Сегодня: 20 | 04 | 2024

Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях

 

В ОООО «Червонофлотець» необходимо еще в учетный аппарат ввести дополнительно еще 2 работников, так как, согласно расчетов должно быть 3 учетных работников, а в хозяйстве всего 1. Так же необходимо ввести в штат 1 работника бухгалтерии и в ОООО «Маяк».

В современных условиях существования достаточно широкого информационного поля процесс подбора кадров особенно сложный и актуальный, поскольку предприятие часто имеет достаточно широкий выбор из желающих занять вакантную должность. В этом случае и возникает проблема формирования модели специалиста, адаптированной к условиям конкретного предприятия с целью обеспечения его наиболее квалифицированными и соответствующими требованиям кадрами. При построении модели в сельскохозяйственных формированиях возможные варианты:

- модель деятельности руководителя учетной службы, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типичные, профессиональные задания и функции, профессиональные осложнения, типичные учреждения и рабочие места;

- модель личности руководителя учетной службы, куда включаются необходимые качества и свойства.

В целом модель руководителя учетной службы может включать следующие компоненты:

- профессиограммы как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

- профессионально-должностные требования – описание конкретного содержания деятельности специалиста, которые определяют, что и как он должен делать при решении профессиональных заданий в условиях конкретной должности. Профессионально-должностные требования содержат перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

- квалификационный профиль – соединение необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Профессиограмма – это документ, что содержит основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентированно развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещение должности.

В профессиограмме отображаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов. Как правило, профессиограмма содержит: модель сотрудника (профессиональные, деловые, личные качества); модель должности (функции, обязанности, задание, ответственность и т. д.).

Профессиограмма отличается от должностной инструкции в первую очередь двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в сравнительно не большем объеме выкладываются требования к работнику.

Профессиограммы разрабатываются специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометричных матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков.

Большое значение профессиограммы и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала отечественных предприятий международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЕК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000. Профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приобретают особое значение и являются основной проблемой службы управления персоналом.

В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:

1) четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

2) подчеркивать направленность каждого труда в окончательном итоге на благо конкретного человека (гуманистический людиноцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хоть и в опосредствованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

3) выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особенно подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

4) показывать возможные линии развития человека в профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

5) показывать перспективы изменения в самой профессии (которым может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

6) иметь направленность на решение практических заданий (профессиональную учебу, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

7) описывать необходимые некомпенсированные психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хоть и отсутствует у него, но может быть компенсированы.

Все выше сказанное можно представить в виде данных (Приложение К).

Порядок разработки и составления профессиограммы заключается в следующем:

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, которые разбираются в этой профессии, качества, необходимые для этой профессии.

2 этап – подбор инструментов, которые бы эти качества измеряли, апробация на успеваемость и неуспеваемость.

Составление профессиограммы осуществляется в соответствии со следующими принципами:

* Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности.

* Комплексность изучения.

*Динамическое изучение (с учетом развития, изменения деятельности).

* Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияния характеристик деятельности).

* Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).

* Использование качественно-количественных характеристик.

Составление профессиограмм в это время является особенно важным и сложным моментом моделирования руководителя учетного аппарата для каждого конкретного предприятия, поэтому требует четкого понимания необходимости и порядка ее разработки и составления.

В общем значении, мы считаем, что при составлении профессиограмм нужно ответить на следующие вопросы: что делает человек? (использовать наблюдение и самонаблюдение); как человек делает? (анализ действий); для чего человек делает?; что привлечено? (особенности, которыми должен владеть человек, чтобы эффективно выполнять свою работу). Использование профессиограмм на этапе отбора персонала будет способствовать значительному повышению эффективности работы и системы управления предприятием.

Одним из направлений рационализации труда работников бухгалтерии является паспортизация, аттестация и рационализация рабочих мест.

Для осуществления этой работы на предприятии создаются специальные комиссии, которые включают главных специалистов, руководителей подразделений, представителей трудового коллектива (профсоюза), бюро по нормированию труда, которое создается в штате предприятия или на общественных началах из представителей трудового коллектива.

Важность и сложность проведения этой работы заключается в том, что в условиях современного предприятия все производственные и непроизводственные подразделения настолько взаимосвязаны, что от организации работы на любом из них зависит общий ритм работы, результаты не только индивидуального, а и коллективного труда. Необходимо при этом учитывать также физиологию и психологию труда, поведение и взаимоотношения людей в процессе производства.

Паспортизация рабочих мест - это их учет и оформление первичным документом, который содержит нормативные значения показателей, определяющих организационно-технические характеристики рабочего места и их фактическое значение на момент проведения аттестации.

Аттестация рабочих мест в бухгалтерии представляет собой их комплексную оценку на соответствие нормативным требованиям и передовому опыту. Конечной же целью аттестации рабочих мест, ее продолжением является их рационализация, которая предусматривает их правильную организацию и обслуживание.

Рационализация рабочих мест - это совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использования.

На основании паспортизации, аттестации и рационализации рабочих мест решают такую важную задачу, как достижение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов. Всю эту работу необходимо направить на решение конечной цели - меньшим числом работников выполнить полный объем необходимой бухгалтерской работы при наименьшем количестве и стоимости совершенных мероприятий.

Рис. 3.1 – Схема проведения работ по аттестации и рационализации рабочих мест

Документами, которые завершают цикл паспортизация - аттестация - рационализация являются проекты организации и обслуживания рабочих мест (оргтехкарты), которые имеют следующие основные разделы:

-условия работы и оборудование рабочего места;

-детализированные функциональные обязанности исполнителей;

-последовательность и способы выполнения учетных операций;

-нормативы времени на выполнение исполнителем отдельных видов работ и расчет норм обслуживания;

-режимы работы и отдыха;

-оплата труда и организация материального и морального стимулирования.

После детальной разработки оргпроекты утверждаются в установленном предприятием (учреждением) порядке и организовывается их внедрение.

В Украине методическое руководство работой по аттестации рабочих мест осуществляют нормативно-исследовательские станции и пункты по работе, которые есть в каждом областном центре.

3.2 Планирование перспективного развития организации бухгалтерского учета

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета в Украине определены Меморандумом об основных направлениях развития бухгалтерского учета в Украине, применение и совершенствование положений (стандартов) бухгалтерского учета и раскрытие информации в финансовой отчетности предприятий и организаций от 8 ноября 2002 года. В меморандуме отмечается, что:

-выполнение Программы реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.1998 № 1706, обеспечило внедрение основных принципов, методов и оценок за международными стандартами финансовой отчетности в учетную практику предприятий и организаций Украины;

-после внедрения пакета первоочередных нормативно-методических документов из бухгалтерского учета и отчетности, которые в целом обеспечили создание национального регламента бухгалтерского учета, необходимо сосредоточить внимание на совершенствовании действующих положений (стандартов) бухгалтерского учета и принятии других положений с учетом новых международных стандартов финансовой отчетности;

-реформу бухгалтерского учета необходимо рассматривать как составляющую общеэкономической реформы. Реформы в других частях финансово-экономического и налогового законодательства не достигли еще нужного уровня, что препятствует полному применению принципов и методов бухгалтерского учета в рыночных условиях хозяйствования;

-актуальным является дальнейшее упрощение некоторых процедур оценки, учета и представление финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, решение вопроса изменений в налоговом законодательстве для использования данных бухгалтерского учета в налоговых расчетах.

Участники Круглого стола, которые подписали меморандум считают необходимым:

1. Применять основные принципы международных стандартов финансовой отчетности на всех предприятиях. Тем не менее нужно установить разные требования относительно объема раскрытия информации в финансовой отчетности для разных групп предприятий, в частности, с учетом их участия в операциях на рынках капитала и объемов деятельности. В связи с этим:

- предприятия, ценные бумаги которых оборачиваются на фондовом рынке, а также предприятия, которые согласно законодательству обязаны публиковать годовую финансовую отчетность (І уровень), для составления бухгалтерской (финансовой) и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности применяют международные стандарты финансовой отчетности;

- предприятия, которые не выпускают в обращение ценных бумаг и не обязаны публиковать годовую финансовую отчетность (П уровень), применяют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета;

- предприятия - субъекты малого предпринимательства (Ш уровень) применяют упрощенную систему правил и процедур бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая возможность оценки активов за исторической себестоимостью.

2. Создать рабочую группу по координации мероприятий, которые проводят государственные учреждения по вопросам бухгалтерского и налогового учета.

3. Усилить государственные рычаги руководства с целью улучшения координации регулятивных мероприятий в учете и аудите.

4. Продолжить мероприятия по практическому внедрению на предприятиях национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, в том числе путем определения критериев существенности информации, профессионального суждения и повышения квалификации учетно-экономичнского персонала.

5. Совершенствовать систему статистической отчетности с учетом системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

6. Внести изменения в налоговое законодательство с целью формирования оптимальной модели взаимосвязи системы налогообложения с системой бухгалтерского учета.

7. Внести изменения в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и подготовить предложения относительно внедрения системы назначения на должности главных бухгалтеров предприятий и организаций, которые привлекают средства физических и юридических лиц, специалистов, которые получили в установленном порядке квалификационный сертификат профессионального бухгалтера.

Эффективное функционирование любой системы, и в том числе бухгалтерского учета обеспечивают следующие составляющие:

1) кадровая составляющая;

2) материальное обеспечение;

3) информационная составляющая;

4) организационная составляющая.

Итак, планирование перспективного развития бухгалтерского учета на предприятии должно быть направлено, прежде всего, на повышение качества названных составляющих.

Основой совершенствования бухгалтерского учета является повышение уровня экономических знаний и деловой квалификации работников учета, поскольку в современных условиях правильно и рационально организовать учетные работы в хозяйстве могут только специалисты, которые знают как методологию и технику учета, так и экономику производства. Они должны владеть определенным уровнем знаний в области планирования, финансирования, кредитования, экономического анализа, права, эффективно использовать современные средства вычислительной техники для обработки учетно-экономической информации.

Увеличение и осложнение хозяйственных связей в условиях рынка, а отсюда - рост оперативной информации, необходимой для управления, требуют дальнейшего совершенствования организации бухгалтерского учета, а также повышения уровня экономических знаний и деловой квалификации всех учетных работников. Рационально организовать учет могут только специалисты, которые владеют глубокими знаниями как по методологии и технике бухгалтерского учета, так и по экономике, праву, анализу и аудиту.

Материальная составляющая предусматривает материальное обеспечение рабочего места средствами труда, важное место среди которых занимает компьютерная техника и программное обеспечение бухгалтерского учета. Совершенствование качества компьютерной техники и ее возможностей не является предметом бухгалтерского учета, а вот программное обеспечение предусматривает непосредственное участие в процессе его совершенствования бухгалтеров, прежде всего путем формирования требований к нему. Следует отметить, что программное обеспечение бухгалтерского учета на сегодня не в полной мере отвечает установленным к нему требованиям. Данные о соответствии наиболее распространенного в Украине программного обеспечения отдельным требованиям 1 приведены в табл. 3.4