Сегодня: 11 | 12 | 2019

Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях

На основании показателей об объёмах работ и нормах времени на один документ определяют общее количество учетных работников в каждом топологическом подразделении по формуле

Чо п.= Х * Н ч / 9360,

Где Х - среднемесячное количество первичных документов;

Н ч - норма времени на один документ;

9360 – месячный фонд рабочего времени одного бухгалтера, мин.

С помощью данного метода можно приблизительно определить необходимое количество учетных работников (приблизительно потому, что в каждый период времени обрабатывается разное количество документов).

Учетный, контрольный и аналитические процессы осуществляются в бухгалтерии предприятия и других функциональных подразделениях аппарата управления, что требует четкого определения задач и функций как каждого с этих подразделений, так и отдельных должностных лиц. С этой целью следует построить организационно–функциональную модель бухгалтерии и других подразделений.

Для организации учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности как функций управления необходимо определить структурные подразделения, их задачи, построить организационную структуру бухгалтерской службы.

Различают три организационные структуры аппарата бухгалтерского учета: линейную, линейно-штабную и функционально-комбинированную.

Линейная организация предусматривает непосредственное подчинение всех исполнителей руководителю – главному бухгалтеру. Такая организационная структура характерна для небольших хозяйств, где численность работников учета, контроля и анализа не превышает 10-12 лиц (рис. 1.1)

При линейно-штабной организации структуры бухгалтерского учета, контроля и анализа создаются промежуточные звенья – сектора (подразделения), которые могут объединять несколько групп. Такая организационная структура характерна для большинства хозяйств, где бухгалтерский аппарат насчитывает 10-12 лиц (рис. 1.2).

Рис. 1.1 - Линейная организация структуры аппарата бухгалтерского учета.

Система отобранных должностей должна полностью отвечать требованиям и отражать используемую структуру аппарата бухгалтерского учета, быть средством эффективного использования человеческих ресурсов.

Расходов на производство и себестоимость

Сектор учета

Рис. 1.2. Линейно – штабная организационная структура аппарата бухгалтерского учета.

К важным составляющим организационной бухгалтерской работы на предприятии следует также отнести:

1. отбор учетных номенклатур;

2. определение форм и составление альбомов первичных документов, учетных регистров, отчетности;

3. разработку организационных регламентов (положений о бухгалтерии предприятия, должностных инструкций и т. д.);

4. создание системы материальной ответственности;

5. разработку обоснованных разовых и постоянных графиков проведения внутрихозяйственных ревизий, инвентаризаций, других форм и методов контроля.

Следует также подчеркнуть, что организация учета это не только текущее управление учетом, но и планирование его совершенствования и развития, т. е. не только тактическое, но и стратегическое руководство им.

1.2 Квалификационные характеристики учетных работников

По сути, именно права и обязанности составляют профес­сию. В связи с этим они должны быть четко и должным образом определены. Источников для такого определения может быть несколько:

1) законодательство. Если на законодательном уровне опре­делен некий набор прав и обязанностей конкретного лица и/или установлены их рамки, то эти указания следует считать основопо­лагающими. Но в то же время они не являются исчерпывающими. Следует учитывать также общие требования законодательства: гражданского — в отношениях с предпринимателем и аудитор­ской фирмой и трудового — в отношениях с бухгалтером — на­емным работником;

2) договор, если правоотношения осуществляются в рамках ГК [15] (Приложение А). Так, в договоре с аудиторской фирмой или с частным предпринимателем — бухгалтером о ведении бухгалтерского учета должен быть определен весь перечень пре­доставляемых прав и обязанностей. Здесь все зависит от воли сторон — равноправных субъектов гражданских правоотношений;

3) должностная инструкция для бухгалтера — наемного работника. Следует учитывать, что положения должностной инструкции, конкретизируя права и обязанности работника, не должны ущемлять его общих прав и социальных гарантий. Должностной инструкции главного бухгалтера посвящен от­дельный раздел книги, где подробно рассмотрены порядок ее составления, содержание, допустимый уровень конкретизации прав и обязанностей.

Итак, основополагающими являются законодательные пред­писания относительно прав и обязанностей бухгалтера. Рассмот­рим их подробнее, в хронологии реформы бухгалтерского учета в Украине.

В наследство от Союза нам досталось весьма конкретное, спе­циальное постановление Совета Министров СССР «Положение о главных бухгалтерах» от 24.01.80 г. № 59 (далее — Поло­жение о главных бухгалтерах) [44]. И несмотря на все обилие документов периода независимости, споры относительно его дей­ствительности продолжаются по сей день. Если рассуждать с позиций «авторитетности» Минфина и ГлавКРУ в сфере нормативного регулирования бухгалтерского учета, то предпочтение, безусловно, следует отдать Минфину. Кроме того, его доводы относительно недействительности Поло­жения о главных бухгалтерах [44] более убедительны: на смену нормам этого документа пришли аналогичные по своей направ­ленности нормы Положения об организации бухгалтерского учета [14], а потом — Закона о бухучете [19]. В связи с этим остается констатировать, что Положение о главных бухгалтерах [44] начиная с 3 апреля 1993 года и но состоянию на сегодняш­ний день является недействующим, а значит, его нормы не могут применяться к правам и обязанностям бухгалтера.

Далее в табличной форме представим «эволюцию» прав и обя­занностей бухгалтера в контексте «бухгалтерской реформы» в Украине.

Как видно, действующие сегодня положения Закона о бухуче­те [19] относительно нрав и обязанностей бухгалтера являются самыми общими. Законодатель оставил здесь широкую сферу для частного (внутреннего) регулирования посредством гражданско-правового договора или должностной инструкции. Необходимо лишь учитывать важный момент: такое регулирование не должно выходить за рамки общих гарантий КЗоТ [24], ГК [15] и ХК [59], ущемляя бухгалтера в его трудовой или предпринимательской деятельности.

Нормативным документом, применение которого является обязательным во всех вопросах управления персоналом на пред­приятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственно­сти и видов экономической деятельности, является Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 (далее — Справочник характеристик профессий) [52].

Он представляет собой систематизированный по видам эко­номической деятельности сборник описаний профессий, которые приведены в Классификаторе профессий (ДК 003-95) [14]. В нем содержатся показатели и признаки, которые приближают его с методологической, методической и нормативно-практической стороны к национальным изданиям такого направления других стран. В нем также учтены рекомендации исполнительных органов Международной организации труда и Содружества Независимых Государств.

Именно на основании Справочника характеристик профессий [52], с учетом требований действующего законодательства Ук­раины, работодатель разрабатывает и утверждает должностные инструкции для руководителей, профессионалов и специалистов, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников этих групп и особенности штатного расписания предприятия. Для технических служащих и рабочих в случае необходимости разрабатываются рабочие инструкции. Кроме того, Справочник характеристик профессий [52] применяется как базовый элемент организации оплаты труда вместе с тарифными сетками (схемами должностных окладов), тарифными разрядами, тарифными ставками и коэффициентами (межквалификационными соотношениями), которые образуют тарифную систему оплаты труда. Тарификационные процедуры устанавливаются и регулируются законодательством Украины, генеральными, отраслевыми, региональными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

Квалификационная характеристика профессии бухгалтера (как и других профессий) состоит из нескольких разделов, таких как «Задачи и обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования», «Специализация», «Примеры работ».

Так, в разделе «Задачи и обязанности» дано описание работ, свойственных данной профессии.

В разделе «Должен знать» описываются так называемые базовые знания, умения, навыки, методы и приемы безопасного выполнения работ, усвоение и применение которых является обязательным для работника на должности бухгалтера. Следует отметить, что в целом отрасли знаний и способы реализации работ тесно связаны с направлениями необходимого для этого образования, практической подготовкой в виде профессиональной специализации в соответствии с достижениями науки, техники, технологий, организации труда на производстве или в сфере услуг.

В разделе «Квалификационные требования» указан опре­деленный уровень специальной подготовки работника, который необходим для выполнения возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы.

Для профессиональной группы «Руководители» установлены 2 типа требований, обязательных для руководителей первичных подразделений — заведующих сектором (бюро) в отделе (управле­нии) бухгалтерского учета, руководителей структурных подраз­делений высшего уровня — главного бухгалтера или начальника (заведующего) отдела (управления) бухгалтерского учета. Сле­дует отметить, что квалификационная характеристика профессии руководителя «Главный бухгалтер» распространяется на все про­фессии руководителей подразделений бухгалтерского учета пред­приятий, учреждений и организаций: «Начальник управления», «Начальник отдела (самостоятельного)», «Начальник отдела (в составе управления)», «Начальник бюро», «Начальник сектора», «Заведующий отделом (бюро)», «Заведующий сектором».

Основными характеристиками, которые непосредственно со­ставляют концепцию профессии бухгалтера, прежде всего явля­ются квалификационные требования. К ним относятся: наличие у работника полного высшего образования соответствующего направления подготовки (магистр, специалист), последипломное образование в отрасли управления или в сфере ведения бухгал­терского учета, а также наличие стажа бухгалтерской работы (для магистра — не менее 2 лет, специалиста — не менее 3 лет). В зависимости от уровня образования и стажа работы перед работниками-бухгалтерами ставятся разные задачи и цели, вы­полнение которых является их профессиональной деятельностью.

С целью улучшения нормирования труда как важной состав­ляющей повышения эффективности производства, роста произво­дительности труда, усиления социальной защищенности работников, обеспечения оптимального соотношения между объемом труда и ее оплатой, эффективного использования рабочего времени, развития и распространения национальной нормативной базы по труду, усиления методической организационной и практической помощи предприятиям разработаны Межотраслевые нормативы численности работников бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минтруда от 26.09.2003 г. № 269. Это своего рода сборник нормативов численности, в котором содержатся нормы времени на выполнение работ по бухгалтер­скому учету и нормативы численности работников бухгалтерского учета предприятий.

Сборником предусмотрено применение документов по бух­галтерскому учету и отчетности, утвержденных Министерством финансов Украины и Государственным комитетом статистики Ук­раины. Нормы времени разработаны для всех видов бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденным приказом Мини­стерства финансов Украины от 30 ноября 1999г. № 291 [42]. Единицы измерения объема работ приведены в нормативных картах (один баланс, одна ведомость, одна позиция и т. д.).

Порядок проведения расчета норматива численности работни­ков бухгалтерского учета предприятия изложен в общей части Сборника нормативов численности [29].

Кроме того, сборник нормативов ориентирован на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы в соответствии с санитарно-ги­гиеническими стандартами. Рассмотрим подробно, какие критерии и требования являются для этого обязательными.

Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работ­никами, которые причастны к бухгалтерскому учету, правомер­ных требований относительно соблюдения порядка оформления и представления к учету соответствующих документов.

Итак, организация труда на предприятии осуществляется для того, чтобы:

- регламентировать обязанности и ответственность каждого работника;

- предусматривать комплексное решение всех вопросов орга­низации труда на основе разделения и кооперации труда.

Важным элементом организации труда работников бухгалтер­ского учета является рациональное планирование служебных помещений.

Как определено в Сборнике нормативов численности [29], нормативы численности рассчитаны при условии, что каждый специалист выполняет работу с применением компьютерных про­грамм по бухгалтерскому учету. При работе на компьютере следует придерживаться требований гигиены труда, таких как заданные параметры воздушной среды (температура, относительная влаж­ность, барометрическое давление). В помещениях рекомендуется осуществлять кондиционирование воздуха.

Нормальными климатическими условиями эксплуатации ком­пьютера являются:

* температура окружающего воздуха — 20 ± 5 "С;

* относительная влажность окружающего воздуха — 65 ± 15 %;

* атмосферное давление - от 84 до 107 кПа (630 - 800мм рт. ст.);

* максимальная запыленность воздуха в помещениях при размере частиц не более 3 мкм - 0,75 мг/куб. м.

Расстояние между глазами работающего за компьютером и эк­раном компьютера должно быть не менее чем полторы длины Диагонали используемого монитора; дисплей следует располагать ниже уровня глаз на 15 градусов, а клавиатуру — на расстоянии коло 40см от туловища. Монитор должен располагаться таким образом, чтобы солнечные лучи и свет ламп не от­ражались от него и не ослепляли работающего. Уровень яркости экрана должен соответствовать яркости света в помещении.

Основной принцип организации рабочего места работников бухгалтерского учета — комплексное оснащение его необходимыми средствами труда. Большое значение в оснащении рабочих мест имеет установка мебели из унифицированных элементов, которые выбираются с учетом должностных обязанностей и характера работы для каждого работника. Из таких элементов можно монтировать разнообразные рабочие столы, приставки к ним, тумбы и др. Расстояние между рабочими местами должно быть 0,75 — 0,9м. Для хранения технической и справочной литературы, а также папок с документами предлагается шкаф общего пользования.

Особое значение имеет освещение рабочего места. Если на рабочем месте есть местное освещение, рекомендуется применять поворотные, передвижные лампы.

Рекомендуемые нормы освещения служебных помещений и рабочих мест:

* в случае люминесцентного освещения — 300 люкс;

* в случае освещения лампами накаливания — 150 люкс.

Эффективность освещения в служебных помещениях повы­шается при рациональном окрашивании стен, потолков. На эффективность труда существенно влияет цвет помещения. Самыми благоприятными являются белый, зелено-голубой, светло-зеле­ный, бежевый. Эти цвета не только успокаивающе действуют на нервную систему человека, но и значительно улучшают освещен­ность в помещениях.

И конечно, существенным фактором в улучшении организации труда является озеленение помещений. Несмотря на то, что озеле­нение помещений относится к декоративным элементам интерьера, оно улучшает состав воздуха, уменьшает нервно-психическую усталость, что особенно важно для умственного труда.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧЕТНЫХ РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НОВОВОРОНЦОВСКОГО РАЙОНА, ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Экономическая характеристика сельскохозяйственных предприятий Нововоронцовского района, Херсонской области

Согласно данным Статистического ежегодника Украины за 2005 год [55] в 2005 году в Херсонской области действовало 3073 сельскохозяйственных предприятий. Хозяйственную структуру и количество субъектов сельскохозяйственных предприятий рассмотрим в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Количество действующих хозяйственных субъектов с. – х. в 2005 году

Предприятия по организацинно-правовой форме собственности

Количество единиц в Украине

Количество единиц в Херсонской области

В % к Украине

В % к общему количеству по Херсонской области

Хозяйственные общества

7900

227

0,3

7,3

Частные предприятия

4123

137

0,2

4,4

Производственные кооперативы

1521

33

0,1

1,1

Фермерские хозяйства

42447

2589

4,4

84,2

Государственные предприятия

386

20

0,1

0,6

Предприятия других форм собственности

1500

67

0,1

2,2

Всего

57877

3073

5,30

100,00

Как видно из структуры на конец 2005 года сельскохозяйственные предприятия Херсонской области практически отошли от государственной формы собственности, которая занимает лишь 0,1 % от общего количество хозяйств по Украине и 0,6 % по Херсонской области, к фермерским хозяйства, которые в отношении Украины составляют 4,4 % и 84,2 % соответственно в Херсонской области. Это связано с появлением льготных программ финансирования развития фермерских хозяйств, поэтому крестьянин почувствовал себя хозяином на земле.

Второе место в структуре сельскохозяйственных формирований Херсонской области по численности занимают хозяйственные общества (227 предприятия или 7,3 % от общего числа Херсонской области и по Украине 0,3 % соответственно).

В последнее время сократилось число акционерных обществ, сформированных на базе бывших совхозов – заводов. Частные предприятия, производственные кооперативы и прочие формы хозяйствования занимают в структуре приблизительно одинаковые позиции (соответственно 4,4 %, 1,1 % и 2,2 % к общему их числу по Херсонской области).

В процессе многочисленных преобразований в аграрном секторе произошло изменение специализации (в некоторых случаях даже отказ от нее), снижение (вплоть до полного разукрупнения) концентрации сельхозпроизводства, а также нарушение сложившихся кооперативных и интеграционных связей.

Новые сельскохозяйственные формирования оказались не в состоянии технически обновлять производство в массовом порядке переходят на упрощенные технологии, деиндустриализацию отраслей, использование неквалифицированного ручного труда.