Сегодня: 19 | 04 | 2024

Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях

Также личностно-профессиональные качества руководителя учетной службы можно оценивать, используя ниже представленный вариант практического применения метода шкалирования, предполагающий оценку тех или иных качеств руководителя по четырем уровням выраженности: идеальном, благоприятном, удовлетворительном, неблагоприятном (рис. 2.5).

Таблица 2.11 - Шкала оценки деловых качеств руководителя учетной службы

1. Аналитические способности

5 4 3 2 1

Неспособность к мышлению

2. Творческие способности

5 4 3 2 1

Шаблонность мышления

3. Аналитические способности

5 4 3 2 1

Неспособность к административной работе

4. Деловое чутье

5 4 3 2 1

Неспособность к деловой активности

5. Развитость письменной речи

5 4 3 2 1

Убогость письменной речи

6. Умение составлять убедительные документы

5 4 3 2 1

Составление беспомощных документов

7. Умение владеть устной речью

5 4 3 2 1

Неспособность хорошо говорить

8. Умение слушать других

5 4 3 2 1

Неспособность слушать собеседника

9. Наличие волевых качеств

5 4 3 2 1

Недостаточность волевых качеств

10. Сдержанность в выражении чувств

5 4 3 2 1

Неспособность к сдержанности

11. Умение общаться

5 4 3 2 1

Неспособность к общению

12. Гибкость ума

5 4 3 2 1

Шаблонность мышления

13. Стремление общаться с коллегами, специалистами других профилей

5 4 3 2 1

Стремление избежать встреч с коллегами, другими специалистами

Реализация данного варианта метода шкалирования включает:

-проведение экспертной оценки и построение на ее основе «эталонной» профессиограммы, отражающей наиболее приемлемый уровень выраженности оцениваемых качеств для руководителя учетной службы;

-средневзвешенную оценку и графическое отображение фактического уровня оцениваемых качеств руководителя учетной службы;

-расчет средних баллов значений качеств каждого из оцениваемых руководителей, построение профессиограмм, проведение анализа их соответствия требуемому уровню и определение величины отклонения от фактических среднегрупповых значений.

Оцениваемые качества

Оценки

Идеальная

Благоприятная

Удовлетворительная

Неудовлетворительная

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

Эрудиция и опыт

Аналитические способности

Профессиональная компетенция

Плановость работы, самоменеджмент

Динамичность и гибкость мышления

Физическое здоровье

Уровень культуры труда

Способность представлять свои идеи

Мотивация к достижению целей

Работоспособность

Отзывчивость к новому

Коммуникабельность

Увлеченность

«эталонная» профессиограмма

профессиограмма главного бухгалтера ОАО «Приднепровское»

Рис. 2.5 - Оценка личных качеств руководителя учетной службы

На основании общей суммы оценок получаем достаточно полную характеристику руководителя с учетом предъявляемых к нему требований. Однако довольно часто по некоторым качествам руководителя, претендующий на конкретную должность, не соответствует им. В таком случае, необходимо выяснить, нельзя ли пренебречь тем или иным качеством (в разумных пределах), не в ущерб производственной стратегии и кадровой политике предприятия. Нужно отметить, что приводимые нами шкалы вполне могут быть изменены в каждом конкретном случае, с учетом конкретной специфику предприятия.

Основываясь на методических подходах определения стоимостного капитала, потенциал руководителя можно оценить как совокупность инвестиций, т. е. затрат на его формирование. Данные затраты включают: расходы на воспитание, поддержание здоровья, оплату медицинских услуг, одежду, питание, расходы на учебу, затраты на формирование и подготовку специалиста, расходы на мобильность, поиск работы, повышение квалификации и др.

Таким образом, деятельность специалистов во многом предопределяется тем, насколько объективно обусловлены требования к личностным и профессиональным качествам, критерии оценки их труда и каковы механизмы ее проведения.

Изучая содержание труда руководителя учетной службы, мы пришли к выводу, что наиболее значительным положительным мотивирующим фактором является результат работы.

В качестве основных факторов, влияющих на их мотивацию, можно выделить: доступ к распоряжению материальными ценностями, избежание возможных административно-уголовных санкций, финансовую стабильность, наличие «нужных» связей, служебно-должностные перспективы и возможности профессионально-квалификационного роста, престиж должности, социальный статус.

Основной проблемой формирования эффективной мотивации современного специалиста аграрной сферы является создание системы действенных стимулов к труду. Однако в настоящее время эффективной стала теневая мотивация, как для руководителя, так и для подчиненных (дифференцированно от места, занимаемого в иерархии управления).

Функциональная оценка деятельности руководителя учетной службы подразумевает детальный анализ объема и полноты выполнения им своих должностных обязанностей. Оценка сложности основных функций может быть определена следующим образом:

1) Характер работ, составляющий содержание труда:

-организационные результаты, имеющие преимущественно творческий характер, непосредственно связанные с постановкой новых задач;

-разработка сложных программ и их обоснование;

-координация и контроль деятельности подразделений предприятия и его функциональных служб;

-организационно - распорядительные и координационные результаты.

2) Разнообразие, комплексность работ:

-работы, охватывающие весь комплекс вопросов, связанных с деятельностью предприятия, требующие технического, экономического и социального обоснования и согласования;

-полная самостоятельность в выборе средств и методов, поставленных перед предприятием задач.

3) Масштаб и сложность деятельности.

4) Ответственность.

Функциональная оценка содержания труда и степени соответствия специалиста занимаемой должности направлена на реализацию трех целей:

Информационную – выявление сильных и слабых сторон трудовой деятельности, корректировка поведения;

АДминистративную – проводится проверка для принятия решения о переводе на другую работу; поощрение, наказание; направление на обучение и переподготовку; прекращение трудового договора;

Мотивационную – результат оценки сам по себе является важнейшим мотивом поведения, а выявление сильных сторон и интересов специалиста позволяет объективно вознаграждать его.

Процедура функциональной оценки труда руководителя учетной службы будет эффективной при соблюдении следующих условий:

* установление четких стандартов и критериев оценки результативности труда;

* выработка процедуры проведения оценки результативности труда (когда, как часто и кто проводит оценку, методы оценки);

* предоставление полной и достоверной информации оценщику о результативности труда.

Росту эффективности реализации потенциала специалистов и работников, а значит, развитию сельскохозяйственного предприятия в целом, способствует выработка концепции формирования действенной мотивации труда.

В дореформенный период учетной служба в наиболее крупном сельскохозяйственном предприятии включала до 7-8 человек (ведущих бухгалтеров, бухгалтеров по отраслям производства, бухгалтеров по промышленности, бухгалтеров по труду и др.).

Важнейшей составляющей потенциала учетной службы предприятия является ее кадровый потенциал – специалисты соответствующего профиля, стажа, наличия последипломного образования, систематическим повышением квалификации.

Таким образом, роль руководителя учетной службы сельскохозяйственных предприятий трансформируется от выполнения чисто плановых функций к решению широкого спектра практических задач менеджмента в условиях формирующегося рынка, но адаптация учетной работы в сельскохозяйственных формированиях к новым условиям хозяйствования осуществляется недостаточно обоснованно и не всегда последовательно.

Рассмотрим кадровый состав учетной службы предприятий Нововоронцовского района в последние годы (таблица 2.12).

Сельскохозяйственные предприятия Нововоронцовского района обеспеченны руководителями учетных служб на 100,0 %, при этом преимущественно женщин занимаемых данную должность их состав в общей структуре составляет 100,0 %.

Характеристика кадрового состава учетных работников показал, что обеспеченность их от штатной потребности составляет 100 % по всем хозяйствам, только можно отметить, что в ОООО «Червонофлотець» в штате не хватает одного бухгалтера. В целом все хозяйства имеют в своем штате главных бухгалтеров, которые отвечают за ведение бухгалтерского учета.

 

Анализ возрастного состава работников учетной службы показал, что на предприятиях аграрной сферы последние время руководители учетной службы старше 40 лет. Данная ситуация объясняется тем, что молодые специалисты не идут работать в сельскую местность из-за низкого уровня оплаты труда.

Поэтому на всех предприятиях работают бухгалтера, которые имеют в данной сфере очень большой опыт работы, при этом так же закончив в свою очередь высшие заведения или пройдя курсы повышения квалификации.

В современных условиях информация является важнейшим и необходимым ресурсом для функционирования учетной службы, так как она охватывает информацию о состоянии производства, экономики, организации, социальных механизмах в обществе и многом другом.

Но несмотря, на применение в работе учетной службы новых подходов, все же не стоит забывать и о образе жизни, условиях работы, так как психологические особенности, микроклимат в коллективе, уровень дисциплины возглавляемой службы, так же внешние факторы откладывают отпечатки на эффективности работы учетного аппарата.

Следовательно, для достижения хороших результатов необходимо изучать лишь общие позиции развития предприятия – передовика, а не проводить детальный анализ его цифрового материала. Это связано с тем, что при изменении объекта и условий, необходимо менять и методы, технологию достижения финансово – экономического успеха данного предприятия.

2.3. Состояние организации труда учетных работников сельскохозяйственных предприятий Нововоронцовского района

Своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность для пользователя реализуются в учетной политике предприятия. Учетная политика - это выбор самим предприятием методических приемов, позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.

Организация учетного аппарата - это, в основном, построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления.

Руководители организации могут в зависимости от объема учетной работы:

• учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• ввести в штат должность бухгалтера;

• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

• вести бухгалтерский учет лично.

Формы организации бухгалтерского учета в Украине представим в табл. 2.13

Таблица 2.13 - Формы организации бухгалтерского учете в Украине

Форма организации бухгалтерского учета (п.4 ст.8 Закона о бухучете)

Характер отношений

Лицо, наделенное правами и обязанностями по ведению бухгалтерского учета на предприятии («полномочный бухгалтер»

1

2

3

Самостоятельное ведение учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия *

Такой собственник или руководитель предприятия, осуществляя бухгалтерский учет, для этого может не вступать с предприятием в трудовые соглашения

Собственник или руководитель предприятия

Введение в штат предприятия должности бухгалтера

Трудовые отношения в рамках КЗоТ

Бухгалтер

При больших объёмах работы – создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером

Главный бухгалтер

Пользование услугами частного предпринимателя – специалиста по бухгалтерскому учету

Гражданско-правовые отношения в рамках ГКУ

Частный предприниматель - бухгалтер

Ведение учета централизованной бухгалтерии или аудиторской фирмой

Гражданско-правовые отношения в рамках ГКУ

Централизованная бухгалтерия или аудиторская фирма

* Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых подлежит обнародованию.

Так устанавливает Закон о бухучете. И следует отметить, что в возможных формах организации бухгалтерского учета он не вводит ничего нового, что ранее не было предусмотрено поста­новлением КМУ «Об утверждении Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине» от 03-04.93г. № 250. Возможные формы организации бухгалтерского уче­та остались теми же. Некоторым изменениям подверглись лишь нормативно закрепленные права и обязанности «полномочного бухгалтера».

Говоря о такой форме организации бухгалтерского учета, как бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером, нельзя не сказать о том, является ли главный бухгалтер должностным лицом с точки зрения действующего законодательства. Это важно в контексте обсуждения вопросов ответственности должностных лиц.

По существу, комментируя понятие «должностное лицо», авто­ритетные органы основываются на трактовке, которая содержится в примечании к ст. 364 УК: «Служебными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности согласно специальным полномочиям».

Таким образом, главным бухгалтерам необходимо помнить, что они могут нести ответственность, установленную действующим законодательством для должностных лиц.

Организация работы учетного аппарата на предприятии начинается с создания Положения о бухгалтерии предприятия. Основой разработки положения о службе отдела управления бухгалтерского учета и других отделов, в которых осуществляется контроль, является положение.

На сельскохозяйственных предприятиях, которые анализируются в данной дипломной работе, только в ОАО «Приднепровское» разработано Положение о бухгалтерии предприятия, которые мы рекомендуем для других предприятий (Приложение Б).

Положение о службе бухгалтерского учета предприятия разрабатывается на основании Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Украине и других нормативных актов.

При составлении общего положения о бухгалтерской службе предприятия, где предусмотрено разделение службы на подразделения, необходимо разработать о каждом подразделении. Структура такого документа должна иметь такие разделы:

• общие положения;

• основные функции и задачи;

• права;

• связи с другими подразделениями;

• ответственность руководителя.

Положение стимулирует четкому разделению труда между подразделениями и создает нормативно-правовую основу дисциплинарного и материального действия на лиц, виновных в нарушении правил.