17 | 07 | 2019

РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА З Основы философских знаний

2. ЗМІСТ РОБОЧОЇ НАВЧАЛЬНОЇ ПРОГРАМИ ДИСЦИПЛІНИ

 

Заняття

Назва розділу, модуля, теми програми.

Тема заняття та короткий зміст

 

Кількість годин

 

Всього

з них

 

аудиторних

самостійних

 

1

2

3

4

5

 

Раздел 1. Человеческое восприятие объективной и субъективной реальности.

18

12

6

 

1.

Тема: Введение. Философия как специфический тип знания.

3

2

1

 

Философия и жизнь. Место философии в самопознании человека. Понятие «философия»: сущность и распространение. Основные источники философии: мифология, религия. Мировоззрение как духовно-практический феномен. Понятие и структура мировоззрения. Принципы формирования мировосприятия: монизм, плюрализм, скептицизм, догматизм, рационализм, сенсуализм. типы мировоззрения. Философия как теоретическая основа мировоззрения. Взаимоотношения «человек-мир» как предмет философского осмысления. проблема человеческого начала. Специфика философского освоения действительности. Основные темы и типы философствования. проблема взаимоотношения бытия и движения. Мир философских размышлений: мышления и бытия, духовного и материального.

Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, гуманистическая.

Философия и наука. Философия и системы культуры. Общечеловеческие ценности в философии. Гуманистическая ориентация философии и поиск способов утверждения гуманизма. Проблемы метода в философии. Диалектика как метод.

 

2.

Тема: Мировой философский процесс. украинская философия в контексте мировой культуры.

Философия древнего мира.

3

2

1

 

История философии. Древняя философия. Человек – центральное ядро всех проблем Древней философии. проблема « Восток-Запад» в современной философии и культурологи. Особенности восточного и западного типов философствования. проблема избавления от страданий в философии Древней Индии. Проблема в философии Древнего Китая. Восприятие объективной и субъективной реальности в натурфилософских школах Древней Греции. Проблема познания мира и содержание познавательной деятельности представителями высокой классики античной философии.

 

3.

Тема: Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

3

2

1

 

Общая характеристика периода средневековья и общественной жизни. Изменения в мировоззрении во время перехода от античности к европейскому средневековью. Сущность христианства и его роль в формировании средневековой философии, идеи средневековой патристики. Схоластика, мистика как ведущие направления средневековой философии. Политика номинализма и реализма. Учения Августина Аврелия Блаженного о человеке. Концепция времени и исторического процесса. Философские взгляды Фомы Аквинского, его рассуждения о взаимоотношении души и тела, веры и разума, формы и материи. Философская мысль позднего средневековья и ее представители: Р. Бекон, Д. Скот, В. Оккам. Проблема взаимоотношения веры и знания ценностей земной жизни и христианского милосердия. Ведущие направления ренессансного философствования: гуманистический антропологизм, платонизм, натурфилософия. Гуманистический характер философии эпохи Возрождения. Философские научные взгляды М. Кузанского. Скептизм философии Мишеля де Монтеля. Социально-политические взгляды М. Макиавелли. Кордоцентризм Б. паскаля, Д. Бруно. Научные взгляды Н. Коперника. Реформация. Проблема личности в гуманистической философской традиции эпохи Возрождения.

 

4.

Тема: Философия Нового времени.

3

2

1

 

Качественно новое направление философии в эпоху ранних буржуазных революций в Европе. Поиски продуктивного метода познания. Философское обоснование новой картины мира ( Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм). Сенсуализм и рационализм как альтернативные методы познавательного процесса.

Механистический характер философии 18в. Новый философский идеал в философии просвещения. Проблема свободы человека и пути ее социального освобождения. Классическая немецкая философия. Моральный смысл ограничения человеческого разума. Основные принципы теории познания и «категоричный императив» И. Канта. Фихте о роли философии в научном познании. Философия человеческого «Я». Шеллинг о тождестве бытия и мышления, материи и движения, объекта и субъекта. Система философии Гегеля. Гегелевская диалектика. Этические и эстетические взгляды Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха. Философия Маркса и Энгельса. Материалистическая диалектика.

 

5.

Тема: Философия в XIX - XXвв.

3

2

1

 

Философия 19в. Изменение классической модели миропонимания. Поиски новой метафоры мира ( позитивизм). программа радикального обновления философии – марксизм, позитивизм, философия жизни.

Отказ от субъект – объективного бытия. Зарубежная философия 20в. Философия модерна и постмодерна. Постмодернизм и аналитическая философия. Критика ценностей западной цивилизации. Отказ от проектов тотального переустройства мира. Проблема бессознательного и иррационального (Ницше, Бергсон, Фрейд). Сциентизм и

Антисциентизм. Экзистенциальная философия. Становление философской антропологии.

 

6.

Тема: Философская мысль в Украине.

3

2

1

 

Источники украинской философской культуры. Мифологическое мировоззрение праукраинского этноса. Философия в Киевской Руси. Становление украинского неоплатонизма 14-16вв. Философско-гуманистическая мысль украинского ренессанса. Специфика реформации в Украине. Зарождение профессиональной философии. Братские школы. Острожский культурно-образовательный центр. Киево-Могилянская академия. Г. Сковорода – родоначальник украинской классической философии. Взаимоотношения теории практики. Самопознание. Теория познания. академическая философия 19в., украинский романтизм ( Гоголь, Шевченко, Кулиш, Юркевич). Философия Бердяева, Шестова, Зеньковского. Философские идеи в Украине в конце 19- начале 20в. « Культурное возрождение» 20-х гг. Украинское философское возрождение 60-х гг. П. Кошкин. Позитивизм В. Лесевича, персонализм О. Козлова, религиозная версия экзинстенциолизма О. Гилерова.

 

Раздел 2. Практический способ человеческого бытия.

8

4

4

 

7.

Тема: Философская онтология: проблема бытия. Проблема бытия в философии. Духовное измерение человеческого бытия

(феноменология).

4

2

2

 

Фундаментальное значение проблемы бытия для философии. Понятие онтологии. Категория бытия. Основные измерения бытия. Человек в бытии. Человек и бытие как «микро» и «макромир». Философское содержание концепции возникновения человека. Понятие «человек», «индивид». «индивидуальность», «личность»,

« уникальность» человеческой жизни, сенс жизни человека. Формы жизненного мира человека: природный мир( географическая среда, техника, производство), обозначение «первой» и «второй» природы. Социальный мир: понятие общества и общественной жизни ( социум, этнос, государство). Сущность понятий «деятельность», «понимание», «общение». Историческое общество бытия, духовный мир ( мир, искусство, религия, философия). практические выводы о человеческом разделении реальности на объективную и субъективную. Реальность бытия и небытия. Единство материи, движения, пространства, времени. Человеческая деятельность как особенный способ самодвижения объективной и субъективной реальности. Типы онтологии: реализм(материализм), спиритуализм(идеализм), монизм, дуализм, плюрализм.

Понятие новейшей философской онтологии. Онтологические измерения духа. Сознание человека как диалектическое взаимоотношение объективной и субъективной реальности, как духовный способ ориентации человека в реальности бытия. Проблематика происхождения, развития и сущность сознания. Идеальный статус бытия сознания. Сознание и язык. Структура и функции сознания. Сознание и самосознание. Философская рефлексия. Сознательное, подсознательное, несознательное. Природа и функции несознательного. Формы влияния на несознательное( аутотренинг, медитация, молитва, гипноз). Общественное сознание. Формы общественного сознания: политическая, правовая, моральная, эстетическая, религиозная, философская. Проблемы выбора свободы и ответственности. Роль ценностей в жизни личности и общества.

 

8.

Тема: Развитие человеческого познания и человеческое познание в развитии. содержание и формы философского учения о развитии. Общие признаки и человеческие критерии. Основное содержание познавательной деятельности.

4

2

2

 

Диалектика как учение об универсальных связях, развитии( основные формы диалектики). Диалектика Г. Гегеля и

К. Маркса. Принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и ее антиподы – софистика, метафизика. Понятие закона. Диалектика количественных и качественных изменений качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Скачки. Противоречие бытия и познания. Единство и борьба противоположностей. Тождество, отличие, противоречие. Основные типы противоположностей. Основные законы диалектики (единство и борьба противоположностей, количественное и качественное изменение, отрицания), их методологическое и мировоззренческое значение. Категории диалектики: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, форма и содержание, возможность и действительность, части и целое, элемент и система.

Понятие гносеологии. Проблема познания в философии. Понятие познания и его виды. Объект и субъект. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое познание. Опосредованное и непосредственное. Логика и интуиция. Познание и творчество. Познание и знание. Проблема истины ( истина объективная и субъективная, абсолютная и относительная, истина – процесс). Критерии истины. Знание и мудрость. Уровни знания: Методология. Способ познавательной деятельности. Взаимоотношения специальных общих методов. Методы и методика. Методы и методология. Современная методология познания. Общие признаки науки. Методология познания как форма организации оптимально эффективной деятельности.

 

Раздел 3. Цель и ценность человеческой жизнедеятельности.

8

4

4

 

9.

Тема: Социальная философия. Человек и исторический процесс. Философия общества. Личность и общество.

4

2

2

 

Понятие «общества» в философских традициях. Основные подходы к пониманию общества. Натуралистические концепции общества. Теория социального действия

( М. Вебер, Т. Парсонс). Теория предметной действительности.( К. Маркс). Типы специальной действительности : активный, традиционный, ценностно-рациональный. Общество как самоорганизационная и саморазвивающаяся система. Природные условия общественной жизни.. географическая среда и ее роль в жизни общества. Исторические типы природопользования. Демографические предпосылки общественного развития. Исторические типы создания населения. Закон Мальтуса. Неомальтузианство и социальная экология. Сущность и структура общественных отношений. Обозначение личности. Характеристика личности как самостоятельной и уникальной существующей. Философия истории о субъекте, движущие силы, условия и предпосылки исторического процесса. человек и история. материальные основы развития общества. Понятие и структура социального производства. Факторы общественного производства. Способ производства материальных благ и его структура. Экономические процессы и проблемы отчуждения человека. Современное экономическое положение Украины. политическая система общества. Общество как система социальных отношений и их технология. типы социальных институтов. Политика как регулятивный механизм функционирования и развития социума. Государство: сущность, происхождение и исторические типы, функция и формы государственного устройства. Гражданское общество. Сущность гражданского движения. Человек как субъект исторического процесса.

 

10.

Тема: Философия культуры и науки. Цель и ценность человеческой жизнедеятельности.

4

2

2

 

Сущность и структура духовной жизни общества. Понятие «культура». Основные признаки культуры. культура и цивилизация. Плюрализм современных культур. Сущность культур, субкультура. Культура как целостное становление человека к миру. Эстетические ценности человека. Гармония высших ценностей – добра, истины, красоты. Проблемы современного национального возрождения и культура современной Украины. Главные тенденции культуры 20в. Специфика науки. Генезис науки. Закономерности развития науки. Новые типы рациональности взаимоотношения науки-религии-философии. Структура науки. Наука как феномен культуры. Современное положение украинской науки, достижения и проблемы. Происхождение и природа техники. Техника как фактор развития современной цивилизации. Эволюция взаимоотношений между наукой и техникой. Концепция технологического детерминизма. Техника и природа. Экотехнология. Философия компьютерной революции. Этические проблемы компьютеризации. Новая информационная среда и проблема человеческих коммуникаций. Герменевтика. проблемы социального проектирования. Смена основополагающих мировоззренческих взглядов функционирования общества. Потоки социальной информации и проблема урегулирования поведенческих характеристик социальных групп.

Аксиология в системе культуры. Человек в системе ценностей. Структура ценностей. Ценность как ядро духовного мира человека. Проблема субъективного выбора. Ценность и цель. Ценность и жизненный смысл. Ценность как регулятор поведения людей: нормотворческая природа человеческих взаимоотношений. Труд как ценность. Базовые ценности человеческого бытия. Высшие духовные ценности. Истина, добро, красота. Понятие о духовном совершенстве. Космическо-природная основа человеческого бытия. Человек, как причина развития биосферы. Идеи В. Вернадского о ноосфере. Глобальные проблемы человечества. Императивы выживания человечества: экологический и моральный. Стратегия человечества в планетарном масштабе. управление развитием человечества. Переход от техногенной к антропогенной цивилизации.

 

Раздел 4. Религиоведение.

20

10

10

 

11.

Тема: Религиоведение как наука. Локальные религии. Мировые религии. Национальные религии.

4

2

2

 

Религиоведение как явление духовной культуры. Возникновение и становление религиоведения как отдельной отрасли знаний. Структура религиоведения: история и теория религии, философия религии, антропология, психология религии. Сущность религии. Интерпретация религии: тотемизм, деизм, пантеизм.

Религия – сложное, духовное создание. Основные элементы религии. Функции религии. География религии. Классификация религии. Причины возникновения и география неорелигии. Религия и мистика в мире сегодня.

Иудаизм - первая монеистическая религия. Исторические формы и особенности догматики, культа. Священные книги иудаизма: Тора, Танах, Талмуд. Иудаизм в Украине. Хасидизм как продукт украинской действительности. Религия Вед. Брахманизм: вероучения и культ. Упанишады. Конфуцианство как социально-философское учение. Синтоизм – японская национальная религия.

 

12.

Тема: Буддизм: история и современность. Ислам.

4

2

2

 

Условия возникновения и развития буддизма. Основы вероучения и культа. Основные направления буддизма. Распространение буддизма. Буддизм в Украине.

Причины возникновения ислама. Основные вероучения, культы и обряды ислама. Шариат: его содержание и принципы. Ислам в Украине: история и современноять.

 

13.

Тема: Давние верования праукраинцев. Христианство : истоки, эволюция. Особенности христианства в Украине.

4

2

2

 

Исторический характер религии. Тотемизм и его корни. Тотемизм и современность. Религиозные мировоззрения киммерийцев, скифов, сарматов. Политеизм наших предков.

Социально-экономические, политические условия формирования христианства. Иисус Христос как символ веры. Основы христианского вероучения. Священная книга – Библия. Раскол христианства. Христианизация Руси-Украины. Особенности Киевского христианства. Христианство как государственная религия. Эпоха Вселенских Соборов.

 

14.

Тема: Православие, католицизм, протестантизм. Особенности в Украине.

4

2

2

 

Православие: истоки, организационная структура и культовые особенности. Регионы распространения.

Католицизм: вероисповедание, культовые и организационные особенности. Ватикан т папство. Восточная политика Ватикана.

Протестантизм: догматизм, культ, обряды раннего протестантизма. Современный протестантизм.

Регионы распространения православия в Украине. Основание Киевской митрополии. Первые Киевские митрополиты. Украинское православие Могилянского времени. Православная церковь Запорожской Сечи. Украинское православие под властью Московской церкви. Православие во времена советского тоталитаризма.

Католицизм в Украине: история и современность. Брестская уния (1596г.) и ее последствия.

Положение и тенденции развития Греко-католической церкви в 17-первой половине 20вв.

 

15.

Тема: Современные нетрадиционные религии. Социальные институты и общества. Направленность личности.

4

2

2

 

Неохристианство( Церковь Богородицы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, мармоны, Новоапостольская церковь, Церковь нового Иерасулима).

Синтетичные религии( Великое Белое братство, Церковь Объединения, Всемирная вера Бахаи).

Религия ориенталистского направления( Товарищество Сознания, Кришны Последователи Саи Бабы, Центры Шри Чанмоя).

Неоязычество ( Родная Вера, Рун вера, Собор Родной Веры).

Характеристика религии как формы мировосприятия исторического процесса. Религия как религиозное мировоззрение. Отношения»человек-мир» в религиозном мировоззрении. Религия как социальный институт. Ее роль в освоении исторического процесса. Религия в системе современных форм осмысления реальности. Религиозная организация. Церковь, секта, деноминация. Конфессионная структура и география религий. Законодательное закрепление свободы совести. Межконфессионные и внутриконфессионные коллизии. религия как форма общественного сознания.

Религиозная действительность, религиозные чувства(религиозные отношения). Международные нетрадиционные религиозные организации и их влияние на молодежь. Мировоззренческое направление религии. Феноменология религии, психология религии.