонда Украины, воссоздания лесов, осуществления систематического контроля за качественными и количественными изменениями в лесах.

Государственный лесной кадастр ведется на основе государственного земельного кадастра.

Назначение государственного лесного кадастра

Государственный лесной кадастр предназначен для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан достоверной и объективной информацией относительно естественного, хозяйственного состояния и правового режима использования лесного фонда Украины.

Составные части государственного лесного кадастра

Государственный лесной кадастр включает:

1) учет качественного и количественного состояния лесного фонда Украины;

2) деление лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций;

3) денежную оценку лесов (в необходимых случаях при наличии практической потребности);

4) другие показатели.

Документация государственного лесного кадастра

Документация государственного лесного кадастра ведется органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, Территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства на основе государственного земельного кадастра, материалов лесоустройства, инвентаризации, обследований и учета лесов отдельно по владельцам и постоянным пользователям лесами на основании:

1) Материалов лесоустройства;

2) 2) решений о передаче в собственность, предоставление в постоянное пользование земельных лесных участков, их исключение (выкуп), изменение деления лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций;

3) актов обзора мест заготовки древесины, других продуктов леса и использования полезных свойств лесов;

4) актов технического принятия лесных культур;

5) актов перевода не покрытых лесной растительностью земель в покрытые лесной растительностью земли;

6) актов обследования в случае изменения категорий земель в результате хозяйственной деятельности, стихийных явлений и других факторов.

Документация государственного лесного кадастра может уточняться во время проведения дежурного лесоустройства и государственного учета лесов Украины.

Порядок ведения государственного лесного кадастра

Государственный лесной кадастр ведется за единственной для Украины системой за счет средств государственного бюджета.

Порядок ведения государственного лесного кадастра устанавливается Кабинетом Министров Украины

Учет лесов

Учет лесов отображает сведения, которые характеризуют каждый их участок по площади, количественным и качественным показателям.

Основой ведения учета лесов являются материалы лесоустройства.

Ведение учета лесов обеспечивается постоянной поддержкой в актуализированном состоянии характеристик каждого лесного участка, их изменений, вызванных хозяйственной деятельностью, стихийным бедствием или другими причинами.

Граждане и юридические лица имеют право на получение информации об учете лесов в установленном законодательством порядке.

Порядок ведения учета лесов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3.2.6. Ведение мониторинга лесов;

Мониторинг лесов - система регулярного наблюдения, оценки и прогноза динамики количественного и качественного состояния лесов.

Мониторинг лесов проводится путем сбора, передачи, сохранения и анализа информации о состоянии лесов, прогнозирования изменений в лесах и разработки научно обоснованных рекомендаций для информационно-аналитического обеспечения управления лесами, принятие решений относительно предотвращения негативных изменений состояния лесов, соблюдение требований экологической безопасности и принципов ведения лесного хозяйства на принципах устойчивого развития.

Мониторинг лесов является составной частью государственной системы мониторинга окружающей естественной среды.

3.2.7 Проведение лесной сертификации.

Лесная сертификация - оценка соответствия системы ведения лесного хозяйства установленным международным требованиям относительно управления лесами и лесопользования на принципах устойчивого развития. Целью лесной сертификации является обеспечение экономически, экологически и социально сбалансированного ведения лесного хозяйства.

Организация и проведение лесной сертификации осуществляется в соответствии с порядком, что устанавливается центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства по согласованию с центральными органами исполнительной власти по вопросам экономики и по вопросам охраны окружающей естественной среды.

4.  Содержание плана предприятия.

Годовой план (техпромфинплан) предприятия представляет собой развернутую программу производственно-хозяйственной деятельности, на­правленную на безусловное выполнение установленных государственных за­даний при наиболее эффективном использовании производственных мощно­стей, основных фондов, лесных, материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов, получение максимальных результатов при оптимальных затратах, высоком качестве работ и эффективности производства. Основной задачей разработки техпромфинплана предприятия является обеспечение безусловного выполнения заданий плана и перевыполнение его по основным количественным и качественным показателям.

Техпромфинплан предприятий включает следующие разделы:

1ЛХ. План развития лесного хозяйства.

I. План производства и реализации промышленной продукции.

1СХ. План подсобного сельского хозяйства и побочного пользования в лесах.

II. План технико-организационного развития лесохозяйственного и про­мышленного производства.

III. Показатели повышения экономической эффективности производства.

IV. Нормы и нормативы.

V. План капитальных вложений.

VI. План материально-технического обеспечения.

VII. Труд и кадры.

VIII. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства.

IX. Фонды экономического стимулирования.

X. Финансовый план.

XI. План социального развития коллектива предприятия.

XII. План мероприятий по охране природы и рациональному использова­нию природных ресурсов.

Исходными данными для составления техпромфинплана служат задания на планируемый год с учетом фактического выполнения за истекшие годы, уточненные показатели по видам лесохозяйственных работ и номенклатуре промышленной продукции, утвержден­ные вышестоящей организацией, уточненные данные о возможности расши­рения лесохозяйственных работ с учетом происшедших изменений в лесном фонде, уточненный спрос на продукцию и возможный объем ее реализации, прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы по использованию орудий и предметов труда и затрат живого труда, рекомендации по исполь­зованию достижений науки и техники в производстве, рационализаторские предложения и передовой опыт лучших работников отрасли.

Предварительно па предприятии проводится тщательный анализ итогов производственно-финансовой деятельности хода выполнения заданий плана за базовый год; сопо­ставляется достигнутое на предприятии качество работ и продукции с тако­вым на передовых предприятиях отрасли; разрабатываются мероприятия по улучшению качества работ и продукции, повышению ее надежности и долго­вечности, а также по повышению эффективности производства, улучшению качества работы коллектива предприятия, внедрению прогрессивной техноло­гии, механизации, автоматизации, концентрации и специализации производ­ства, совершенствованию систем управления, планирования и организации производства и др.; уточняются действующие и разрабаты­ваются новые прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы ис­пользования машин, механизмов и оборудования, затрат рабочего времени и норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и других производствен­ных и финансовых ресурсов.

В целях обеспечения четкой и ритмичной работы предприятия, повыше­ния качества работ и продукции, а также эффективности лесохозяйственного и промышленного производства при разработке техпромфинплана необхо­димо добиваться правильного распределения объемов работ и продукции по кварталам года с учетом особенностей лесохозяйственного производства и достигнутого уровня за соответствующие отчетные периоды.

Ниже дана характеристика основных разделов техпромфинплана.

1ЛХ. План развития лесного хозяйства определяет задания по объему производства в натуральном и денежном выражении, затраты на их проведение, показатели труда и заработной платы, перевода лесных куль­тур в покрытую лесом площадь, объемы работ, выполняемых механизирован­ным способом, расчет потребности в посевном и посадочном материале, ввод в эксплуатацию законченных строительством лесоосушительных систем, рас­ходы на содержание лесохозяйственного аппарата, включая работников лес­ничеств и государственной лесной охраны, затраты на заготовку семян, по­ступление собственных операционных средств.

В годовых планах конкретизируются показатели в части установления объема работ по новому и повторному лесоустройству, распределению лесосечного фонда в государственных лесах по краям и областям, лесозаготовителям и группам лесов. Определяются потребности в тракторах, землеройной и дорожной технике, транспортных средствах, специальных машинах, химикатах, мине­ральных удобрениях, строительных и других материалах. При этом кроме основных видов и объемов работ, предусмотренных в плане, до­полнительно определяются так называемые расчетные показатели и уточ­няются затраты на их проведение.

В лесном хозяйстве объемы работ планируются отдельно по их видам, исходя из этого рассчитываются все другие показатели плана. Планирование

Объема лесохозяйственных работ в натуральном выражении базируется на единицах измерения, достаточно полно отражающих их качественную сто­рону и способствующих более эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Натуральные измерители объема работ приводятся в формах и показателях плана.

I. План производства и реализации промышленной продукции определяет задания по объему производства, ассортименту, качеству выпускаемой продукции и ее реализации, отражает степень удовле­творения общественной потребности. Этот раздел закладывает основы эф­фективности производства и предопределяет все другие разделы техпромфинплана.

План производства и реализации промышленной продукции обосновы­вается технико-экономическими расчетами на базе более эффективного ис­пользования производственных мощностей, основных фондов, прогрессивных нормативов и норм эксплуатации оборудования, режимом технологических процессов, рациональной организацией труда, производства и др. В этом раз­деле плана учитываются лесосечный фонд, отводимый в рубку, сортиментный план вывозки древесины на конечные пункты реализации, задания вышестоя­щей организации на производство важнейших видов продукции и объем ее реализации, а также на освоение новых видов продукции, договоры о дли­тельных хозяйственных связях. В плане закладываются более полное ис­пользование лесосечного фонда, включая древесину мягколиственных пород, значительное расширение переработки древесины и древесных отходов, уве­личение выпуска продукции за счет более полного и рационального исполь­зования древесины от рубок ухода за лесом и санитарных рубок.

Объем реализации продукции в денежном и натуральном выражении является основным показателем этого раздела, который рассчитывается по видам основных и вспомогательных производств, видам франко с распреде­лением заданий по кварталам.

1СХ. План подсобного сельского хозяйства и побоч­ного пользования в лесах предусматривает валовой сбор продук­ции растениеводства, заготовки дикорастущей продукции, переработки плодов и овощей, животноводства и пчеловодства, товарной и реализуемой про­дукции этих производств в натуральном и стоимостном выражении. Разви­тие подсобного сельского хозяйства и побочного пользования в лесах способствует более рациональному использованию земель гослесфонда и получению сельскохозяйственной продукции. При разработке этого раздела плана учи­тываются условия повышения урожайности и наиболее рациональное исполь­зование земель, обеспечение максимального получения продукции с единицы, площади при наименьших затратах труда и средств производства, создание необходимых семенных и фуражных фондов. Особое значение придается расширению использования различных полезностей леса: заготовке и перера­ботке лекарственного и технического сырья.

II. План технико - организационного развития лесохозяйственного и промышленного производства является важнейшей составной частью техпромфинплана. В этом разделе отра­жаются мероприятия по совершенствованию и улучшению качества работ и выпускаемой продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, совершенствованию системы управления, планирования и организации производства, НОТ, развитию вспомогательного производства, экономии материалов, топлива и электроэнергии, модерниза­ции оборудования, оснастки и инструмента, капитальному ремонту основ­ных фондов, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, использованию производственных мощностей и основных фондов, охране природы и рациональному использованию лесных ресурсов. Осуществление этих мероприятий призвано обеспечить ускорение внедрения достижений науки и техники в производство, коренное повышение качества лесохозяйственных ра­бот и выпускаемой продукции, рост производительности труда и эффектив­ности производства.

Технико – экономическая эффективность планируемых мероприятий с учетом сроков их осуществле­ния находит отражение в показателях роста объема работ и продукции, повышения производительности труда, экономии численности работников и фонда заработной платы, снижении себестоимости продукции, росте рента­бельности и прибыли, улучшении использования производственных мощно­стей и основных фондов.

III. П о к а з а т е л и повышения экономической эффек­тивности производства — этот раздел является ведущим в опреде­лении качественной стороны деятельности коллектива предприятия. В нем предусматриваются внедрение достижений науки и техники, повышение тех­нического уровня производства, качества работ и лесной продукции, рацио­нальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Показатели, характеризующие эффективность производства (производитель­ность труда, темпы роста производства, относительная экономия материаль­ных затрат, фондоотдача и др.) рассчитываются на основе общего объема работ в лесном хозяйстве, исчисленного в общесоюзных сопоставимых (ус­ловных) ценах. При их разработке учитываются темпы роста товарной про­дукции, относительная экономия производственных основных фондов, норми­руемых оборотных средств, материальных затрат и фонда заработной платы, общая рентабельность, затраты на 1 грн. товарной продукции, темпы роста производительности труда, доля продукции, полученной за счет роста произ­водительности труда, увеличение фондоотдачи и оборачиваемости оборотных средств.

Показатели повышения эффективности капитальных вложений опреде­ляются как отношение прироста объема продукции (прибыли) к капиталь­ным вложениям, вызвавшим этот прирост, как отношение капитальных вло­жений к сумме прироста прибыли, полученного за счет этих капитальных вложений, или капитальных вложений к единице введенной мощности и рублю прироста товарной продукции. Подробный расчет этих показателей приво­дится в действующих Методических указаниях по составлению пятилетнего плана предприятия (объединения) лесного хозяйства.

IV. Нормы и нормативы включают утвержденные в установлен­ном порядке нормы расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и энергетических ресурсов, нормы платы за производственные фонды и обо­ротные средства, нормативы качества работ и продукции, долговечности и надежности продукции, нормы выхода посадочного материала в питомниках, расхода лесных семян и пр. Основная задача раздела заключается в систе­матизации плановых технико-экономических норм и нормативов, требую­щихся для обеспечения разработки научно обоснованного плана и всемер­ного повышения экономической эффективности производства.

V. План капитальных вложений включает задания по нара­щиванию производственных мощностей и основных фондов, необходимых для обеспечения выполнения заданий плана по объемам работ и выпуску продукции, повышению ее качества, совершенствованию технологии и организации производства, обновлению и расширению основных фондов, совершенствованию их структуры. При разработке плана предусматриваются наиболее эффективное использование капитальных вложений, улучшение их структуры, первоочередное направление их на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, цехов и мастерских, сокращение объема незавершенного строительства. Капитальные вложения планируются по предприятию в целом, по объектам производственного и непроизводствен­ного назначения и по отраслям народного хозяйства (лесное хозяйство, сель­ское хозяйство, лесная, деревообрабатывающая промышленность, жилищное строительство, коммунальное строительство, просвещение и культура, здра­воохранение).

План капитальных вложений и капитального строительства разрабатыва­ется по основным показателям: приросту производственных мощностей за счет мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции и расши­рению действующих предприятий, вводу в действие новых производственных мощностей за счет строительства предприятий и объектов, вводу в действие основных фондов производственного и непроизводственного назначения, объ­ему незавершенного (переходящего) строительства.

VI. План материально-технического обеспечения обосновывает потребность предприятий в материально-технических ресурсах, определяет размер переходящих запасов товарно-материальных ценностей, предусматривает мобилизацию внутренних ресурсов за счет вовлечения в хо­зяйственный оборот сверхнормативных запасов, а также экономии сырья, материалов и топлива, чтобы сократить их ввод. Этот раздел разрабатыва­ется в соответствии с планом работ, мероприятиями по техническому разви­тию производства, повышению его эффективности. Основным его содержа­нием являются задания по экономии материальных ресурсов, потребность в сырье, основных и вспомогательных материалах, топливе, электроэнергии, инструментах и пр., изменение запасов товарно-материальных ценностей на складах.

VII. Труд и кадры —этот раздел включает задания по повышению производительности труда, снижению трудоемкости работ и выпускаемой продукции, мероприятия по подготовке кадров и повышению квалификации работников, фонд заработной платы и среднюю заработную плату работни­ков по категориям. Основными показателями этого раздела являются: про­изводительность труда — выработка на одного рабочего в суммовом или натуральном выражении в лесном хозяйстве и выработка промышленной продукции на одного работника промышленно-производственного персонала, фонд заработной платы, средняя заработная плата всего персонала и по ка­тегориям работников, а также по видам деятельности. Этот раздел призван обеспечить опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпом роста средней заработной платы, наиболее полное использование трудовых ресурсов.

VIII. План по себестоимости, прибыли и рентабель­ности производства предусматривает на основе расчетов размер за­трат на производство и реализацию продукции и услуг на сторону, себестои­мость важнейших видов продукции, исчисление прибыли от промышленной деятельности и прочей реализации и распределение ее по направлениям, опре­деление уровня общей и расчетной рентабельности, размера амортизационных отчислений, суммы, затрат на сплавные и лесоперевалочные работы. Этот раз­дел техпромфинплана включает следующие основные подразделы: снижение себестоимости продукции за счет изменения основных технико-экономических факторов, калькулирование себестоимости видов продукции, сметы затрат на производство, план прибыли и рентабельности производства. Показате­лями раздела служат общая сумма затрат па промышленное производство, объем затрат на 1 грн. товарной продукции, плановая себестоимость важней­ших видов продукции лесозаготовок, лесопиления, деревообработки, лесохи­мии, товаров народного потребления и производственного назначения, а также снижение себестоимости продукции на 1 грн. товарной продукции, размеры и нормативы прибыли, рентабельности, амортизационных отчислений и отчислений в фонды экономического стимулирования.

IX. Фонды экономического стимулирования — этот раз­дел содержит расчеты и обоснования по образованию фондов: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства (на предприятиях, промышленная деятельность кото­рых переведена на новую систему планирования и экономического стимули­рования), предприятия (для непереведенных), ширпотреба из отходов, под­собного побочного пользования в лесах, расширения и укрепления подсобных сельских и специализированных хозяйств. В этот же раздел включаются рас­четы нормативов отчислений в указанные фонды, сметы расходования средств по отдельным направлениям.

Основные задачи этого раздела техпромфинплана: обеспечение техниче­ского развития лесохозяйственного и промышленного производства, улучше­ние качества работ и продукции, повышение эффективности производства, усиление заинтересованности работников предприятия в эффективном исполь­зовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

X. Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия, расчеты нормативов собственных оборотных средств и источ­ников их покрытия, размер платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, сметы доходов и расходов, размеры кре­дита банка и суммы прибыли, направляемой на уплату процентов за кре­дит, финансирование лесного хозяйства и др. Этот раздел обобщает всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, определяет обес­печенность планируемых мероприятий финансовыми ресурсами.

XI. План социального развития коллектива пред­приятия содержит задания по повышению квалификации и общеобразо­вательного уровня работников, сокращению доли ручного труда, тяжелых и вредных работ, устранению причин, вызывающих производственный трав­матизм и профессиональные заболевания, улучшению жилищно-бытовых и санитарных условий работников, медицинского обслуживания.

Состав техпромфинплана позволяет на основе разных по своему харак­теру технико-экономических расчетов не только представить в полном объеме задания на лесохозяйственные работы и выпуск продукции, разви­тие техники и совершенствование технологии, рост производительности труда, экономное использование материальных ресурсов, рост накоплений и эффективности производства, но и одновременно определить необходимые ресурсы для реализации этих заданий, наметить проведение организацион­но-технических мероприятий на всех рабочих местах и фазах производства.

5.  Основные задачи планирования труда и заработной платы.

Планирование труда и заработной платы в современных условиях при­обретает особо важное значение. Дальнейшее экономическое и социальное развитие зависит от интенсивных факторов производства, темпов роста про­изводительности труда, более рационального использования трудовых ресур­сов и фонда заработной платы.

Развитие технического прогресса и рост квалификации работников ока­зывают большое влияние на увеличение темпа роста производительности труда и сокращение численности работников.

Качество разработки плана по труду и заработной плате во многом за­висит от степени прогрессивной обоснованности нормативов труда, эффектив­ности планируемых мероприятий по повышению производительности и форм оплаты труда.

Правильная разработка плана по труду и заработной плате способ­ствует обеспечению высоких темпов роста производительности труда, наи­более эффективному использованию трудовых ресурсов и фондов заработ­ной платы, повышению материальной заинтересованности работников, пра­вильному регулированию размеров средней заработной платы в зависимости от условий и качества труда, а также опережению роста производительно­сти труда по сравнению с ростом средней заработной платы.

В плане по труду и заработной плате, являющемся важным разделом техпромфинплана предприятия, определяются уровень производительности труда, потребная численность работников, фонд заработной платы, средняя заработная плата по каждой категории работников и предприятию в целом, а также мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров. Основные задачи плана следующие: неуклонное повышение производитель­ности труда и превышение темпов ее роста над темпами роста средней за­работной платы, соблюдение правильного соотношения заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда при установленном вышестоящей организацией размере фонда заработной платы, повышение материальной заинтересованности каждого ра-

Ботника и коллектива в целом в улучшении технико-экономических показа­телей деятельности предприятия, обеспечение потребности в кадрах необхо­димой квалификации, повышение квалификации работников предприятия, обеспечение оптимального соотношения (пропорций) численности персонала, занятого в производстве, обслуживании и управлении.

В настоящее время вышестоящая организация утверждает подведомст­венному предприятию годовой фонд заработной платы с разбивкой по квар­талам и рост производительности труда к базисному году. Исходя из этого предприятиями планируются по видам деятельности численность работников и средняя заработная плата рабочих и других категорий лесохозяйственного и промышленно-производствснного персонала, мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров. Показатели плана по труду рассчиты­ваются отдельно для действующих и вновь вводимых предприятий. Задача состоит в том, чтобы численность работников на действующих предприятиях по мере развития технического прогресса сокращалась, а прирост объемов работ и продукции обеспечивался за счет роста производительности труда.

План по труду и заработной плате неразрывно связан со всеми разде­лами техпромфинплана предприятия. Его показатели непосредственно влияют как на количественные показатели (объем работ в лесном хозяйстве, объем товарной и реализуемой продукции в промышлен­ном производстве), так и на качественные (качество лесохозяйственных ра­бот и лесной продукции, прибыль, себестоимость, рентабельность и др.). В связи с этим важное условие разработки плана по труду и заработной плате — своевременное определение исходных данных, таких как объемы работ по видам лесохозяйственных мероприятий, производственная программа и ее трудоемкость, мероприятия по повышению технического и организацион­ного уровня производства, степень механизации и автоматизации производ­ственных процессов, система плановых норм и нормативов и пр.

6. Системы оплаты труда.

Существуют две формы заработной пла­ты — сдельная и повременная. Каждая из них имеет ряд разновидностей. Выбор той или иной формы и системы (разновидности) оплаты труда зависит от условий производства и экономи­ческой эффективности ее применения.

Как сдельная, так и повременная оплата может быть индивидуальной или бригадной (коллективной).

Однако любая система оплаты предполагает установ­ление прогрессивных расчетных норм времени и выработки, заданий, зон обслуживания и т. п.

Расширение повременной оплаты труда не означает отказа от технического нормирования труда.

А. Сдельная оплата труда

Сдельная индивидуальная оплата труда применяется при наличии следующих основных условий: возможности нормирования и учета работы; необходимость увеличения объема работ на данном рабочем месте; возможность актив­ного воздействия рабочего на увеличение объема выпуска; возможность контроля за качеством выполненной работы.

Сдельная коллективная оплата труда широко приме­няется в условиях поточного производства, обслуживания крупных агрегатов и технических комплексов (в металлур­гической, горнорудной, лесной и ряде других отраслей промышленности) и имеет целью обеспечить материальную заинтересованность данного коллектива в конечных ре­зультатах работы, способствуя совмещению профессий, взаимозаменяемости рабочих.

Среди разновидностей сдельной системы Сдельно-пре­миальная оплата Труда как индивидуальная, так и коллек­тивная нашла наиболее широкое распространение. При ней сдельный заработок рабочих дополняется премией за до­стижение определенных показателей, причем размер пре­мии прямо пропорционален достигнутому уровню установленных премиальным положением показателей.

Сдельно-прогрессивная оплата Труда предусматривает оплату работ, выполненных в пределах установленной Нормы (базы) по нормальным сдельным расценкам, а работ, произведенных свыше нормы,— по повышенным (от 25 до 100%) расценкам в зависимости от степени выполнения задания. Данная система предполагает наличие технически обоснованных норм, установление базы премирования на уровне фактически достигнутого выполнения норм за по­следние три месяца и периодический ее пересмотр. Приме­нение этой системы в промышленности ограничено ввиду отсутствия в ней факторов, стимулирующих повышение ка­чества продукции.

Косвенная сдельная оплата Труда — система, которую целесообразно применять для некоторых профессий вспо­могательных рабочих (например, наладчиков, стропальщи­ков, крановщиков), непосредственно обслуживающих груп­пу (участок, бригаду) основных рабочих-сдельщиков и ока­зывающих прямое влияние на выработку обслуживаемых рабочих.

Аккордная оплата Труда представляет такую разновид­ность сдельной оплаты, при которой бригаде или рабочему устанавливается общая сумма заработной платы за выпол­нение задания (обычно крупной работы). Наиболее широкое применение эта разновидность нашла в условиях произ­водства строительных и монтажных работ. Общая сумма зарплаты за аккордную работу рассчитывается по единым нормам и расценкам, имеющим межотраслевой характер, и часто дополняется премией за сокращение установленных сроков строительства, монтажа и т. п.; в этом случае имеет место Аккордно-премиальная оплата Труда.

В промышленности аккордная оплата применяется па аварийных и вызванных чрезвычайными обстоятельствами работах.

Б. Повременная оплата труда

Повременная оплата труда применяется на тех произ­водственных участках, где нормирование и учет выполня­емых работ усложнены либо экономически нецелесообразны, например при жесткой регламентации непрерывных тех­нологических процессов, а также в условиях повышенных требований к качеству, точности работ.

Повременная оплата труда также имеет несколько раз­новидностей.

Простая повременная оплата Основана на исчислении за­работной платы рабочему по часовой (дневной) тарифной ставке присвоенного ему разряда, перемноженной на число фактически отработанных табельных часов (дней). Ввиду недостаточного стимулирующего влияния эта система пра­ктически не применяется.

Наиболее широкое распространение среди разновид­ностей повременной оплаты получила Повременно-преми­альная Система. При этой системе помимо тарифного зара­ботка рабочий получает премию за достижение определенных количественных или качественных показателей.

Окладная оплата труда, Являясь разновидностью по­временной оплаты, применяется для рабочих ряда отраслей промышленности. Характер, содержание и объем труда рабочих некоторых профессий примерно одинаковы, поэтому для них не устанавливаются тарифные разряды.

Рабочие-повременщики, которым установлены месяч­ные должностные оклады, могут премироваться как по от­раслевым типовым положениям из фонда заработной платы, так и по положениям, разрабатываемым на предприятиях, из фонда материального поощрения.

Содержание :

1  Краткая характеристика территории и лесорастущих

Условий Севастопольского гослесоохотхозяйства _____________

1.1  Местонахождение и площадь __________________________

1.2 Организация территории__________________________________

1.3 Основные положения организации лесного хозяйства________

2  Экономические условия _________________________________

2.1  Направления народного хозяйства в районе

Расположения Севастопольского гослесоохотхозяйства __________

2.2 Потребность в древесине ________________________________

2.3 Характеристика путей транспорта _________________________

2.4 Техническое и транспортное обеспечение лесничества ________

2.5 Значение лесного и охотничьего хозяйства в экономике района и охране окружающей среды _________________________________

3. Основные задания и содержание организации

Лесного хозяйства__________________________________________

3.1. Задание организации лесного хозяйства ____________________

3.2. Содержание организации лесного хозяйства ________________

3.2.1 Содержание нормативно-правовых актов и нормативной документации из ведения лесного хозяйства ____________________

3.2.2  Деление лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций, выделения особенно защитных лесных участков _______________________________________

3.2.3  Установка возраста спелости древостоев, норм использования лесных ресурсов _______________________________________

3.2.4  Проведение лесоустройства ___________________________

3.2.5  Ведение лесного государственного кадастра, учета лесов ____

3.2.6. Ведение мониторинга лесов ____________________________

3.2.7 Проведение лесной сертификации _______________________

4. Содержание плана предприятия ____________________________

5.  Основные задачи планирования труда и заработной платы ___

6. Системы оплаты труда ___________________________________

Литература _______________________________________________

Литература :

1.  Цымек А. А., Толоконников В. Б. « Справочник экономиста лесного хозяйства.» - М.: Лесн. пром., 1979.

2.  Лесной кодекс Украины.

3.  « Основы экономики и управления производством» - под ред.

Сигова И. И. – М.: Экономика., 1998.