Сегодня: 19 | 04 | 2024

Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях

В остальных хозяйствах данный Приказ отсутствует. Организация бухгалтерского учета осуществляется на общих принципах ведения, а не конкретно по специфике предприятий, что может отрицательно отразится на деятельность предприятия, так как на сегодняшний день законодательно-правовая база Украины в полной мере не позволяет конкретно для каждой специфики отрасли разрабатывать свои нормативные документы, а предприятия самостоятельно должны их создавать на основании существующих.

От избранного варианта решения этих вопросов зависит построение всей системы бухгалтерского учета и в значительной мере контроля экономического анализа.

Вместе с положениями о бухгалтерию, должностными инструкциями широко используют графики, которые их детализируют и конкретизируют.

Графики разрабатывают руководители учета, а утверждают или руководители предприятия, или главный бухгалтер – если они разработаны структурными подразделениями.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График утверждается руководителем предприятия. Перед передачей в архив первичные документы, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождается справкой для архива, которая содержит: наименование учетного регистра, к которому относятся данные первичные документы; период, за который скомплектованы документы; перечень скомплектованных первичных документов, дату комплектации и передачи документов в архив, подпись ответственного лица.

Срок хранения первичных учетных документов определяется предприятием самостоятельно с учетом требований действующего законодательства. Своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность для пользователя реализуются в учетной политике предприятия (Приложение Ж).

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на приобретение. А при централизованном снабжении делают заявку на получение их от вышестоящей организации (Приложение З).

В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения планов и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризаций составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально-ответственным лицам.

В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки предоставления отчетности, наименования и адреса организаций и учредителей, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователям, во второй - по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.

В плане организации труда работников бухгалтерии определяются структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ.

План счетов называет систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Ныне применяемый план счетов утвержден инструкцией Министерства финансов №291 от 30.11.1999 г.

Для учета специфических операций организации могут разработать рабочий план счетов, который более будут подходить для ведения своей хозяйственной деятельности (приложение З).

Субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять. Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в плане счетов. Она выбирает тех из них, которые ей действительно необходимы.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что на предприятии ОАО «Приднепровское» на высшем уровне организован труд учетных работников. Это следует из того, что на предприятии разработаны следующие документы:

• положение о бухгалтерии;

• приказ об учетной политике;

• должностные инструкции;

• график документооборота;

• учетные номенклатуры, что все это позволяет более эффективно работать и принимать управленческие решения.

Для болей наглядности всю выше изложенную информацию представим в таблице 2.14.

Таблица 2.14 – Элементы организации бухгалтерского учета в исследуемых предприятиях Нововоронцовского района

Предприятие

Элементы организации бухгалтерского учета

Приказ об организации бухгалтерского учета

Положение об бухгалтерии

Должностные инструкции

График документооборота

Рабочий план счетов

ОАО «Приднепровское»

+

+

+

+

+

ОООО «Червонофлотець»

-

-

-

-

-

ОООО «Маяк»

-

-

-

-

-

ОЧП «Степное»

-

-

-

-

-

Внедрение рациональных форм и методов в учетной политике предприятия должно быть определено четко: что и когда, на каком участке и в какой срок внедряется. Это значительно повышает ответственность и руководителя предприятия, и соответствующих работников учета.

Для более эффективного и рационального распределения рабочего времени и труда учетных работников недостаточно только разрабатывать нормативные документы, но иметь информационное обеспечение, что в свою очередь так же влияет на положительное состояние ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Прежде, чем приступить к анализу и оценке компьютерной базы сельскохозяйственных предприятий Нововоронцовского района, следует отметить, что ОАО «Приднепровское» большое предприятие по своим размерам и ведет активную хозяйственную деятельность по сравнению с другими предприятиями района, поэтому его потребность в компьютерной технике значительная, но в связи с малым финансированиям сельского хозяйства со стороны государства и незначительными денежными средствами, т. е. прибылью, хозяйство не может, полностью обеспечивать себя автоматизацией работы сотрудников, хотя, безусловно, компьютеризированные работы значительно облегчили бы, и упростили труд административного персонала.

Для более детального анализа компьютерной базы предприятий составим таблицу 2.14 (Приложение И).

ОАО «Приднепровское» имеет наличии 4 компьютера модели Pentium II (3 шт.) и Pentium III, которые расположены в бухгалтерии предприятия и секретаря председателя хозяйства. Поскольку в бухгалтерии в штате бухгалтерии работает 5 человек, то это количество не полностью обеспечивает ведение бухгалтерского учета на предприятии. Для обработки информации и ее более наглядного предоставления ее пользователям в е бухгалтерии имеются в наличии два струйных принтера, а в секретаря - лазерный.

Материально – ответственными лицами, за которыми закреплены компьютеры и принтеры, являются главный бухгалтер и старший бухгалтер предприятия, а также секретарь - с которыми были заключены договора о материальной ответственности.

В своей работе бухгалтера используют общее программное обеспечение (DOS, Windows). Специализированное программное обеспечение не используется, так это требует дополнительно вложенных средств, которых, как известно на сельскохозяйственных предприятиях нет.

Имеющиеся компьютеры не подключены к локальной сети, к глобальной сети Internet.

В штате работников предприятия также не предусмотрено наличие инженера-программиста. Обслуживание компьютеров проводится своими силами, хотя в случае возникновения серьезных нарушений в работе компьютеров использоваться услуги сторонних компьютерных организаций, которые приглашаются с области или района.

К сожалению, количество компьютеров на предприятии в ближайшее время увеличить не удастся. Общая кризисная ситуация в АПК Украины, и в целом убыточность сельскохозяйственных предприятий обуславливает нехватку средств на расширение производства и компьютеризацию.

Но для эффективной работы не только необходимо наличие компьютерной техники, но и так же работников, которые имеют необходимое образование. Все работники имеют опыт работы как пользователи, поэтому для того, что бы вводить дополнительные единицы техники необходимо, что бы на предприятии был свой программист, который будет следить и устранять неполадки, а так же внедрять достижения НТП, что будет более эффективно способствовать составления показателей деятельности предприятия, а так же составления финансовой, статистической и налоговой отчетности.

Что же касается остальных хозяйств, то они автоматизацией обработки данных обеспечены на очень низком уровне, в ОООО «Маяк» компьютерная техника вообще отсутствует. Данная ситуация объясняется тем, что хозяйства не в состоянии самостоятельно приобрести новую компьютерную технику, а старая не дает таких возможностей обрабатывать информацию в настоящее время, а поддержки со стороны государства на развитие материально-технической базы в настоящее время можно не ожидать.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

3.1 Повышение эффективности труда учених работников

При планировании перспективного развития бухгалтерского учета и его организации необходимо учитывать ожидаемую эффективность запланированных мероприятий, которая может выражаться как количественными, так и качественными показателями.

К качественным показателям относят те, которые отображают степень улучшения методологии, организации и техники учета, анализа и контроля.

Экономические показатели характеризуют эффективность осуществленных или запланированных мероприятий.

Важным показателем, который характеризует эффективность учетных, аналитических и контрольных работ есть их трудоемкость и коэффициент изменения трудоемкости. Коэффициент изменения трудоемкости рассчитывается по формуле:

Кзт = Тбазова (1)

Тфакт

Где Тбазова — трудоемкость за базовый период;

Тфакт — трудоемкость за расчетный период.

Одним из показателей трудоемкости, который отображает эффективность организации учета на предприятии есть показатель нагрузки на один учетного работника (Кнав), который рассчитывают за формулой

Кнав = Среднесписочная численность работников предприятия (2)

Количество учетных работников

По данной формуле рассчитаем для каждого хозяйства нагрузку на одного учетного работника и данные сведем в таблицу 3.1

Данная таблица показала, что наибольшая нагрузка на одного учетного работника приходится в ОООО «Червонофлотець», который обрабатывает информацию на 95 человек, а наименьше в ООО «Маяк» - 10.

Таблица 3.1 – Нагрузка на одного учетного работника сельскохозяйственных предприятий Нововоронцовского района за 2006г.

Наименование показателя

ОАО «Приднепровское»

ОООО «Червонофлотець»

ОООО «Маяк»

ОЧП «Степное»

Нагрузка на одного учетного работника, чел./чел.

33,2

95,0

10,0

17,5

При планировании перспективного развития бухгалтерского учета и его организации нужно рассчитывать эффективность осуществления существенных затрат. В любом случае, расчеты эффективности должны быть проверены на их логичность, соответствие здоровому толку, ведь применение неверных алгоритмов расчетов или неадекватное применение могут привести к ошибочным результатам.

Решение проблемы, повышения эффективности труда специалистов на любом предприятии начинается с подбора кадров на соответствующие должности.

Для обоснования численности работников учетной службы на сельскохозяйственных предприятиях, необходимо руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26.09.2003 № 269 (дальше — Межотраслевые нормативы).

Расчет численности работников учетной службы в сельхозформированиях осуществляют в зависимости от трудоемкости выполненной работы. На каждый вид этих работ одним исполнителем разработаны нормы времени и оформлены нормативные карты. Нормы времени учитывают время на подготовку – завершение работы, обслуживание рабочего места, отдых, другие факторы (качество документа, необходимость его проверок, и многое другое).

В нормативной карте за единицу измерения объема работы принимают один документ, например, одна накладная, ведомость, позиция и т. д. и определенная норма времени (в часах), которое расходует один человек на обработку этого документа.

Зная нормы времени, которое бухгалтер расходует на осуществление определенных бухгалтерских операций, можно рассчитать трудоемкость типичного состава работ, выполняемого одним работником. Это дает возможность определить нормативную численность работников учетной службы сельхозпредприятия, поскольку она рассчитывается в зависимости от трудоемкости типичного состава выполненных работ с учетом факторов, которые влияют на ее величину.

Нормативом определено, что численность работников бухгалтерского учета определяется путем распределения общей трудоемкости типичного состава работ на годовой фонд рабочего времени одного работника и умножением на поправочные коэффициенты, которые учитывают невыход работников в связи с болезнью, отпуском и т. п. и обработку бухгалтерских документов на компьютере.

Но, такое определение численности учетной службы в сельскохозяйственных предприятиях очень трудоемко, так как требует определения затраченного времени по каждому направлению работ выполняемых учетной службой предприятия.

Мы предлагаем расчет численности учетной службы сельскохозяйственного предприятия в зависимости от общей численности личного состава сельхозпредприятия и количества самостоятельных структурных подразделений с использованием формулы:

Н = К * Ч л. с. * N с. п. *Х, У (3)

Где:

Н — нормативная численность работников бухгалтерского учета, чел.;

К — коэффициент регрессии линейного уравнения;

Ч л. с. — численность личного состава, чел.;

N с. п. — количество самостоятельных структурных подразделений на предприятии, ед.;

X, У— коэффициенты регрессии степенного уравнения.

Вид функций связи между численностью и совокупностью факторов выбран в процессе обработки этих данных на компьютере с помощью специализированного программного обеспечения из автоматического расчета норм времени и численности. По уравнению регрессии получают расчетные значения численности.

Для сокращения времени на выполнение математических расчетов численности работников учетной службы приведены нормативы численности, рассчитанные по этим формулам (приложение Й).

Общая нормативная численность (Н) работников из бухгалтерского учета определяется за формулой:

Н общ. = Н * К п. в.р. (4)

Нобщ. — общая нормативная численность работников учетной службы в сельхозформировании, чел.;

Кп. в.р — коэффициент, учитывающий удельный вес работ бухгалтерского учета и отчетности, которая выполняется на ПЭВМ, величина определенная методом исследования:

Удельный вес работ бухгалтерського учета и отчетности, выполняемых на ПЭВМ %

Меньше 70

71-80

81-90

91-95

96-100

Поправочный коэффициент К п. в.р.

1,3

1,2

1,1

1,05

1,0

На основании данных предприятий Нововоронцовского района рассчитаем необходимое количество учетных работников для каждого предприятия и данные сведем в таблицу 3.3

Расчет данной таблицы показал, что для в ОАО «Приднепровское» нормативное количество учетных работников соответствует, так как на предприятии действительно работает 5 учетных работников, что было указано в предыдущих разделах, данная ситуация наблюдается и в ОЧП «Степное», что говорит о рациональном использовании труда учетных работников.